Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действую-щей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.
Ст. 109 Конституции гласит: “Судебная власть принадлежит судам.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Судоустройство определяется законом.
Образование чрезвычайных судов запрещается”.
Конкретизируя и развивая конституционные положения, Закон о судоустройстве и статусе судей в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.
К общим судам закон относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным – Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов (последние в республике не образованы).
|
|
В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами- могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.
В апреле 1994 г. в Республике Беларусь начал функционировать и Конституционный Суд.
Таким образом, в отличие от прежней, судебной системы советского периода, действующая национальная судебная система предусматривает функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. включает общие, хозяйственные суды, а также Конституционный Суд Республики Беларусь.
Характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство, что прямо вытекает из ст.ст. 1 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей.
Единство действующей судебной системы Республики Беларусь проявляется в единстве задач судов, конституционных основ их организации и деятельности, в общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, в применении всеми судами Конституции, законов, общепризнанных норм и принципов международного права; в единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета.
В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.
Наконец, особенностью судебной системы в нашей стране является также наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам (ст. 19 Закона о судоустройстве и статусе судей). Введением такой должности значительно уменьшена нагрузка судей этих судов, получивших возможность сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса выпускниками вузов, молодыми специалистами.
|
|
Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь стала более современной, доступной, демократичной по сравнению с ранее действовавшей судебной системой БССР.
Действующая судебная система строится на следующих началах: 1. территориальность и специализация; 2. единство судебной системы; 3. инстанционность; 4. участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.
Составляющими частями или подсистемами судебной системы Республики Беларусь являются:
1) Конституционный Суд РБ;
2) Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды;
3) Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и г. Минска.