Дисциплинарное производство прекращается

-при отсутствии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности;

-При пропуске сроков привлечения к дисциплинарной ответственности;

-при нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случае, если есть возможность ограничиться рассмотрением дисциплинарного производства на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президентом Республики Беларусь при наличии законных оснований, может быть наложено любое дисциплинарное взыскание на любого судью без возбуждения дисциплинарного производства. При этом судья может давать объяснения по поводу совершенного им дисциплинарного проступка.

15. Прекращение полномочий судьи. Отставка судей. Общими основаниями для прекращения полномочий судей всех судов является: отставка судьи; подача заявления об освобождении от должности судьи соответствующего суда по собственному желанию; истечения срока его полномочий; отказ от принесения присяги; прекращение гражданства Республики Беларусь (вследствие выхода из гражданства или его утраты); назначение (избрание) на другую должность или перевода на другую работу; занятие деятельностью, несовместимой с деятельностью судьи, несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой; грубое нарушение должностных обязанностей; совершение проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе; вступление в законную силу обвинительного приговора; вступление в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным; признание судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; смерть судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.Кроме того полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей, а также систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года). Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда) осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе по совместному представлению Министра юстиции и соответственно Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, основанного на заключении соответствующей квалификационной коллегий судей.

Прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда осуществляет Президент Республики Беларусь. О прекращении полномочий председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания.Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи. Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд.В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики БеларусьОдним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности.

Отставка судьи. Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей.

При выходе в отставку судьи областного, Минского городского, районных (городских) и военных судов предупреждаются об этом за месяц Министром юстиции, а судьи Верховного Суда – Председателем этого суда, судьи хозяйственных судов – Председателем Высшего Хозяйственного Суда.Отставка судье предоставляется Президентом Республики Беларусь. Судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда – Президентом с уведомлением Совета Республики. Статья 125. Отставка судьи

Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, определенных законодательством РБ о государственной службе.

Отставка судьи прекращается в случае прекращения гражданства РБ, умышленного нарушения законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с высоким званием судьи.Отставка судьи прекращается Президентом РБ.

Квалиф. коллегия судей по месту прежней работы пребывающего в отставке судьи при наличии оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, направляет соответствующее заключение лицам, уполномоченным вносить представление Президенту РБ, для прекращения отставки судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это заключение в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обжалования заключений квалиф. коллегий судей.

Отставка судьи прекращается также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим.

16. Правовой статус народных заседателей. Одним из демократических принципов отечественного судоустройства и судопроизводства (закреплен в статье 9 Кодекса) является участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей. Народные заседатели, как и присяжные, – временные, непрофессиональные судьи. Но в отличие от последних народные заседатели пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юр. вопросы дела. Не осуществляют они лишь руководство ходом судебного заседания.

Кодекс (ст. 133) устанавливает, что народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками.

Народными заседателями не могут быть:

· лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

· лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

· лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;

· депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;

· священнослужители.

Количество народных заседателей на одного судью установлено в соотношении: для районных (городских), межгарнизонных военных судов – 35 народных заседателей; для областных (Минского городского), Белорусского военного судов – 25 народных заседателей; для Верховного Суда Республики Беларусь – 10 народных заседателей.Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими районными (городскими), областными (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан Республики Беларусь в списки производится с их согласия. Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги. Текст присяги и порядок ее принесения определены в ст. 135 Кодекса.Присяга приносится народными заседателями: районного (городского), областного (Минского городского) судов на общем собрании народных заседателей соответствующего суда в присутствии председателя и судей этого суда, а также представителей управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета; военных судов – на общем собрании народных заседателей в присутствии председателя и судей этого суда, Председателя Белорусского военного суда; Верховного Суда – на общем собрании народных заседателей Верховного Суда в присутствии Председателя и судей Верховного Суда, а также Министра юстиции.Народный заседатель в период осуществления своих полномочий приносит присягу один раз.Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения превышает указанный срок, – на срок рассмотрения этого дела. Судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он: достиг 70-летнего возраста; находится в социальном отпуске; в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; имеет иные уважительные причины.Работающим народным заседателям за время исполнения обязанностей в суде производятся выплаты в размере среднего заработка (дохода) по месту основной работы. Неработающим народным заседателям, пенсионерам исполнение обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности (района, города) по месту нахождения суда. Одной из гарантий, связанных с исполнением обязанностей, является, в частности, что увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя, за исключением случаев совершения народным заседателем виновных действий (бездействия), допускается при соблюдении общего порядка, предусмотренного законодательством о труде, и только с согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.

17. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях. Судебная система любого государства – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на его территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и компетенцией.

Судебная система состоит из отдельных ступеней, нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Под звеном судебной системы понимается суд (или суды), занимающие определенное положение в судебной системе и наделенный предусмотренной законом компетенцией. Суды, имеющие одинаковые полномочия, относятся к одному звену судебной системы, хотя они могут носить и разные наименования.

Судебные системы многозвенны (двух, трех, четырехзвенные). Все звенья судебной системы находятся между собой в функциональной связи по осуществлению правосудия, т.е. разрешению правовых споров (конфликтов). Они связаны между собой отношениями инстанционности, которые определяются стадиями движения юридических дел в судах, иначе говоря, стадиями судебного процесса, судопроизводства.

Судебная инстанция отражает взаимоотношения судов между собой в процессе рассмотрения конкретного дела (один суд рассматривает дело по существу, т.е. с вынесением судебного решения, а другой, вышестоящий – проверяет правильность судебного постановления).

Судебная инстанциятакой суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной законом процессуальной форме по конкретному делу. Судебные инстанции занимаются определенным видом судебной деятельности, выполняют соответствующую судебную функцию. Судебная инстанция указывает на взаимоотношение звеньев судебной системы в процессе осуществления правосудия по конкретному делу.

Звено судебной системы выполняет одну или несколько судебных функций, т.е. может действовать в качестве нескольких судебных инстанций (например, областные суды, Верховный суд). В таком качестве выступают, как правило, вышестоящие суды, а первичное звено осуществляет одну судебную функцию. Следовательно, звено судебной системы – понятие судоустройственное, а судебная инстанция – процессуальное.

Судами первой инстанции являются такие суды которые рассматривают в судебных заседаниях отнесенные к их ведению дела, исследуя доказательства и вынося решения, приговоры, разрешая дело по существу.

Судами второй (кассационной) инстанции признаются по действующему законодательству вышестоящие суды, проверяющие законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных актов (постановлений) по кассационным жалобам заинтересованных участников процесса

Надзорные инстанцииэто суды или их структурные подразделения, которые проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений по протестам уполномоченных законом председателей судов и прокуроров, а также их заместителей.

Судебными инстанциями по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам считаются суды или их структурные подразделения, в установленном законом порядке проверяющие правильность вступивших в законную силу судебных постановлений в связи с появлением новых обстоятельств, которые не были известны суду первой инстанции при первичном рассмотрении дела

Кроме существующих судебных инстанций, Концепция судебно-правовой реформы предложила ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию.

Апелляционные суды – такие судебные учреждения или их структурные подразделения, которые проверяют правильность вынесенных судебных решений первой инстанции путем повторного судебного разбирательства данного дела с исследованием доказательств (допросом свидетелей, потерпевших, проведения экспертиз и т.д.) и постановления нового решения или приговора, которые являются окончательными, либо подтверждают правильность ранее вынесенного судебного акта.

В хозяйственный процесс введено апелляционное производство и соответственно в числе судебных инстанций хозяйственных судов появилась апелляционная инстанция, причем, при сохранении кассационной инстанции. Таким образом, в отличие от общих судов, где действует четыре судебных инстанции, в системе судов экономической юрисдикции – пять судебных инстанций. Следует, однако, отметить, что Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей допускает образование апелляционных инстанций и в системе общих судов (ст.ст. 35, 45). Не исключено, что в ближайшем такой демократический и прогрессивный институт как апелляция появится в нашем гражданском и уголовном судопроизводстве.

18. Принципы построения судебной системы. Организация судебных систем государств строятся с учетом историко-культурных, правовых и национальных традиций, государственного устройства, административно-территориального деления, а также некоторых других юридических требований как компетенция судов, инстанционность, судебные округа и т.д.

В современном мире существуют три наиболее известные модели судебных систем:

1. Централизованная (наличествует единая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило, Верховным);

2. Децентрализованная (полисистемная) судебная организация, состоящая из параллельно действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами;

3. Смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим – Верховным судом – есть и автономные подсистемы судебных учреждений.Представляется, что наиболее эффективна смешанная и децентрализованная судебная организация, при которой осуществляется функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. проводится специализация судов и судей, а, следовательно, обеспечивается более качественное и оперативное осуществление правосудия.

Единство судебной системы выражается в единстве задач судов; принципов их организации и деятельности; применении единого законодательства; общеобязательности вступивших в законную силу судебных актов, единстве статуса судей, финансировании судов из средств государственного бюджета.

В федеративных государствах суды делятся на федеральные (союзные) и суды отдельных автономных государственных образований или административно-территориальных единиц, образующих федеральное государство.

Общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела. Специализированные – дела, требующие узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта (административного, налогового, таможенного, хозяйственного и т.д. законодательства) или учета особенностей правового положения субъектов правоотношений (несовершеннолетних, военнослуж. и т.д.)Местные и высшие. Такое деление судов присуще было дореволюционной России, современной Англии и др.

Деление судов на нижестоящие и вышестоящие. Это деление достаточно условно, так как некоторые суды (к примеру, среднего звена) одновременно и нижестоящие по отношению к высшему звену и вышестоящими по отношению к первичному. Кроме того, нельзя забывать, что нижестоящие суды не подчиняются в административном отношении вышестоящим (ст. 110 Конституции).

В Конституциях стран парламентской демократии запрещены образование и деятельность чрезвычайных (исключительных) судов. Такая норма имеется и в Основном Законе нашей страны (ст. 109). Это объясняется тем, что создание и функционирование указанных судов неизбежно ведет к нарушению прав Человека и противоречит принципам демократического правового государства.

19. Основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь. В Белоруссии на местах стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской судебной системы на новых пролетарских основах.Исходным правовым документом Советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСРо суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 1. Законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел организацию новых советских судов на началах выборности судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность процесса и др. Сразу же после обнародования Декрета началось создание местных судов и революционных трибуналов. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые – для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами.Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2 были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль созданы не были. В Беларуси, входившей до января 1919 г. в состав РФ, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации общих судов и революционных трибуналов.Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей. В каждом из судебных округов для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля.Образование БССР в области судебного строительства было отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного комиссариата юстиции республики об организации народного суда. Оно подтвердило упразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о создании органов пролетарского правосудия. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований. Действовали следующие виды этих судов:

· 1)губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК;

· 2) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным трибуналом при Революционном военном совете республики;

· 3) революционные военные железнодорожные трибуналы – с Главным военным железнодорожным трибуналом при народном комиссариате путей сообщения.

В 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные трибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г., действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды республики. Это было для первого периода истории советского суда характерна организационная раздвоенность судебной системы, включавшая общие и чрезвычайные (исключительные) суды. Таким образом, их появление было вызвано конкретными историческими условиями, которые привели к гражданской братоубийственной войне с ее неисчислимыми бедами и человеческими жертвами. Второй период истории советского суда в Беларуси – 1922-1935 гг. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое значение. 1922 год - Осуществляется первая кодификация права, учреждается прокуратура и адвокатура. Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результате которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационный суд. 30 марта 1923 г. вторая сессия ЦИК БССР приняла Положение о судоустройстве, обобщавшее опыт судебного строительства в республике.В БССР создается судебная система, действовавшая впоследствии многие десятилетия, а именно: народный суд, Высший суд (в последствие реорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд. Наряду с системой общих судов предусматривались военные трибуналы – по делам о преступлениях, совершенных в армии; особые сессии народного суда – по трудовым делам; земельные комиссии – по земельным делам; арбитражная комиссия – по спорам между социалистическими предприятиями (организациями). Основным звеном судебной системы был народный суд. Народный судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность по отправлению правосудия в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший Суд, действовавший в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля. Образование Союза ССР 30 декабря 1922 г. положило начало созданию общесоюзных органов юстиции, первым из которых был Верховный Суд Союза ССР. С 1923 по 1933 годы осуществлял конституционный контроль за соответствием Конституции Союза ССР постановлений ЦИК и СНК союзных республик. В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г. было принято четвертое Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено. В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. В стране установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего времени. В тридцатые годы были созданы и стали действовать транспортные суды. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 ноября 1930 г. в Минске организуется линейный железнодорожный суд. В 1934 г. – водный транспортный суд. В 1933 г. линейный суд железнодорожного транспорта, а в 1936 г. – водного транспорта, как и все аналогичные суды в других союзных республиках, были переданы в ведение Верховного Суда СССР.

Судебная системы в Советской Беларуси (1936 - 1990 гг). Основные правовые источники судейства.

В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды. Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г. расширили демократические основы правосудия, впервые в советское время на высшем юридическом уровне закрепили принципы организации и деятельности суда; выборность судей и народных заседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимость судей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемого на защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета приняла Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» Верховный суд БССР, как и верховные суды других союзных республик, лишался права законодательной инициативы, права давать руководящие разъяснения по применению республиканского законодательства, сужались надзорные полномочия вышестоящих судов.2 вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного и железнодорожного транспорта) и суды союзных республик. В БССР действовали: Верховный Суд БССР, областные и народные суды.В 1958-1976 годы в соответствии с законом СССР «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» от 11 февраля 1957 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Положение о военных трибуналах 25 декабря 1958 г.2 На основе общесоюзного закона о судебной организации в 1959 г. в БССР был принят Закон о судоустройстве. Это соответствовало установке на расширение суверенных прав союзных республик. Высший судебный орган страны, возглавляя систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядке надзора решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, если они противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик. Верховный Суд БССР по Закону о судоустройстве БССР 1959 г. был вновь наделен правом законодательной инициативы и правом, давать судам республики разъяснения по вопросам применения законодательства Белорусской ССР при рассмотрении гражданских и уголовных дел.Новый рубеж в развитии суда знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели специальные статьи, посвященные адвокатуре и государственному арбитражу. 30 ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и о государственном арбитраже В 1986-1991 год начался процесс проведения в стране правовой реформы, повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельности всей системы юстиции.Существенный вклад в развитие судебной системы внесли принятые в 1989 г. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважение к судуВ связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР и в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды.

20. Концепция судебно-правовой реформы о принципах реформирования судебной системы в Республике Беларусь. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, возведенная в статус конституционного закона, и проект Конституции республики провозгласили разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства. В правовом государстве судебная власть в пределах своей компетенции является самостоятельной и имеет равный статус с законодательной и исполнительной властью.

Судебно-правовую реформу следует рассматривать как неотъемлемую составную часть общих реформ органов государственной власти и управления. Такая соподчиненность определяет в качестве фундамента доля проведения этой реформы общепризнанные принципы, лежащие в основе построения правового государства:

- приоритет прав и свобод личности, их охрана и защита со стороны государства;

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- взаимная ответственность государства и личности, других участников правоотношений;

- разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти;

- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, других участников правоотношений.

Одной из решающих причин, определивших необходимость проведения судебно-правовой реформы, является то, что система органов юстиции, сформированная в основном в условиях политического тоталитарного государства на рубеже 30 - 40-х годов нашего столетия, не в состоянии выполнять функции, присущие юстиции в правовом государстве. Юстиция отстала от демократических изменений, произошедших в обществе. Свободная личность нуждается в беспристрастной и квалифицированной судебной защите от произвола, а суд остается со своим прежним назначением и местом в системе власти. В нынешнем состоянии органы системы юстиции восприимчивы к диктату преобладающей политической силы и не могут гарантировать беспристрастности, присущей юстиции в правовом государстве.

В настоящее время в уголовном процессе суд выполняет несовместимые по своему содержанию функции: следствия, обвинения, защиты и разрешения дела. Он одновременно добывает и исследует доказательства, восполняет пробелы следствия, возбуждает уголовные дела, оглашает обвинительное заключение, возвращает уголовные дела на дополнительное расследование и т.д. Реабилитирующая функция не получила необходимого развития в деятельности суда. Он во многом привержен выводам обвинительного заключения и доводам государственного обвинения.Принцип состязательности не стал реальностью в судебном разбирательстве. Суд не занимает положения независимого арбитра в споре равноправных сторон.Нуждается в реформировании вся действующая система юстиции, которая сохраняет в себе структурные пороки, заложенные при тоталитарном однопартийном режиме в политическом государстве. Особенно ярко эти пороки проявляются на примере предварительного следствия, которое основано на непроцессуальной подчиненности следователей начальникам органов дознания, прокурорам и ведомственным приказам. Сохраняются мощные рычаги административного воздействия на следователя. В таких условиях не может быть в полной мере гарантирована объективность расследования со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.Свою деятельность суд и органы расследования осуществляют на пределе возможностей. У некоторых следователей органов внутренних дел одновременно находится в производстве до 60 уголовных дел. На одного народного судью приходится ежемесячно свыше 50 дел и материалов. Результаты социологических опросов свидетельствуют, что судьи и следователи оценивают качество расследования преимущественно как низкое. Дела расследуются и рассматриваются длительное время, высоким остается число судебных ошибок. При всем этом численность работников правоохранительных органов и судов в республике не соответствует реальным общественным потребностям. В настоящее время имеется 713 судей судов общей юрисдикции (из них народных судей 547), следователей органов внутренних дел - 1300, следователей прокуратуры - 277, следователей органов государственной безопасности - 50, адвокатов - 921. На 1 миллион населения в Республике Беларусь приходится 72 судьи, что в 2,5 - 3 раза меньше, чем в развитых странах с аналогичной системой права. Например, в ФРГ на 1 миллион населения приходится 220 судей, причем следует иметь в виду несравнимо более высокую их организационно-техническую оснащенность и гораздо более значимый социальный статус.Наглядным свидетельством кризиса и упадка действующей системы юстиции является большая текучесть кадров. Специалисты "бегут" от переходящей пределы допустимого нагрузки, от низкой заработной платы, не отвечающей уровню ответственности, возлагаемой на юристов, от жилищной неустроенности. Служение правосудию становится непрестижным. Так, за последние пять лет из органов прокуратуры уволилось около половины ее состава. Среди судебного корпуса республики остается значительное число вакансий.Особенно острая проблема сложилась с народными заседателями. В Минске на одного судью приходится только по 15 народных заседателей, хотя по норме требуется 75, т.к. каждый народный заседатель может призываться к осуществлению правосудия не более двух недель в году. Суды постоянно находятся под угрозой остановки работы из-за отсутствия народных заседателей.Крайне неудовлетворительным является материально-техническое обеспечение органов системы юстиции. Большинство судов в республике размещены в помещениях, не отвечающих требованиям проведения судебных процессов. Часть этих помещений находится в аварийном состоянии. В аналогичных условиях работают органы внутренних дел, прокуратуры, адвокатуры, нотариата. Многие судьи, следователи, адвокаты, работники дознания, нотариусы своих кабинетов не имеют вовсе. Не хватает элементарных технических средств, не говоря о специальной технике, видеомагнитофонах и компьютерах, которые давно вошли в практику органов юстиции развитых стран. Нищета юстиции приводит к сбоям в ее работе и зачастую трагическими последствиями оборачивается для конкретных людей.Таким образом, сложившаяся система органов юстиции не отвечает современным требованиям и нуждается в реформировании.Предметом судебно-правовой реформы должен стать комплекс мер по законодательному обеспечению и организационному преобразованию деятельности всей системы юстиции, которую следует понимать как совокупность всех правоохранительных органов от милиции до учреждений нотариата и судов.Целями судебно-правовой реформы являются:

- создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

- утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан, действенности законов;

- воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих нормам международного права и рекомендациям юридической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: