Верховный Суд Республики Беларусь

Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:

· осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

· является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;

· дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

· вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов. Так, по инициативе Верховного суда Конституционный Суд 9 июля 1997 года рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III «Заключительные положения» Закона от 17 мая 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» и признал правоту его позиции.

· рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

· имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

· обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Состав Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей и народных заседателей и действует в составе:

· судебной коллегии по гражданским делам;

· судебной коллегии по уголовным делам;

· Военной коллегии;

· судебной коллегии по интеллектуальной собственности;

· Президиума;

· Пленума (ст. 46 Закона).

54) Состав и компетенция Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел. Они формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом (ч. 1 ст. 54 Закона). При этом учитывается как желание самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт.В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 20 судей, судебная коллегия по гражданским делам – 12, Военная коллегия – 6, судебная коллегия по патентным делам – 4 судьи.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела:

· о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства

· подсудные нижестоящим судам и переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;

· подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции дела:

· по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан;

· по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений;

· по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума;

· по жалобам на отказ в регистрации политических партий;

· по заявлениям о прекращении деятельности политических партий;

· по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства;

В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу. Приговоры и решения Верховного Суда по уголовным и гражданским делам обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат, но могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного суда.

В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный Прокурор Республики Беларусь или его заместители. Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления:

1) рассмотрение вопросов организации работы самого Верховного суда, его подразделений и аппарата;

2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства. Подведение итогов и контроль за качеством аналитической работы судей Верховного суда и его аппарата – одна из основных функций Президиума. Состав и компетенция Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Пленум Верховного Суда – коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству. Пленум действует в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности. В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители.Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. Основное полномочие Пленума Верховного Суда – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума. Указанные постановления Пленума Верховного Суда обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ст. 47 Закона). Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией.В необходимых случаях проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам, имеющим значение как для общих, так и хозяйственных судов, например, о разграничении подведомственности дел.К организационным полномочиям Пленума Верховного Суда относятся:

· утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, секретаря Пленума из состава его членов;

· заслушивание сообщений председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума по применению законодательства Республики Беларусь;

· избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из состава членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание отчетов о ее деятельности;

· утверждение по представлению Председателя Верховного Суда состава научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.

Постановления Пленума Верховного суда по своему содержанию разделяют на:

· руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства;

· контрольные – по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;

· организационные – по процессуально-организационным вопросам деятельности Верховного Суда;

· кодификационные – вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части. Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители. Порядок назначения и полномочия. Председатель Верховного Суда осуществляет процессуальные и организационные функции, обеспечивая надлежащее руководство работой высшего судебного органа в системе общих судов.

Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия:

1. может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2. вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела для проверки в порядке надзора;

3. приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

4. вправе приостановить исполнение судебных решений по судебным делам.

В порядке руководства работой Верховного Суда по надзору за судебной деятельностью органов правосудия Председатель Верховного Суда:

· организует изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

· вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона;

· созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда и председательствует на их заседаниях;

Председатель Верховного Суда руководит организацией работы судебного органа:

· распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Верховного Суда;

· представляет на рассмотрение Пленума составы судебных коллегий Верховного Суда, составы суда для рассмотрения дел в судебных коллегиях, а также составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел;

· руководит работой аппарата Верховного Суда;

В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей его функции исполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей – заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда обладает теми же процессуальными полномочиями, что и сам Председатель, а также руководит работой структурных подразделений аппарата Верховного суда в соответствии с распределением обязанностей, ведет личный прием граждан, организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 57 Закона).

Заместители Председателя Верховного Суда, наряду с выполнением перечисленных выше процессуальных функций, руководят работой судебных коллегий Верховного Суда, информируют Пленум Верховного Суда об их деятельности, организуют обобщение судебной практики и анализ судебной статистики в руководимых ими коллегиях, ведут личный прием граждан, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: