Понятие органов предварительного расследования, их задачи и виды

Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования

Органы предварительного расследования—это специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение.

Понятие, задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, которая оказывается адвокатами. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Организационные формы деятельности адвокатов.

Адвокатура—это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.

Задачами адвокатуры являются следующие:

1) оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

Эта помощь оказывается по всем отраслям права и во всех судах, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами;

2) участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан.

Оно выражается в чтении адвокатами лекций, проведении бесед и “круглых столов” на правовые темы перед население, выступлениях с докладами на научно-практических семинарах и конференциях юристов, в средствах массовой информации;

3) служение принципам законности, справедливости и гуманизма.

Адвокат защищает только законные интересы лица, обратившегося к нему за юридической помощью, и использует для этого лишь средства и способы, предусмотренные законом. Представляя одну из сторон в правовом споре, в уголовном или гражданском процессе, адвокат обеспечивает состязательность правосудия, что является необходимым условием для принятия справедливого решения. Адвокат оказывает юридическую помощь любому лицу независимо от его правового статуса (подозреваемому, обвиняемому, осужденному) и тяжести со-вершенного преступления или иного правонарушения.

Основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, перечислены в ст. 5 Закона “Об адвокатуре”. К ним относятся:

1) дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству.

2) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера.

3) осуществление представительства в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

4) участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, а также представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности

Адвокатом может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности (после получения диплома) не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 7 Закона “Об адвокатуре”).

В статье 10 Закона “Об адвокатуре” устанавливаются ограничения к занятию адвокатской деятельностью. Так, к ней не допускаются лица:

1. признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Это возможно лишь по решению суда на основании ст.ст. 29 и 30 Гражданского Кодекса РБ;

2. ранее совершившие умышленные преступления. При этом не имеет значения факт наличия или отсутствия судимости за указанные преступления. Даже если судимость за умышленное преступление погашена или снята в установленном законом порядке, это является препятствием для допуска к адвокатской деятельности. В то же время совершение преступления по неосторожности (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие п-следствия и др.) таковым не является;

3. в отношении которых принято решение об аннулировании лицензии на право занятия адвокатской деятельностью, исключенные (уволенные) из коллегии адвокатов, а также уволенные из правоохранительных и других органов по компрометирующим обстоятельствам. Это основание действует в течение пять лет со дня принятия соответствующих решений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Срок действия первого и второго оснований законом не определен. Следовательно, они являются постоянно действующим запертом к занятию адвокатской деятельностью.

К компрометирующим можно отнести следующие случаи расторжения трудового до-говора по инициативе нанимателя, предусмотренные ст. 42 Трудового кодекса РБ: систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работни-ку ранее применялись меры дисциплинарного взыскания; прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время; совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания; однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть работника и др.

Установленные законом ограничения к занятию адвокатской деятельностью распространяются на стажеров и помощников адвоката, а также лиц, имеющих необходимый стаж работы по специальности и желающих сдать экзамен с целью получения адвокатской лицензии.

Для решения вопросов о допуске к адвокатской деятельности в Республике Беларусь действует Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности 1. Она создается Министерством юстиции Республики Беларусь сроком на три года в составе не менее девяти членов из числа представителей государственных органов, адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет, и иных специалистов в области права. Председатель Республиканской коллегии адвокатов входит в ее состав по должности. Персональный состав Квалификационной Комиссии утверждается приказом Министра юстиции Республики Беларусь. Председателем Квалификационной Комиссии является заместитель Министра юстиции.

Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, претендующих на право занятия адвокатской деятельностью, а также устанавливает отсутствие оснований, предусмотренных ст. 10 Закона “Об адвокатуре”, которые ограничивают допуск к этому виду юридической деятельности.

Свои заседания Квалификационная комиссия проводит при наличии не менее двух третей своего состава, решение принимается простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. (ч. 1-4 ст. 11 Закона “Об адвокатуре”). Голосование проводится в отсутствие лица, вопрос которого рассматривается.

Заседания Квалификационной комиссии проводятся по необходимости, но не реже одного раза в 6 месяцев. Она имеет право запрашивать необходимую для осуществления ее полномочий информацию от руководителей государственных, общественных и других организаций, а также должностных лиц.

Лицо, желающее заниматься адвокатской деятельностью, должно подать заявление на имя председателя Квалификационной комиссии с приложением необходимых документов.

Программа квалификационного экзамена разрабатывается Республиканской коллегией адвокатов и утверждается Министром юстиции Республики Беларусь. Она содержит вопросы по Конституции Республики Беларусь, Закону “Об адвокатуре”, уголовному праву и процессу, гражданскому праву и процессу, трудовому, семейному, жилищному праву. Квалификационный экзамен включает ответы на вопросы по материальному и процессуальному праву, решение практических задач, составление правовых документов, собеседование.

Решение Квалификационной комиссии объявляется в день сдачи экзамена, является окончательным и обжалованию не подлежит (ч. 5 ст. 11 Закона “Об адвокатуре”). Лицензия или решение об отказе в ее выдаче выдается заявителю в пятидневный срок с момента принятия соответствующего решения.

Лицензия на право занятия адвокатской деятельностью выдается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности сроком на пять лет (ч. 2 ст. 12 Закона “Об адвокатуре”).

Обращение за выдачей лицензии производится не позднее трех месяцев со дня принятия решения о возможности ее выдачи лицу Квалификационной комиссией. В случае пропуска срока обращения за выдачей лицензии указанное решение утрачивает силу.

В лицензии указывается наименование органа, ее выдавшего, ФИО, место жительства лица, осуществляющего адвокатскую деятельность, наименование деятельности, на которую она выдается, ее регистрационный номер и дата выдачи. Лицензия подписывается Министром юстиции и заверяется печатью Министерства юстиции. Она оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю, а второй – остается на хранение в Министерстве юстиции.

Лицензия на право занятия адвокатской деятельностью не выдается, если лицо, претендующее на ее получение, не сдает экзамен Квалификационной комиссии. Повторная сдача экзамена допускается не ранее, чем через один год, за исключением стажеров, которые сдают экзамен повторно по истечении срока стажировки (ч. 5 ст. 11 Закона “Об адвокатуре”).

Лицензия не выдается в случаях установления обстоятельств, предусмотренных ст. 10 Закона “Об адвокатуре”, а также если лицо со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня ее получения занимало должности, время работы на которых за-считывается в стаж службы в государственном аппарате (ч. 3 ст. 12 Закона “Об адвокатуре”).

К полномочиям Квалификационной комиссии отнесено также принятие решений о приостановлении, возобновлении, аннулировании и продлении лицензии на право занятия адвокатской деятельностью, выдачи дубликата лицензии.

Приостановление действия лицензии производится Квалификационной комиссией в случае перехода адвоката на судебную или иную должность, время работы на которой засчитывается в стаж работы в государственном аппарате, В этом случае действие лицензии при-останавливается со дня возникновения обстоятельств, послужившим основанием для ее приостановления. Такое решение принимается Министром юстиции по заявлению адвоката, поданному в месячный срок со дня его перехода на судебную или иную государственную службу. В случае неподачи такого заявления лицензия подлежит аннулированию.

Действие лицензии возобновляется со дня отпадения обстоятельств, послуживших основанием для ее приостановления, по заявлению заинтересованного лица Министром юстиции на период до окончания срока ее действия.

Аннулирование лицензии производится Министром юстиции по представлению президиума коллегии адвокатов или Квалификационной комиссии либо по собственной инициативе (ч. 5 ст. 24 Закона “Об адвокатуре”), о чем сообщается в печати (журнале “Судовы веснiк” и “Юстыцыя Беларусi”).

Выдача дубл1ката производится по решению Квалификационной комиссии. За это взимается плата в размере пяти минимальных заработных плат.

Продление срока действия лицензии на пять лет производится Министром юстиции по заявлению гражданина с учетом соблюдения им законодательства об адвокатской деятельности по результатам аттестации, проведенной соответствующей коллегией адвокатов. (ч. 2 ст. 12 Закона “Об адвокатуре”).

Организационная работа по подготовке адвокатов к аттестации осуществляется Президиумом коллегии адвокатов при участии заведующих юридическими консультациями. Основными задачами аттестации являются объективная оценка результатов деятельности адвоката и определение необходимости повышения его квалификации, качества и эффективности его труда.

Аттестационная комиссия назначается из числа квалифицированных адвокатов имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет. В ее состав входит не менее пяти человек. Председателем комиссии является Председатель Президиума соответствующей коллегии адвокатов по должности. Аттестация председателей коллегий адвокатов производится на заседании Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности по представлению Президиума республиканской коллегии адвокатов.

Аттестационная комиссия рассматривает характеристику на адвоката, заслушивает заведующего юридической консультацией, самого аттестуемого. Комиссия вправе проверить профессиональную подготовку адвоката, а также его поведение в быту.

Адвокат может быть не аттестован, если его профессиональная подготовка не соответствует требованиям, либо он имеет дисциплинарные взыскания или совершил проступок, несовместимый со званием адвоката.

На основании полученных результатов комиссия принимает решение об аттестации или отказе в аттестации адвоката. Решение комиссии сообщается адвокату. Оно может быть обжаловано аттестуемым в десятидневный срок в апелляционную комиссию республиканской коллегии адвокатов, решение которой является окончательным.

Списки на продление лицензии с указанием номера, даты выдачи лицензии и заключение аттестационной комиссии представляются председателями президиумом коллегий адвокатов председателю Квалификационной комиссии за один месяц до окончания сроков действия лицензии.

Министр юстиции Республики Беларусь вправе приостановить выдачу или действие лицензии на право занятия адвокатской деятельностью в случае установления обстоятельств (информаций президиумов коллегий адвокатов, государственных и иных органов, заявлений членов Квалификационной комиссии, итогов голосования этой комиссии), указывающих на несоответствие решения Квалификационной комиссии фактическим обстоятельствам дела, нарушения действующего законодательства, норм профессиональной этики адвокатов или иных данных, свидетельствующих о невозможности заниматься адвокатской деятельностью. В случае установления этих обстоятельств Министр юстиции вправе отказать в выдаче лицензии или выдать ее, а равно возобновить ее действие после сдачи заинтересованным лицом повторного экзамена Квалификационной комиссии. При неудовлетворительных результатах экзамена или отказа заинтересованного лица от сдачи экзамена первоначальное решение Квалификационной комиссии признается недействительным, а лицу отказывают в выдаче лицензии или аннулируют лицензию.

Отказ в выдаче лицензии или в продлении срока ее действия может быть обжалован в суд в течение месячного срока со дня вынесения соответствующего решения (ч. 4 ст. 12 Закона (“Об адвокатуре”).

Организационные формы деятельности адвокатуры

Адвокатская деятельность в Республике Беларусь может осуществляться только лицами, являющимися членами коллегий адвокатов. Поэтому граждане, получившие в установленном порядке лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, осуществляют ее путем вступления в члены коллегии адвокатов (ч. ч. 1 и 6 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”). В нашем государстве действуют областные, Минская городская, Белинюрколлегия и Республиканская коллегия адвокатов.

Таким образом, система адвокатских объединений в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. Коллегии адвокатов созданы и действуют в административно-территориальных единицах – в каждой области и городе Минске, а в масштабах республики объединяются в Республиканскую коллегию адвокатов. Принцип специализации в организации белорусской адвокатуры проявляется в наличии коллегии адвокатов, оказывающей особый вид юридической помощи. Это Белинюрколлегия, которая оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам Республики Беларусь за границей, а также иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства на территории Республики Беларусь.

Порядок внутренней организации и деятельности коллегий адвокатов, их структура, статус руководящих органов и иные вопросы, касающиеся деятельности коллегий, определяются их уставами, если иное не предусмотрено актами законодательства. Уставы областных и Минской городской коллегии адвокатов, Белинюрколлегии, Положение о Республиканской коллегии адвокатов подлежат регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь (ч. ч. 8 и 12 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”).

Областные, Минская городская коллегии адвокатов и Белинюрколлегия являются основанными на принципах самоуправления добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензий, выданных Министерством юстиции Республики Беларусь. Коллегия адвокатов – это юридическое лицо, имеющее печать и штампы со своим наименованиям.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание членов коллегии (конференция), ее исполнительным органом – Президиум, контрольно-ревизионным органом – Ревизионная комиссия. Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год. Оно правомочно при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов коллегии, а конференция – при участии в ней не менее двух третей от общего числа избранных делегатов. Норма представительства устанавливается Президиумом коллегии. Общее собрание (конференция) решает все вопросы большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Решения принимаются тайным или открытым голосованием.

Общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов: принимает Устав коллегии; избирает председателя Президиума, его заместителя, членов Президиума и ревизионную комиссию; утверждает смету доходов и расходов, определяет размер отчислений в Республиканскую коллегию адвокатов; заслушивает и утверждает отчеты о деятельности Президиума и ревизионной комиссии коллегии адвокатов; определяет порядок оплаты труда адвокатов с учетом действующего законодательства; рассматривает жалобы адвокатов на постановления Президиума коллегии адвокатов; рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.

Президиум коллегии адвокатов избирается сроком на три года. Его численный состав не может быть менее 5-ти членов. Заседания Президиума созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения принимается тайным или открытым голосованием.

Полномочия Президиума коллегии адвокатов: созывает общее собрание (конференцию) членов коллегии адвокатов; устанавливает штаты коллегии, представляет на утверждение Республиканской коллегии адвокатов потребность адвокатов по региону своей коллегии; создает юридические консультации, утверждает их штаты и сметы, руководит их деятельностью и контролирует ее, назначает на срок полномочий Президиума и освобождает от должности заведующих юридическими консультациями, распределяет адвокатов по юридическим консультациям и решает вопросы их перевода из одной консультации в другую; принимает в члены коллегии адвокатов и в состав стажеров, организует прохождение стажировки, дает рекомендацию о допуске к сдаче квалификационного экзамена лицам, успешно прошедшим стажировку, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, дает согласие на прием помощников адвокатов; осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, проводит аттестацию адвокатов и мероприятия по повышению их профессиональной квалификации, обобщает и распространяет положительный опыт работы юридических консультаций и лучших адвокатов; осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов, применяет меры поощрения, рассматривает дела о дисциплинарных проступках членов коллегии и налагает на виновных дисциплинарные взыскания, рассматривает представления Министерства юстиции о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности; распоряжается средствами коллегии в соответствии со сметой, осуществляет контроль за порядком оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и порядком оплаты труда адвокатов, принимает решения об освобождении или граждан от оплаты юридической помощи, устанавливает для отдельных адвокатов повышенные размеры отчислений от денежных средств, поступивших за оказание ими юридической помощи; осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка рассмотрения обращений граждан в юридических консультациях, рассматривает жалобы, заявления и обращения на деятельность адвокатов; организует ведение статистической отчетности, кодификационносправочной работы по законодательству и судебной практике, участвует в разработке и реализации программ по созданию материально-технической, правовой и информационной базы коллегии; осуществляет мероприятия по улучшению материально-бытовых условий работы адвокатов и административно-технического персонала коллегии, а также по охране их труда; организует участие адвокатов коллегии в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан; содействует Республиканской коллегии адвокатов в разработке и совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры, в выработке коллективного мнения адвокатов по проектам законов и других нормативных актов; представляет коллегию адвокатов в государственных органах, учреждениях, предприятиях и общественных организациях, ежегодно информирует о своей работе Республиканскую коллегию адвокатов.

Деятельность Президиума строится на основе коллективности руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами коллегии. При Президиуме коллегии адвокатов могут образовываться методический совет и другие, действующие на общественных началах органы, оказывающие помощь Президиуму в выполнении возложенных на него задач.

Председатель Президиума коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным или открытым голосованием сроком на три года и утверждается Председателем Республиканской коллегии адвокатов.

Председатель Президиума коллегии адвокатов: организует и планирует работу Президиума, подготавливает вопросы для рассмотрения на его заседаниях, в том числе о приеме в коллегию, отчислении и исключении из ее состава адвокатов; организует проверку жалоб и иных материалов на действия адвокатов и вносит соответствующие предложения на рассмотрение Президиума; председательствует на заседании Президиума, является распорядителем кредитов в пределах утвержденной сметы, ведет переписку от имени Президиума с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами; руководит работой аппарата Президиума коллегии адвокатов, осуществляет прием и увольнение работников аппарата Президиума (бухгалтера, кодификатора, кассира, шофера и до.) и юридических консультаций; информирует Президиум Республиканской коллегии адвокатов о деятельности коллегии адвокатов и Президиума.

Ревизионная комиссия коллегии адвокатов избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным или открытым голосованием сроком на три года. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя председателя комиссии. В ее функции входит проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности Президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций.

В соответствии со ст. 14 Закона “Об адвокатуре” для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам коллегиями адвокатов создаются юридические консультации. На них также возлагаются функции обеспечения защиты по уголовным делам по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда (в том числе в случаях) когда закон требует незамедлительного оказания юридической помощи), по делам лиц, освобожденных в установленном порядке от оплаты юридической помощи, а также бесплатного оказания других юридических услуг.

Юридические консультации создаются, как правило, по административно-территориальному принципу в каждом районе (городе). Место нахождения юридической консультации определяется Президиумом коллегии адвокатов по согласованию с исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов с учетом интересов более полного и рационального обслуживания населения. Поэтому юридические консультации должны располагаться в доступном для большинства граждан месте, желательно в центре населенного пункта, недалеко от судов и других правоохранительных органов.

Количество адвокатов, работающих в юридических консультациях, определяется Президиумом коллегии адвокатов в зависимости от численности населения, промышленных предприятий и особенностей данного региона. На практике применяется следующий принцип: число адвокатов в юридической консультации не должно быть меньше, чем число судей соответствующего районного (городского) суда. Так, в сельской местности юридические консультации состоят из нескольких адвокатов (1-5 человек), а в районах г. Минска – из 30-60 человек.

Однако следует стремиться к тому, чтобы максимальное количество адвокатов, работающих в юридической консультации, не превышало 35 человек.

В противном случае трудно обеспечить надлежащую организацию ее работы. Большая численность адвокатов в юридической консультации делает невозможным осуществление должного контроля за распределением и качеством их работы, соблюдением ими Правил внутреннего трудового распорядка, проведением занятий по повышению профессиональной квалификации и в конечном итоге отрицательно влияет на уровень оказываемой адвокатами правовой помощи гражданам и субъектам хозяйствования.

Юридические консультации являются основным, первичным звеном адвокатуры. Все члены коллегии адвокатов распределены по юридическим консультациям и там проводят свою работу. В случае необходимости они могут переходить из одной Консультации в другую по решению Президиума коллегии

адвокатов.

Юридическая консультация имеет печать и штамп с обозначением своего наименования и соответствующей коллегии адвокатов, но юридическим лицом она не является.

Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый Президиумом коллегии на срок полномочий Президиума. Он должен являться наиболее квалифицированным адвокатом и обладать необходимым стажем адвокатской деятельности. Заведующий юридической консультацией действует по доверенности Президиума коллегии адвокатов.

Заведующий юридической консультацией: организует работу юридической консультации; назначает адвоката для осуществления защиты по требованиям органов предварительного следствия и суда; распределяет работу между адвокатами с учетом их квалификации и персональных к ним обращений; контролирует порядок оплаты труда адвокатов, при отсутствии соглашения определяет размер оплаты за выполненную работу, освобождает от оплаты за юридическую помощь; осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, прохождением стажировки и проводит мероприятия по повышению профессиональной квалификации адвокатов и стажеров; обеспечивает соблюдение адвокатами и иными работниками юридических консультаций правил внутреннего трудового распорядка; вносит предложения Президиуму коллегии о поощрении адвокатов, о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности, о досрочном снятии дисциплинарного взыскания адвоката, об оказании материальной помощи адвокатам в случае необходимости; организует и контролирует ведение кодификационно-справочной работы по законодательству и судебной практике, статистической и финансовой отчетности по установленным формам, делопроизводства, в юридической консультации; по полномочию Президиума принимает и увольняет работников технического персонала юридической консультации (секретаря-кассира, уборщиц); рассматривает обращение и жалобы на действия адвокатов, поступившие в юридическую консультацию; осуществляет в случае отсутствия секретаря-кассира операции по приему, учету и хранению денежных средств и квитанций; Заве-дующий обеспечивает надлежащее состояние помещений юридической консультации, укомплектование их необходимой мебелью, а адвокатов – бумагой для составления производств по делу.

На здании, где расположена консультация, должна быть помещена эстетически оформленная вывеска “Юридическая консультация” с указанием наименования коллегии адвокатов. В помещении юридической консультации на видном месте должно быть вывешено объявление с указанием перечней лиц, которым юридическая помощь оказывается бесплатно и которые обслуживаются вне очереди, а также другая информация.

Организация работы юридической консультации должна обеспечивать ежедневный прием граждан в удобное для них время, а при необходимости и дополнительно в выходные и праздничные дни, когда закон требует незамедлительного оказания юридической помощи по уголовному делу. Для этого заведующим юридической консультацией заранее составляется график дежурств адвокатов с учетом их занятости и обязательного участия каждого в приеме граждан, своевременно доводится до сведения адвокатов и вывешивается в помещении юридической консультации. Дежурный адвокат может назначаться на весь день работы юридической консультации или же на половину дня, но с тем, чтобы смена дежурных в течение дня не ограничивала получение юридической помощи гражданами.

В юридических консультациях с количеством адвокатов свыше 3-х человек ведется журнал занятости адвокатов, в котором ежедневно делаются отметки о месте нахождения того ли иного адвоката. Все адвокаты, кроме находящихся в командировках и отпусках, обязаны являться на работу в юридическую консультацию к установленному времени. Явка адвоката не обязательна, когда он в течение всего дня занят на предварительном следствии либо в судебном процессе. Об этом адвокат обязан заранее поставить в известность заведующего или дежурного адвоката и сделать соответствующую запись в журнале занятости.

В юридической консультации должно вестись делопроизводство, отвечающее установленным требованиям, должно быть налажено хранение и учет денежных и отчетных документов, ведение справочно-кодификационной работы по законодательству. Для этого в каждой юридической консультации должен быть выделен адвокат или технический работник, ответственный за кодификацию и систематизацию законодательства, а в крупных юридических консультациях – и обученный работе на компьютере. В обязанности кодификатора входит со-держание в контрольном состоянии действующих кодексов и других нормативных актов, своевременное внесение в них изменений, постоянное информирование адвокатов о текущем законодательстве с целью оказания населению квалифицированной юридической помощи.

По постановлению Президиума коллегии адвокатов могут быть созданы филиалы юридических консультаций и специализированные юридические консультации.

Первые образуются в крупных населенных пунктах, находящихся на территории обслуживаемого района (например, г. Заславль Минского района), либо в здании судов, расположенных далеко от базовой юридической консультации.

В основе образования вторых лежит принцип специализации в отдельных отраслях права или даже правовых институтах. Так, в г. Минске действуют юридические консультации по хозяйственному праву, авторскому праву, вопросам недвижимости.

Место нахождения филиала и количество адвокатов, в нем работающих, определяется Президиумом коллегии. Филиал имеет штамп с обозначением своего наименования и соответствующей юридической консультации. Он не является юридическим лицом. Филиалом руководит заведующий, назначаемый Президиумом коллегии на срок полномочий Президиума. Он осуществляет контроль за порядком оплаты труда и качеством работы адвокатов филиала.

Республиканская коллегия адвокатов объединяет областные и Минскую городскую коллегии адвокатов и осуществляет функции постоянно действующего республиканского органа адвокатского самоуправления (ч. 3 ст. 13 Закона “Об адвокатуре”). Она является некоммерческой организацией, приобретает права юридического лица с момента утверждения ее Положения в Министерстве юстиции Республики Беларусь, имеет печать и штамп со своим наименованием.

Основными задачами Республиканской коллегии адвокатов являются: комплексное управление коллегиями адвокатов; согласование и координация деятельности руководящих органов коллегии адвокатов; обобщение результатов работы коллегий адвокатов по республике; осуществление организационных, распорядительных, контрольных и административ-ных функций при проверке соблюдения законодательства руководящими органами коллегий адвокатов и адвокатами; разработка концепции социально-экономического развития адвокатуры республики и методов ее реализации; оказание помощи коллегиям адвокатов в организации правовой помощи гражданам и организациям.

Республиканская коллегия адвокатов в соответствии с возложенными на нее задачами:

1. осуществляет методическое руководство адвокатской деятельностью по оказанию правовой помощи, анализирует и обобщает опыт этой деятельности;

2. прогнозирует потребность республики в адвокатах;

3. участвует совместно с государственными органами в законотворческой деятельности и правовом воспитании граждан, защищает профессиональные права, представляет интересы адвокатов в государственных, общественных и иных органах;

4. организует подготовку и повышение квалификации адвокатов как в индивидуальной, так и в коллективных формах на секциях, курсах, в учебных центрах, разрабатывает учебные и календарные планы проведения занятий с адвокатами;

5. участвует совместно с органами коллегий адвокатов в разработке и реализации программ по созданию материально-технической, правовой, информационной и научно-исследовательской базы адвокатуры;

6. совершенствует научно-методическое обеспечение адвокатской деятельности, издает учебную литературу и распространяет знания о работе адвокатуры;

7. проводит конференции, конгрессы, совещания, семинары по вопросам адвокатской деятельности, участвует в работе организаций, объединений, деятельность которых затрагивает интересы адвокатуры, образовывает координационные, методические, экспертные советы по проблемам и перспективам развития адвокатуры;

8. распределяет часть своих свободных средств на финансирование общественных нужд;

9. изучает и обобщает статистические данные о деятельности адвокатов и представляет их в министерство юстиции, ежегодно информирует его о совей работе;

10. проводит проверки работы руководящих органов коллегий адвокатов, в том числе финансовой деятельности, вносит предложения по ее совершенствованию;

11. разрабатывает и принимает обязательные для применения и исполнения адвокатами и руководителями коллегий адвокатов типовые уставы, правила профессиональной этики и внутреннего трудового распорядка;

12. рассматривает жалобы на решения органов коллегий адвокатов, приостанавливает их действие, вносит представления об их отмене.

Органами Республиканской коллегии адвокатов являются: Президиум, Председатель Президиума и его заместитель, постоянные комиссии.

Президиум Республиканской коллегии адвокатов является высшим органом адвокатского самоуправления республики. На его заседаниях рассматриваются и решаются следующие вопросы: избрание и освобождение Председателя Республиканской коллегии адвокатов и его заместителя; образование постоянных комиссий, избрание и освобождение их председателей; заслушивание отчетов Председателя Республиканской коллегии адвокатов и председателей постоянных комиссий; утверждение методических указаний и рекомендаций, типовых уставов, правил внутреннего трудового распорядка и профессиональной этики, положения о постоянных комиссиях; определение структуры аппарата Республиканской коллегии адвокатов, ее штатного расписания, утверждение сметы расходов на содержание коллегии, установление порядка распоряжения ее имуществом; освобождение членов Президиума от выполнения их обязанностей.

Президиум Республиканской коллегии формируется из числа адвокатов, делегируемых коллегиями адвокатов. Их количество не может превышать трех человек от каждой коллегии, включая председателя коллегии адвокатов.

Заседание Президиума правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 его членов. Решение принимается тайным или открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от общего количества присутствующих. Заседания Президиума созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Председатель Республиканской коллегии адвокатов избирается из числа членов Президиума открытым голосованием сроком на 5 лет по предложению Министра юстиции и утверждается им.

В случае повторного отказа в избрании предложенной кандидатуры Министр юстиции вправе распустить Президиум Республиканкой коллегии адвокатов, назначив исполняющего обязанности Председателя Республиканской коллегии адвокатов.

Председатель Республиканской коллегии адвокатов одновременно является Председателем ее Президиума. Он не вправе совмещать этот пост с занятием других оплачиваемых должностей в иных органах адвокатских объединений.

Председатель Республиканской коллегии адвокатов: представляет ее во взаимоотношениях с государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, международными организациями; созывает заседании Президиума, осуществляет руководство их подготовкой и проведением, подписывает решения и протоколы заседаний Президиума, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений, отчитывается перед Президиумом о совей деятельности; утверждает Председателей Президиумов областных (Минской городской) коллегий адвокатов, дает согласие на назначение заведующих юридическими консультациями, вносит предложения об освобождении указанных лиц от занимаемых должностей; приостанавливает решения Президиума областных (Минской городской) коллегий адвокатов, а в случае необходимости – отменяет их; координирует деятельность постоянных комиссий, вносит на рассмотрение Президиума предложения по их со-зданию и проведению заседаний комиссий; обеспечивает рассмотрение обращений граждан, предприятий, организаций; распоряжается средствами и имуществом Республиканской коллегии адвокатов, действуя без доверенности от ее имени, открывает расчетные и другие счета в банках, создает фонд на представительские и другие неплановые мероприятия; вносит через Министерство юстиции проекты законодательных актов, регулирующих деятельность адвокатуры.

Председатель Республиканской коллегии адвокатов имеет заместителя, который утверждается по представлению Председателя, из числа членов Президиума Республиканской коллегии адвокатов, Министром юстиции сроком на 5 лет.

Заместитель Председателя Республиканской коллегии адвокатов в пределах определенных ему полномочий организует деятельность Президиума Республиканской коллегии адвокатов и постоянных комиссий, замещает Председателя по вопросам работы в Президиуме в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей. Заместитель Председателя Республиканской коллегии адвокатов не может совмещать этот пост с другими оплачиваемыми должностями в органах адвокатских объединений. Председатель и заместитель Председателя Республиканской коллегии адвокатов работают на постоянной основе.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Республиканской коллегии адвокатов, а также организации и контроля за проведением в жизнь решений Президиума, образуются постоянные комиссии:

1. ревизионная комиссия, которая избирается в количестве трех человек из разных коллегий адвокатов;

2. апелляционная комиссия;

3. комиссия по изучению и обобщению статистических данных;

4. комиссия по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации;

5. методическая комиссия.

В случае необходимости могут быть созданы и иные постоянные комиссии.

Председатели комиссий избираются из числа адвокатов сроком на 5 лет. Они представляют на утверждение Председателю Республиканской коллегии адвокатов членов комиссии. Заседания комиссии созываются Председателем Республиканской коллегии адвокатов или Председателем комиссии. Расходы, связанные с деятельностью комиссий производятся за счет средств Республиканской коллегии адвокатов и включаются в смету расходов на ее содержание.

Средства Республиканской коллегии адвокатов образуются из сумм, отчисляемых адвокатскими объединениями, поступившими в их фонд за оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам. Размер отчислений из указанных сумм устанавливается общим собранием (конференцией) областных (Минской городской) коллегий адвокатов и не может составлять менее одного процента фонда оплаты труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: