Конституционные основы местного самоуправления в Республике Казахстан

Конституция Республики Казахстан признает местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения (п.1 ст.89).

Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, даёт следующее определение местного самоуправления: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Ранее, до внесения изменений и дополнений 21 мая 2007 года, Конституция Республики Казахстан 1995 года отделяла местное самоуправление от местного государственного управления. Например, пункт 2 статьи 89 Конституции 1995 года устанавливал, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем выборов, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в сельских и городских местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. Этим самым подчеркивалось, что местное самоуправление вообще и органы местного самоуправления в частности отделены от государственного управления, в том числе и от местного государственного управления, и тем самым органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов. Иначе говоря, местное самоуправление не могло осуществляться государственными органами, например, местными представительными органами – маслихатами.

21 мая 2007 года в Конституцию Республики Казахстан 1995 года Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»[189] были внесены поправки в те или иные нормы Конституции, в том числе и в 89 статью Конституции по вопросам местного самоуправления. Теперь пункт 2 статьи 89 Конституции 1995 года в редакции данного Закона устанавливает, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. Это означает, что местное самоуправление может осуществляться не только общественными институтами, но и государственными органами в лице, например, маслихатов. Тем самым стерта граница, своеобразная «китайская стена» между государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам осуществления местного самоуправления.

Кроме того, Конституция Республики 1995 года с поправками от 21 мая 2007 года устанавливает, что органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций (п.2 ст.89). Можно сказать, кроме маслихатов те или иные органы местного самоуправления как общественные институты могут осуществлять функции, присущие государственным институтам, если такие полномочия будут прописаны в законе. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», который в первоначальной редакции был принят под названием «О местном государственном управлении в Республике Казахстан»[190], установил, что аким области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа, наряду с функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления (ст.2-1). Тем самым в соответствии с данным Законом местное самоуправление может осуществляться не только местными представительными органами – маслихатами, но и акимами, являющиеся представителями Президента и Правительства Республики.

В отличие от Конституции Республики Казахстан 1995 года, Конституция, например, Российской Федерации 1993 года в статье 12 устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Правда, часть 2 статьи 132 этой Конституции закрепляет, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых затрат. Далее оговаривается, что реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Таким образом, в правовой плоскости в Республике Казахстан на уровне местного самоуправления произошло некоторое слияние общественных и государственных институтов, в связи с чем в пункте 1 статьи 5 Конституции Республики Казахстан 1995 года Законом от 21 мая 2007 года исключена формулировка «не допускается слияние общественных и государственных институтов». Как будут называться другие органы местного самоуправления: кенесами, жамиятами, жетекші, тор-аға или по-другому, - данный вопрос оставлен на усмотрение отдельного закона (законов). Эффективна ли та модель местного самоуправления, которая предусмотрена Конституцией Республики Казахстан 1995 года и отдельным законодательством в плане экономического, социального, политического развития местных сообществ, покажет время.

Схемы

Местное государственное управление осуществляется
местными представительными органами местными исполнительными органами
которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории
Местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющейся представителем Президента и Правительства Республики
Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-Министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей
Полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом Республики, а также в случае принятия маслихатом решения о самороспуске Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики
К ведению маслихатов относится: К ведению местных исполнительных органов относится:
утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения
решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства управление коммунальной собственностью
рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов
образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики
осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан
Акт маслихата Акты акима
решения решения и распоряжения
В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения
Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения
Органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие «местное государственное управление».

2. Что понимается под «местными представительными органами» в Республике Казахстан?

3. Что понимается под «местными исполнительными органами» в Республике Казахстан?

4. Назовите систему местных представительных и местных исполнительных органов Республики Казахстан.

5. Какие вопросы отнесены к ведению местных представительных органов?

6. Охарактеризуйте правовой статус депутата маслихата.

7. Назовите компетенцию местных исполнительных органов.

8. Охарактеризуйте правовой статус акимов областей, города республиканского значения и столицы республики.

9. Охарактеризуйте правовой статус акимов районов, города областного значения, района в городе, а также акимов аульных (сельских) округов, аулов (сел), поселков.

10. В чем особенность правового статуса выборных акимов?

11. Прекращаются ли полномочия выборных акимов при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики?

12. Прекращаются ли досрочно полномочия депутатов соответствующих маслихатов в случае упразднения административно-территориальной единицы, от которых они были избраны?

13. Раскройте понятие «местное самоуправление».

14. Входят ли в настоящее время органы местного самоуправления в систему государственных органов Республики Казахстан?

Список литературы

I. Учебная литература:

Айтхожин А.К. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с.

Альхименко В.В. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с.

Амандыкова С.К. Конституционное право Республики Казахстан. Учебное пособие для юридических факультетов. Караганда, РИО «Болашак-Баспа», 1998. 213 с.

Ащеулов А.Т. Общая характеристика конституционного права Республики Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с.

Ащеулов А.Т. Становление конституционного законодательства и конституционализма в Республике Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. -656 с.

Ащеулов А.Т., Караев А.А. Избирательное право Республики Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с.

Ащеулов А.Т., Караев А.А. Конституционный контроль в Республике Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с.

Баглай М.В. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. члена-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, проф. Ю.И. Лейбо и проф. Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 832 с.

Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учеб.-метод. пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001. – 392 с.

Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА – М, 1999. – VI, 790 с.

Бутылин В.Н. Учение о конституции. Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с.

Бутылин В.Н. Парламент. Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с.

Герасимов А.П. Государственная власть. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – 360 с.

Гессен В. Правовое государство и народное голосование. СПб., 1906: цит. по работе В.Н. Хропанюка Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М., 1995. – с. 384

Горобец В.Д. Государство, право, личность. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – 360 с.

Даниленко В.Н. Политические партии и партийные системы. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 832 с.

Еркинбаев А.Б. К вопросу о соотношении некоторых конституционно-правовых терминов и понятий.// Казахстанский журнал международного права, Алматы, «Данекер», 2001, № 4 (7)

Жиренчин К.А. Система и принципы деятельности государственных органов в Республике Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с.

Интыкбаева Б.Б. Гражданство Республики Казахстан (проблемы теории и практики). Дисс. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. Алматы, 1997

Кашкин С.Ю. Политические партии и партийные системы. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с.

Ким Ю. Роль и значение Конституционного совета в обеспечении конституционной законности // «Мысль», общественно-политический ежемесячный журнал, 1997, № 11

Конституции зарубежных стран. Сборник. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000 – 366 с.

Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный ред. и рук. авторского коллектива – д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 688 с.

Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий / Под ред. Г.С. Сапаргалиева. – Алматы: Нұр-пресс, 2004. – 560 с.

Маклаков В.В., Страшун Б.А. Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с.

Маклаков В.В. Народные голосования (выборы, отзыв, референдум). Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с.

Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996.

Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1998. – 352 с.

Мишин А.А., Страшун Б.А. Судебная власть. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с.

Орлов А.Г. Избирательное право и избирательные системы. Конституционное право зарубежных стран.Учебник для вузов. Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина.– М.: Издательство НОРМА, 2000. – 832 с.

Перевалов В.Д. Права и свободы человека и гражданина. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 616 с.

Рыжов В.А. Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с.

Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Российской Федерации и Республики Казахстан: общие черты и особенности. Учебное пособие (курс лекций). – Алматы: «Білім», 2004. – 288 с.

Самалдыкова З.М., Канагатова К.М. Парламент Республики Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с.

Сапаргалиев Г.С. Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под ред. Г. Сапаргалиева.– Алматы: Жетi жаргы, 1998

Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. – 528 с.

Сборник документов по курсу международного права. Учебно-методическое пособие. Ч. 1 / Сост. М.В. Андреева. – М.: Институт международного права и экономики, 1996. – 496 с.

Словарь иностранных слов. – 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988.- 608 с.

Толковый словарь Конституции Республики Казахстан. Алматы: Жетi жаргы, 1996. – 368 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведенй /Под ред. Профессора В.Г. Стреозова. – М., 1995. – с. 384.

Черняков А.А. Конституционное право Республики Казахстан: проблемы теории и практики. Теоретические и дидактические материалы. – Алматы: Издательство «ӘділетПресс», 1997, с. 162

Черняков А.А. Нормы конституционного права: к вопросу о понятии // «Мысль», Алматы, 1997, № 6.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 600 с.

Шайкенов Н.А. Основы правового статуса личности как конституционно-правовой институт. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с.

Энтин Л.М. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. члена-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, проф. Ю.И. Лейбо и проф. Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 832 с.

II. Законы и иные нормативные правовые акты:

1. Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Постановление Верховного Совета Казахской ССР от 25 октября 1990 года // Ведомости Верховного Совета КазССР, 1990 г., № 44, ст. 408

2. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991 г., № 51, ст. 622

* * *

3. Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 г. и от 21 мая 2007 г.) // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217; Казахстанская правда, 1998, 8 октября; Казахстанская правда, 2007, 22 мая

4.Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 17-18, ст.114

5. Конституционный закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года «О республиканском референдуме» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 22, ст. 131

6. Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 года «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 2, ст.124

7. Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года «О Правительстве Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 23, ст.145

8. Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года «О Президенте Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст.172

9. Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Казахстанская правда, 1996, 9 января

10. Конституционный закон Республики Казахстан от 20 июля 2000 года «О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере Нации» // «Казахстанская правда», 2000, 22 июля

11. Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Казахстанская правда, 2000, 30 декабря

12. Конституционный закон Республики Казахстан от 4 июня 2007 года «О государственных символах Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Парламента РК 2007 год, №11(2492) май, ст. 72

13. Закон Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года «О гражданстве Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1991 г., № 52, ст.636

14. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., № 4, ст. 84

15. Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года «О профессиональных союзах» (с последующими изменениями и дополнениями).

16. Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 1-2, ст. 19

17. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 9-10, ст.68

18. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 23, ст. 154

19. Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года «О прокуратуре Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст. 156

20. Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года «Об общественных объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями) // Казахстанская правда, 1996, 6 июня

21. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Парламента РК, 1997 г., № 9, ст. 94

22. Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года «О миграции населения» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 24, ст. 341

23. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» (с последующими изменениями и дополнениями) // Казахстанская правда, 1998, 28 марта

24. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе» (с последующими изменениями и дополнениями) // Казахстанская правда, 1999, 6 августа

25. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Казахстанская правда, 2001, 30 января

26. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года «О политических партиях» (с последующими изменениями и дополнениями) // Казахстанская правда, 2002, 19 июля

27. Закон Республики Казахстан от 17 ноября 2008 года «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Парламента РК, 2008 г., № 20 (2524), ст. 80

28. Положение об Уполномоченном по правам человека (с последующими изменениями и дополнениями). Утверждено Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 // САПП РК, 2002, № 30, ст. 328

29. Правила проведения выборов акимов районов, городов областного значения Республики Казахстан. Утверждены Указом Президент Республики Казахстан 6 июня 2006 года № 130 // Казахстанская правда, 2006, 8 июня

III. Международные договора Республики Казахстан:

1. Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1997 года «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Республику Беларусь, и гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан» // Бюллетень международных договоров РК, 1999 г., № 4, ст. 79

2. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» // «Казахстанская правда», 2000, 5 января

3. Закон Республики Казахстан от 16 марта 2001 года «О ратификации Соглашение между Республикой Казахстан и Украиной об упрощенном порядке приобретения и прекращения гражданства гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Казахстан, и предотвращении случаев безгражданства и двойного гражданства» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 8, ст. 55

4. Закон Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., № 19-20, ст. 79; Бюллетень международных договоров РК, 2006 г., № 4, ст. 31; «Казахстанская правда» от 25 ноября 2005 года № 321-322; «Юридическая газета» от 30 ноября 2005 года № 222

5. Закон Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах» // Бюллетень международных договоров РК, 2006 г., № 4, ст. 30; «Казахстанская правда» от 3 декабря 2005 года № 333-334

6. Закон Республики Казахстан от 14 января 2006 года «О ратификации Соглашения о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств» // «Казахстанская правда», 2006, 20 января

7. Закон Республики Казахстан от 26 июня 2008 года «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» // «Казахстанская правда», 2008, 28 июня


[1] См. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный ред. и рук. авторского коллектива – д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 688 с. С. 310

[2] При этом в других отраслях права, например, в гражданском праве Республики Казахстан допускается такой источник права, как обычаи делового оборота. В частности, пункт 4 статьи 3 Гражданского кодекса Республики Казахстан устанавливает: «Гражданские отношения могут регулироваться обычаями, в том числе обычаями делового оборота, если они не противоречат гражданскому законодательству, действующему на территории Республики Казахстан» // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 23-24 (приложение) И это несмотря на то, что нормы правовых обычаев, в том числе обычаев делового оборота, в пункте 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан не указаны как составная часть действующего права в Республике Казахстан (прим. У.С.)

[3] Амандыкова С.К. Конституционное право Республики Казахстан. Учебное пособие для юридических факультетов. Караганда, РИО «Болашак-Баспа», 1998. 213 с. С. 10

[4] Черняков А.А. Конституционное право Республики Казахстан: проблемы теории и практики. Теоретические и дидактические материалы. – Алматы: Издательство «ӘділетПресс», 1997, с. 162. С. 7

[5] Бутылин В.Н. Учение о конституции. Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с. С. 45

[6] Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1998. – 352 с. С. 55

[7] Там же. С. 56

[8] См. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 600 с. С. 12-14

[9] Энтин Л.М. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. члена-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, проф. Ю.И. Лейбо и проф. Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 832 с. С. 8

[10]См., напр., Ащеулов А.Т. Общая характеристика конституционного права Республики Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с. С. 14

[11] Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учеб.-метод. пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001. – 392 с. С. 7-8

[12] Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. – 528 с. С. 4

[13] Сагиндыкова А.Н. Конституционное право Российской Федерации и Республики Казахстан: общие черты и особенности. Учебное пособие (курс лекций). – Алматы: «Білім», 2004. – 288 с. С. 6-7

[14] Ащеулов А.Т. Указ. раб. С.15-16

[15] Там же. С. 16

[16] Ащеулов А.Т. Указ. раб. С. 16

[17] См. Черняков А.А. Нормы конституционного права: к вопросу о понятии // «Мысль», Алматы, 1997, № 6. С. 17

[18] Там же. С.17

[19] Ащеулов А.Т. Указ. раб. С. 21

[20] Черняков А.А. Конституционное право Республики Казахстан: проблемы теории и практики. Теоретические и дидактические материалы. – Алматы: Издательство «ӘділетПресс», 1997, с. 162. С. 66

[21] Там же. С. 67

[22] Ащеулов А.Т. Указ. раб. С. 25

[23] Баишев Ж. Указ. раб. С. 10

[24] Сапаргалиев Г.С. Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под ред. Г. Сапаргалиева.– Алматы: Жетi жаргы, 1998. С. 28

[25] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 22, ст. 131

[26] Рыжов В.А.Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с. С.17

[27] Михалева Н.А. Указ. раб. С. 58

[28] См. Казахстанская правда, 2006, 20 января, № 16-17

[29] Более подробно о юридической природе актов общего права СНГ см. в указанной работе Н.В. Михалевой на стр. 57-67 (прим. У.С.)

[30] Ведомости Парламента РК, 1998 г., № 2-3, ст. 25

[31] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., № 23-24, ст. 510

[32] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 10, ст. 55

[33] САПП РК, 2002, № 30, ст. 328. С. 59-65

[34] Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. – 528 с. С. 10

[35] Там же. С. 10

[36] См. Энтин Л.М. Указ. раб. С. 34

[37] САПП РК, 2002, № 30, ст. 328. С. 59-65

[38] Как известно, принципы права содержат основополагающие, исходные положения (право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, на неприкосновенность достоинства и т.п.), которые, как правило, не формулируют конкретные права и обязанности субъектов правоотношений, а содержат общие установки регулятивной и охранительной (и идеологической тоже) функции права (прим. У.С.)

[39] См. «Советы Казахстана», 1995, 25 мая, № 56 (863)

[40] Там же.

[41] См. Указ Президента Республики Казахстан «О Конституции Республики Казахстан» от 6 сентября 1995 года // Вести Казахстана, 1995, 8 сентября, № 102-103 (909-910)

[42] При этом следует иметь в виду, что несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом. См. ст. 35 Конституционного закона Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года «О республиканском референдуме» // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 22, ст. 131

[43] Бутылин В.Н. Указ. раб. С. 42-43

[44] Сапаргалиев Г. Указ. раб. С. 35

[45] Марченко М.Н.Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрид. лит., 1996. С. 36.

[46] Сапаргалиев Г. Указ. раб. С. 32

[47] Толковый словарь Конституции Республики Казахстан. – Алматы: Жеті жарғы, 1996. – 368 с. С. 30-31

[48] Сагиндыкова А.Н. Указ. раб. С. 16

[49]Ащеулов А.Т. Становление конституционного законодательства и конституционализма в Республике Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. С. 97-98

[50] Там же. С. 99

[51] Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1990 г., № 18, ст. 190

[52] Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, № 44, 1990 г., ст. 408

[53] Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991 г., № 51, ст. 622

[54] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1991 г., № 48-50, ст. 585

[55] Ащеулов А.Т. Указ. раб. С. 105

[56] Там же. С. 106

[57] Альхименко В.В. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с. С. 89

[58] В литературе иногда в одном и том же значении употребляются категории «правовое положение» и «правовой статус». В данном вопросе автор придерживается позиции, что дефиниция «правовое положение» имеет динамическое состояние, то есть характеризуется своего рода подвижностью в той или иной социальной среде, тогда как категория «правовой статус» в своем содержании подчеркивает статическое состояние, характерными признаками которого является стабильность статуса субъекта в правовых отношениях. Однако в контексте данного учебного курса автор рассматривает термины «правовое положение» и «правовой статус» как тождественные (равнозначные).

[59]См. Шайкенов Н.А. Основы правового статуса личности как конституционно-правовой институт. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с. С. 223

[60] См. Маклаков В.В., Страшун Б.А. Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с. С. 107

[61] См. Айтхожин А.К. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с. С. 268

[62] Баглай М.В. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. члена-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, проф. Ю.И. Лейбо и проф. Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 832 с. С. 83-84

[63] См. Конституции зарубежных стран. Сборник. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000 – 366 с. С. 33

[64] См. Перевалов В.Д. Права и свободы человека и гражданина. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 616 с. С. 540

[65] См. упоминавшиеся ранее в сноске Законы Республики Казахстан от 21 ноября 2005 года «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах»; от 28 ноября 2005 года «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах», а также Закон Республики Казахстан от 26 июня 2008 года «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2005 г., № 19-20, ст. 79; «Казахстанская правда» от 3 декабря 2005 года № 333-334 и «Казахстанская правда» от 28 июня 2008 года, № 143-144 (25590-25591) соответственно

[66] Примечательно, что статья 39-1 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» в редакции от 9 февраля 2009 года предоставляет право иностранцам и лицам без гражданства, имеющим постоянное место жительства на территории местного сообщества, участвовать в осуществлении местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Законом или международным договором (прим. У.С.)

[67] Маклаков В.В., Страшун Б.А. Указ. раб. С. 106

[68] Айтхожин А.К. Указ. раб. С. 299

[69] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 9-10, ст. 68

[70] См. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный ред. и рук. авторского коллектива – д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 688 с. С. 122-123

[71] Маклаков В.В., Страшун Б.А. Указ. раб. С. 121

[72] Чиркин В.Е. Указ. раб. С. 95

[73] См. САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 30, ст. 328

[74] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1991 г., № 52, ст. 636

[75] Маклаков В.В., Страшун Б.А. Указ. раб. С. 125 (см. сноску на указанной странице их работ)

[76] Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. – 528 с. С. 95

[77] См. Интыкбаева Б.Б. Гражданство Республики Казахстан (проблемы теории и практики). Дисс. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. Алматы, 1997. С. 51

[78] Сапаргалиев Г. Указ. раб. С. 99

[79] Там же. С. 99

[80] Там же. С. 99

[81] В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации» (прим. У.С.)

[82] Интыкбаева Б.Б. Указ. раб. С. 121

[83] Бюллетень международных договоров РК, 1999 г., № 4, ст. 79

[84] «Казахстанская правда» 2000, 5 января

[85] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 8, ст. 55

[86] В последующем документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, в том числе и для граждан бывшей Казахской ССР, которые после распада СССР стали гражданами Республики Казахстан, в соответствии с Законом «О гражданстве Республики Казахстан» станет удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан, которые выдаются указанным лицам после обращения в уполномоченные органы Республики Казахстан (прим. У.С.)

[87] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 24, ст. 341

[88] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 23, ст. 154

[89] Более подробно правовое положение органов местного самоуправления освещается в Теме № 16: «Конституционно-правовые основы местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан» (прим. У.С.)

[90] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 8-9, ст. 234

[91] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 1, ст.8

[92] Кашкин С.Ю. Политические партии и партийные системы. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с. С. 249

[93] Там же. С. 240

[94] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 16, ст. 153

[95] См. Казахстанская правда, 2000, 13 июля

[96] См. Казахстанская правда, 2007, 22 мая

[97] Законодательное определение понятия «нормативный правовой акт» дается в статье 1 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» // Ведомости Парламента РК, 1998 г., № 2-3, ст. 25 (прим. У.С.)

[98] Кашкин С.Ю. Указ. раб. С. 254

[99] Там же. С. 255

[100] См. Даниленко В.Н. Политические партии и партийные системы. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 832 с. С. 169

[101] Кашкин С.Ю. Указ. раб. С. 255

[102] Более подробно вопрос порядка распределения депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам рассматривается в следующей теме (прим. У.С.)

[103] См. Орлов А.Г. Избирательное право и избирательные системы. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 832 с. С. 187

[104] Там же. С. 187

[105] Маклаков В.В. Народные голосования (выборы, отзыв, референдум). Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с. С. 318

[106] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 17-18, ст. 114

[107] Ащеулов А.Т., Караев А.А. Избирательное право Республики Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с. С. 355-356

[108] Чиркин В.Е. Указ. раб. С. 213

[109] Ащеулов А.Т., Караев А.А. Указ. раб. С. 358

[110] Более подробно особенности правового статуса выборных акимов рассматриваются в Теме № 17: Конституционно-правовые основы местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан (прим. У.С.)

[111] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 3; ст. 17

[112] Маклаков В.В. Указ. раб. С. 372

[113] Кумулятивный вотум – порядок голосования в многомандатных избирательных округах, при котором избиратель имеет право объединять часть или все имеющиеся у него голоса и отдавать их за одного из кандидатов (см. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999. – VI, 790 с. С. 330)

[114] См. Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 9 апреля 2004 года № 5 «О проверке Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» на соответствие Конституции Республики Казахстан // Казахстанская правда, 2004, 13 апреля

[115] Там же.

[116] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 22, ст. 131

[117] Чиркин В.Е. Указ. раб. С. 40

[118] См. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999. – VI, 790 с. С. 490

[119] См. Казахстанская правда, 1995, 5 сентября

[120] См. Словарьиностранных слов. – 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. 608 с. С. 459

[121] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 3; ст. 17

[122] Жиренчин К.А. Система и принципы деятельности государственных органов в Республике Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с. С. 336

[123] Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий / Под ред. Г.С. Сапаргалиева. – Алматы: Нұр-пресс, 2004. – 560 с. С. 27

[124] Там же. С. 28

[125]Более подробно вопросы правового статуса Конституционного Совета Республики Казахстан рассматриваются в Теме № 15: Конституционный контроль в Республике Казахстан (прим. У.С.)

[126] См. по этому вопросу Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года №7/2

[127] Законодательная власть в Республике Казахстан представлена не только в лице Парламента, но и Президента Республики в случае, предусмотренном подпунктом 3 статьи 53 и пунктом 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. Поэтому в Конституции Республики Казахстан 1995 года отсутствует указание о том, что Парламент Республики Казахстан является единственным законодательным органом Республики (прим. У.С.)

[128] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст.172

[129] Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1990 г., № 18, ст. 190

[130] По вопросу о соотношении понятий «бывший Президент» и «экс-Президент» см. подробнее: Еркинбаев А.Б. К вопросу о соотношении некоторых конституционно-правовых терминов и понятий.// Казахстанский журнал международного права, Алматы, «Данекер», 2001, № 4 (7). С. 95-98

[131] Амандыкова С.К. Указ. раб. С. 101

[132] Баишев Ж. Указ. раб. С. 105

[133] См. Казахстанская правда, 2006, 8 июня

[134] Гессен В. Правовое государство и народное голосование. СПб., 1906. С. 10: цит. по работе В.Н. Хропанюка Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М., 1995. – с. 384. С. 79

[135] Бутылин В.Н. Парламент. Конституционное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с. С. 393

[136] Монокамерализм – однопалатная система (структура) парламентов (прим. У.С.)

[137] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 2, ст. 124

[138] Чиркин В.Е. Указ. раб. С. 255-256

[139] Толковый словарь Конституции Республики Казахстан. Алматы: Жетi жаргы, 1996. – 368 с. С. 152

[140] Там же. С. 152

[141] См. Вестник Конституционного Совета Республики Казахстан. Выпуск – 2. Алматы, 1999. С. 111-113

[142] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 15-16, ст. 226

[143] См. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведенй /Под ред. Профессора В.Г. Стреозова. – М., 1995. – с. 384. С. 244

[144] В теории конституционного права область общественных отношений, не подпадающая в сферу законодательного регулирования и в этой связи регулируемая подзаконными актами (декретами, указами, ордонансами, постановлениями и т.п.), иногда называется сферой регулирования регламентарной власти (прим. У.С.)

[145] См. Конституции зарубежных стран. Сборник. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000 – 366 с. С. 40

[146] Горобец В.Д. Государство, право, личность. Общая теория права и государства:Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – 360 с. С. 321

[147] Ведомости Парламента РК, 1997 г., № 9, ст. 94

[148] Самалдыкова З.М., Канагатова К.М. Парламент Республики Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с. С. 459

[149] Ведомости Парламента РК, 1998 г., N 2-3, ст. 25

[150] В данном случае под законами понимаются конституционные законы, кодексы, законы Республики Казахстан (прим. У.С.)

[151] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА – М, 1999. – VI, 790 с. С.396

[152] Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный ред. и рук. авторского коллектива – д.ю.н., проф. С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 688 с. С. 373

[153] Герасимов А.П. Государственная власть. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1994. – 360 с. С. 282

[154] Там же. С. 282

[155] Там же. С. 282

[156] См. Законы и постановления, принятые на восьмой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва /26 мая – 24 июня 1992 г./. С. 105-144

[157] Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 24, ст. 173

[158] Юридическая газета, 2002, 15 мая

[159] Казахстанская правда, 2007, 22 мая

[160] См. Словарьиностранных слов. – 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. 608 с. С. 223

[161] Хотя суды не и вправе возбуждать уголовные дела, но по делам частного обвинения судья может вынести постановление о принятии жалобы к своему производству в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан. Кроме того, в соответствии с Конституцией Республики и уголовно-процессуальным законодательством санкционирование ареста производится судом, что в некоторой степени сближает его с органами уголовного преследования (прим. У.С.)

[162] Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий / Под ред. Г.С. Сапаргалиева. – Алматы: Нұр-пресс, 2004. – 560 с. С. 364

[163] Там же. С. 364

[164] Конституционный Совет в Постановлении от 4 декабря 1998 года № 13/2 «Об официальном толковании подпункта 1 статьи 53 и пункта 1 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, в части норм, касающихся внесения Парламентом Республики Казахстан изменений и дополнений» указал, что вопрос о соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан от 7 октября 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» может быть рассмотрен Конституционным Советом только в порядке, установленном статьей 78 Конституции Республики Казахстан (прим. У.С.)

[165] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст. 644

[166] См. Ким Ю. Роль и значение Конституционного совета в обеспечении конституционной законности // «Мысль», общественно-политический ежемесячный журнал, 1997, № 11. С. 3

[167] См. Ащеулов А.Т., Караев А.А. Конституционный контроль в Республике Казахстан. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник / Сост. д.ю.н., профессор А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001. – 656 с. С. 522-526

[168] Казахстанская правда, 2005, 7 января

[169] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст. 644

[170] Казахстанская правда, 2002, 28 февраля

[171] Мишин А.А., Страшун Б.А. Судебная власть. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Тома 1-2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 778 с. С. 612

[172] Там же. С. 614

[173] См. Словарьиностранных слов. – 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. 608 с. С. 605

[174] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 23, ст.410

[175] См. Словарь иностранных слов – 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., - 1988. С. 471

[176] См. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА – М, 1999. – VI, 790 с. С.655

[177] В отношении членов Правительства Республики Казахстан могут быть исключения. В частности, они могут входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, если это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством (см. п.2 ст. 68 Конституции Республики Казахстан 1995 года в редакции Закона РК от 21 мая 2007 г.) (прим. У.С.)

[178] См. Казахстанская правда, 2000, 13 июля

[179] Словарь иностранных слов. – 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. С. 400

[180] При этом следует иметь в виду, что в сфере гражданского права вина имеет иное значение, чем в сфере, например, уголовно-процессуального права, так как в гражданском праве предполагается виновность лица, и на нем лежит бремя доказывания своей невиновности, т.е. действует принцип презумпции виновности лица, тогда как в уголовно-процессуальном праве действует принцип презумпции невиновности лица до тех пор, пока виновность лица не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (прим. У.С.)

[181] Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 688 с. С. 145

[182] Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий / Под ред. Г.С. Сапаргалиева. – Алматы: Нұр-пресс, 2004. – 560 с. С. 450

[183] Там же. С. 450

[184] См. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий / Под ред. Г.С. Сапаргалиева. – Алматы: Нұр-пресс, 2004. – 560 с. С. 454

[185] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 3; ст. 17

[186] См. Закон Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» // Казахстанская правда, 2007, 22 мая

[187] Казахстанская правда, 2001, 28 июня

[188] Казахстанская правда, 2006, 8 июня

[189] Казахстанская правда, 2007, 22 мая

[190] Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 3; ст. 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: