Верховный Суд Республики Беларусь

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.

Особенности его правового статуса заключаются в том, что только Верховный Суд:

1. осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

2. является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;

3. дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

4. вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов. Так, по инициативе Верховного суда Конституционный Суд 9 июля 1997 года рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III “Заключительные положения” Закона от 17 мая 1997 года “О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь” и признал правоту его позиции.

5. рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

6. имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

7. обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но, в известной мере, и направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применять определенные нормы права.

Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования всей судебной системы и преследует цель обеспечения законности в деятельности всех ее органов.

В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, Верховный Суд в соответствии с Конституцией не обладает правом законодательной инициативе. Полагаем, что в будущем этот недостаток должен быть устранен.

Состав Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей и народных заседателей и действует в составе:

1. судебной коллегии по гражданским делам;

2. судебной коллегии по уголовным делам;

3. Военной коллегии;

4. судебной коллегии по патентным делам;

5. Президиума;

6. Пленума (ст. 46 Закона).

Количественный состав Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного суда и в настоящее время насчитывает 44 судьи.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по патентным делам, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или естественно-научным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее трех лет. На таких судей патентной коллегии также не распространяются общие требования, касающиеся прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена (ст. 62 Закона).

Председатель, его заместители и судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального Собрания и исполняют свои обязанности бессрочно (п. 2 ст. 98 Конституции).

Количество народных заседателей для Верховного Суда составляет 10 человек на одного судью. Их подбор осуществляется, как и для нижестоящих судов, управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти из числа граждан, постоянно проживающих на территории района, города, области. Списки народных заседателей Верховного Суда утверждаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Основными постоянно действующими структурными подразделениями Верховного Суда являются судебные коллегии, которые обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел. Судебные коллегии формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом (ч. 1 ст. 54 Закона). При этом учитывается как желание самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт.

В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 20 судей, судебная коллегия по гражданским делам – 12, Военная коллегия – 6, судебная коллегия по патентным делам – 4 судьи. Такой различный количественный состав коллегий связан с объемом их работы. Так, традиционно число гражданских дел, рассматриваемых Верховным Судом, уступает числу уголовных. Военная коллегия имеет дело лишь с небольшой категорией лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. А судебная коллегия по патентным делам создана только в 2000 году и делает свои первые шаги в узкой, специфической сфере гражданского права.

В необходимых случаях Председатель Верховного Суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии (ч. 3 ст. 54 Закона).

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1 ст. 55 Закона).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела: о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь и судьями; подсудные нижестоящим судам и переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства; подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением (ст. 269 УПК).

На основании указанных критериев в разные годы Верховный судом были рассмотрены уголовные дела о грубом нарушении правил дорожного движения, следствием чего яви-лась гибель людей, в том числе Первого Секретаря ЦК КПБ П.М. Машерова, Председателя Президиума Верховного Совета БССР Ф.А. Сурганова; о столкновении пассажирского поезда Гродно-Орша с электропоездом Олехновичи-Минск на остановочном пункте Крыжовка, в результате чего погибло 22 и было покалечено 82 человека; об автомобильной катастрофе пассажирского автобуса “Икарус-260” 62 маршрута в г. Минске, где погибло 24 человека и не-сколько человек получили телесные повреждения; о преступлениях, совершенных во время Великой Отечественной войны бывшими карателями охранного батальона СС, принимавши-ми участие в массовых уничтожениях людей. Особая сложность таких дел проявляется в исследовании фактических обстоятельств совершенного преступления, оценке доказательств, разрешении материально-правовых вопросов, длительном времени, необходимом для рас-смотрения. Поэтому для их разбирательства требуется высокая квалификация и большой опыт судей.

Судебная коллегия рассматривает уголовные дела по первой инстанции в составе судьи, который является председательствующим, и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает десять лет лишения свободы или обвиняемый является несовершеннолетним. В противном случае дело слушается судьей единолично.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции следующие категории дел:

1. по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан;

2. по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений;

3. по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума;

4. по жалобам на отказ в регистрации политических партий;

5. по заявлениям о прекращении деятельности политических партий;

6. по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства;

7. по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты республики Беларусь; а также другие категории дел, которые подсудны Верховному Суду в соответствии с актами законодательства.

Кроме того, судебные коллегии вправе изъять любое гражданское дело из любого общего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 45 ГПК). Рассмотрение гражданских дел осуществляется судьей единолично.

В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.

В порядке надзора судебные коллегии рассматривают протесты на постановления президиумов областных, Минского городского судов, а также на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд (ч. 2 ст. 407 ХПК, ч. 2 ст. 440 ГПК).

Судебная коллегия по гражданским делам осуществляет пересмотр решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, если они были предметом ее рассмотрения по первой инстанции, в кассационном или надзорном порядке (ст. 453 ГПК). В то же время разрешение вопроса о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам производится судебной коллегией Верховного Суда в отношении приговоров, определений, постановлений областных и Минского городского судов (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).

Судебные коллегии рассматривают дела в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам в составе трех судей.

В судебных коллегиях Верховного суда, также как в областных и Минском городском судах, создаются составы судей для разрешения дел, поступающих из определенных областей и г. Минска. За каждым составом, в который входят председатель и несколько судей, закрепляется конкретная область. Этот состав должен обеспечить рассмотрение в кассационном и надзорном порядке дел, поступивших из своей области (зоны). Такой зональный принцип распределения дел между судьями Верховного Суда обеспечивает эффективный контроль за деятельностью нижестоящих судов, возможность поддерживать с ними постоянную связь и оказывать помощь в выявлении и устранении судебных ошибок и других недостатков в судебной деятельности.

В судебных коллегиях Верховного Суда могут образовываться составы суда и для рассмотрения отдельных категорий дел (ч. 2 ст. 54 Закона). Но на практике таковые отсутствуют.

Особенности правового положения и полномочия Военной коллегии Верховного Суда были изложены выше при освещении вопроса о военных судах.

Проявлением принципа специализации правосудия явилось образование в 1998 году в составе Верховного Суда судебной коллегии по патентным делам, но начала она свою работу лишь в 2000 году. К полномочиям новой судебной коллегии отнесены дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием (выявлением, выведением), правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе (ст. ст. 45 и 359 ГПК).

Судебная коллегия по патентным делам действует только как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривает дела в составе трех судей (ч. 1 ст. 26 ГПК).

Приговоры и решения Верховного Суда по уголовным и гражданским делам обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат, но могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда (ч. 6 ст. 370 УПК, ч. 4 ст. 399 ГПК). Это положение противоречит ч. 3 ст. 115 Конституции, закрепляющей право сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений, о чем имеется заключение Конституционного суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии Верховного суда по направлениям своей деятельности изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, оказывают помощь ниже-стоящим судам по применению законодательства и осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (п. 2 ст. 55 Закона).

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями председателя Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда (ч. 1 и 2 ст. 52 Закона). В настоящее время Президиум насчитывает 13 человек.

Заседания Президиума Верховного Суда проводятся по мере необходимости (ч. 4 ст. 52 Закона). На практике это происходит не реже двух раз в месяц.

Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного суда (ч. 4 ст. 407 УПК, ч. 1 ст. 440 ГПК). Таким образом, Президиум прежде всего осуществляет надзор за деятельностью судебных коллегий Верховного Суда, а через них и за правосудием во всех судах республики. Поэтому его можно назвать высшей надзорной инстанцией в системе общих судов.

В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный Прокурор Республики Беларусь или его заместители. Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим на его заседании (ч. 3 и ч. 5 ст. 52 Закона).

Осуществляя надзор за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебными коллегиями Верховного Суда и иных судов республики, но и направляет судебную практику, ориентируя эти суды на единообразное применение действующего законодательства, строгое соблюдение законности.

Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления: 1) рассмотрение вопросов организации работы самого Верховного суда, его подразделений и аппарата; 2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства.

Первое направление состоит в рассмотрении Президиумом вопросов текущего и пер-спективного планирования работы Верховного Суда, докладов председателей коллегий об итогах работы за полугодие или квартал, об организации деятельности отдельных судебных составов, подразделений аппарата и сотрудников Верховного Суда, повышения их квалификации.

Подведение итогов и контроль за качеством аналитической работы судей Верховного суда и его аппарата – одна из основных функций Президиума. он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и как самого Верховного суда, так и нижестоящих судов по отдельным категориям дел либо за определенный период времени. С этой целью на заседаниях Президиума Верховного Суда заслушивают председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства.

В последние годы итоги работы судов республики обсуждаются на совместных заседаниях Президиума Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции, где определяются стратегические задачи правосудия на ближайшие годы. Возможно и предварительное рас-смотрение Президиумом материалов изучения и обобщения судебной практики в порядке подготовки их обсуждения на заседаниях Пленума Верховного Суда и принятия разъяснений по вопросам применения законодательства.

На Президиум Верховного Суда возлагается обязанность по оказанию помощи судам в правильном применении законодательных актов. Формы этой помощи разнообразны: ознакомление нижестоящих судов с результатами обобщения судебной практики; выступления членов Президиума на семинарах и совещаниях судей; направление в суды постановлений Президиума по наиболее актуальным и принципиальным вопросам; письменные сообщения судьям с анализом допущенных ими ошибок; организация стажировки судей нижестоящих судов в Верховном Суде; выезды судей Верховного Суда для ознакомления с работой ниже-стоящих судов и последующее обсуждение результатов на заседаниях Президиума.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, а также председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности. В настоящее время он насчитывает 52 человека. Указанные лица как члены Пленума обладают равными правами (ч. 1 ст. 48 Закона).

В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители. По приглашению Председателя Верховного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных заведений и других государственных организаций и общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 48 Закона).

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор и Министр юстиции.

Заседание Пленума является правомочным при наличии большинства его членов. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума заслушиваются по докладам инициаторов либо уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума. Для подготовки проекта постановления в необходимых случаях образуется редакционная комиссия из числа членов Пленума, а также лиц, принимающих участие в его работе (ст. 50 Закона).

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседании. Постановления Пленума подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума (ч. 3 и 4 ст. 51 Закона).

Секретарем Пленума является судья Верховного Суда, который освобождается от выполнения обязанностей по основной должности и осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения принятых Пленумом постановлений (ч. 5 ст. 51 Закона).

Основное полномочие Пленума Верховного Суда – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления право-судия.

Указанные постановления Пленума Верховного Суда обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ст. 47 Закона).

Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией. В то же время такие разъяснения имеют большое значение для формирования судебной практики государства, обеспечения единообразного понимания и применения национального законодательства. В них анализируются действующие правовые нормы, допускаемые при осуществлении правосудия ошибки и нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания и применения судами, координируется судебная практика, выделяются ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства.

Пленум также может рассматривать заключения Конституционного Суда, представления Председателя Верховного Суда о несоответствии данных им разъяснений Конституции и законам Республики Беларусь.

В необходимых случаях проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам, имеющим значение как для общих, так и хозяйственных судов, например, о разграничении подведомственности дел.

К организационным полномочиям Пленума Верховного Суда относятся:

1. утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума из состава его членов;

2. заслушивание сообщений председателей областных, Минского городского,

Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума по применению законодательства Республики Беларусь;

1. избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из состава членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание отчетов о ее деятельности;

2. утверждение по представлению Председателя Верховного Суда состава научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь (ст. 49 Закона).

Таким образом, постановления Пленума Верховного суда по своему содержанию могут быть разделены на следующие группы:

• руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства;

• контрольные – по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;

• организационные – по процессуально-организационным вопросам деятельности Верховного Суда;

• кодификационные – вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

Председатель Верховного Суда осуществляет процессуальные и организационные функции, обеспечивая надлежащее руководство работой высшего судебного органа в системе общих судов, что является важнейшим условием эффективного осуществления правосудия и выполнения функции надзора за судебной деятельностью.

Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия: может председательствовать в судебных заседаниях коллегий; вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела для проверки в порядке надзора; приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; вправе приостановить исполнение судебных решений по судебным делам.

В порядке руководства работой Верховного Суда по надзору за судебной деятельностью органов правосудия государства и реализации ее результатов Председатель Верховного Суда: организует изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, для чего вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда и председательствует на их заседаниях; организует работу по осуществлению контроля за исполнением разъяснений Пленума Верховного Суда; выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда представления о несоответствии его разъяснений законодательству Республики Беларусь; вносит представления в Конституционный Суд о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда руководит организацией работы самого высшего судебного органа, для чего: распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Верховного Суда; представляет на рассмотрение Пленума составы судебных коллегий Верховного Суда, составы суда для рассмотрения дел в судебных коллегиях, а также составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел; руководит работой аппарата Верховного Суда; организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению жалоб, ведет личный прием граждан; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Например, утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Верховного Суда, инструкцию по делопроизводству в Верховном Суде и т.д. (ч. 1 ст. 56 Закона).

В случае, если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей его функции исполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей – заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь (ч. 2 ст. 56 Закона).

Первый заместитель Председателя Верховного Суда обладает теми же процессуальными полномочиями, что и сам Председатель, а также руководит работой структурных подразделений аппарата Верховного суда в соответствии с распределением обязанностей, ведет личный прием граждан, организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами (ст. 57 Закона).

Заместители Председателя Верховного Суда, наряду с выполнением перечисленных выше процессуальных функций, руководят работой судебных коллегий Верховного Суда, информирует Пленум Верховного Суда об их деятельности, организует обобщение судебной практики и анализ судебной статистики в руководимых ими коллегиях, ведут личный прием граждан, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (например, руководят деятельностью научно-консультативного совета и т.д.) (ст. 58 Закона).

Организация работы и аппарат Верховного Суда Республики Беларусь

Для обеспечения деятельности Верховного Суда по осуществлению правосудия и выполнению иных функций в высшем судебном органе имеется разветвленный и многочисленный аппарат. Его структура и штатная численность устанавливается в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

В Верховном Суде проводится организационная работа в основном по тем же направлениям, что и в других судах, с учетом его руководящего положения в судебной системе. К ним относится: планирование работы, прием граждан, работа с кадрами, изучение и обобщение судебной практики, работа по систематизации законодательства, делопроизводство, статистическая отчетность, помощь нижестоящим судам в применении законодательства и др.

Для осуществления перечисленных задач в аппарата Верховного Суда созданы различные управления, отделы, другие структурные подразделения, статус которых устанавливается в соответствующих Положениях, утверждаемых Председателем Верховного Суда. Их штат состоит из начальников управлений (отделов), заместителей начальника, старших инспекторов, инспекторов, секретарей и других работников, выполняющих вспомогательные функции.. В

Верховном Суде имеются также должности пресс-секретаря и помощника председателя. Полномочия многих из них совпадают с функциями соответствующих работников аппарата областных и Минского городского судов, которые были изложены выше. Все работники аппарата принимаются на должность и освобождаются от своих обязанностей приказом Председателя Верховного Суда или его заместителей. Аппарат Верховного Суда включает:

1. Секретариат Пленума и Президиума,

2. управление жалоб и приема граждан,

3. отдел обобщения судебной практики,

4. отдел работы с законодательством,

5. организационное управление,

6. сектор кадровой работы и судебной статистики,

7. финансово-хозяйственное управление,

8. научно-консультативный Совет,

9. редакционную коллегию журнала “Судовы веснiк”.

Секретариат Пленума и президиума занимается подготовкой и ведением протоколов заседаний указанных органов, а также Научно-консультативного совета при Верховном Суде, организационным и правовым обеспечением их работы. Руководит данным структурным подразделением судья – секретарь Пленума Верховного Суда. Он назначается на должность судьи Верховного Суда в соответствии с Конституцией и утверждается секретарем Пленума на основании представления Председателя Верховного Суда постановлением Пленума Верховного Суда.

Управление жалоб и приема граждан организует и обеспечивает работу по своевременному и качественному рассмотрению поступающих в Верховный Суд жалоб на решения, приговоры, определения, постановления по уголовным, гражданским и административным делам.

Отдел обобщения судебной практики предназначен для подготовки проектов постановлений Пленума Верховного Суда, содержащих разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. С этой целью истребуются судебные дела, областным и Минскому городскому судам направляются поручения о проведении обобщений судебной практики в соответствии с разработанной программой. На этой основе составляется обзор судебной практики по республике и проект постановления Пленума по отдельным категориям дел либо общим вопросам судебной деятельности.

Отдел работы с законодательством осуществляет учет и систематизацию действующих нормативных правовых актов Республики Беларусь, подготовку заключений на законопроекты.

Основной задачей организационного управления Верховного Суда является справочное и информационно-правовое обеспечение деятельности Верховного Суда. В состав этого управления входят секретариаты всех четырех судебных коллегий Верховного Суда, архив, экспедиция, бюро электронной техники.

Финансово-хозяйственное управление обеспечивает ведение бухгалтерского учета, контроль за использованием денежных средств, имущества, служебных помещений, организует хозяйственное и техническое обслуживание здания Верховного Суда и имеющейся компьютерной базы.

Сектор кадровой работы и судебной статистики занимается подготовкой документов к назначению и освобождению судей Верховного Суда, присвоению им квалификационных классов, обеспечивает проведение аттестации сотрудников аппарата Верховного Суда и присвоение им классов государственных служащих, контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка. На этот сектор возлагается также составление статистической отчетности и ее представление в Министерство юстиции.

При Верховном Суде действует Научно-консультативный совет. Его задачей является разработка рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, проектов постановлений Пленума, содержащих разъяснения действующего законодательства. Состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом по представлению Председателя Верховного Суда сроком на пять лет. В него входят ученые-юристы, судьи Верховного Суда, председатели некоторых нижестоящих судов и работники иных правоохранительных органов. Представляя собой форму привлечения профессиональной и научной общественности к решению актуальных вопросов судебной практики, Совет призван способствовать повышению научно-теоретического уровня постановлений Пленума Верховного Суда, содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия.

Для ознакомления с работой Верховного Суда и официального опубликования постаовлений его Пленума, Президиума, определений судебных коллегий, обзоров судебной практики с 1992 года высшим судебным органом издается журнал “Судовы веснiк”. В нем также содержатся материалы о деятельности нижестоящих судов, других правоохранительных органов, научные статьи по актуальным вопросам судебной деятельности. Освещением работы Верховного Суда в средствах массовой информации занимается его пресс-секретарь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: