Раскройте понятие задачи и принципы нотариальной деятельности

Нотариат – совокупность лиц:

1. Государственных и частных нотариусов

2. Уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов.

3. Должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений, которые в силу предоставленного им права совершают от имени Республики Беларусь нотариальные действия.

Правовой основой организации и деятельности нотариата является закон от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности»

Основной задачей нотариата в стране является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов, путём совершения нотариальных действий от имени Республики Беларусь. Статья 3 Закона «О нотариате»

Под нотариальной деятельностью понимается совершение от имени Республики Беларусь Нотариусами, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь, нотариальных действий, предусмотренных законом «о нотариате», другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь.

Гражданским кодексом Республики Беларусь, правом удостоверения доверенностей и завещаний, которые приравниваются к нотариально-удостоверенным, наделены должностные лица лечебных, военных, исправительных и других учреждений, а именно главные врачи, их заместители по медицинской части или дежурные врачи этих больниц, госпиталей, и других лечебных учреждений, начальники госпиталей, директора или главные врачи домов для престарелых и инвалидов, начальники экспедиций мест лишения свободы и так далее.

Статьи 186 и 1047 ГК Республики Беларусь.

Эти должностные лица не входят в круг лиц, которым предоставлено право осуществления нотариальной деятельности, ввиду того, что удостоверяемые ими два документа – доверенность и завещание – приравнены к нотариально удостоверенным для их совершения устанавливается особый порядок. Статья 51 Закона «О нотариате

Деятельность нотариата основывается на принципах, закреплённых в правовых нормах и отражающих наиболее существенные черты деятельности нотариата. К ним относятся – законность, беспристрастность, независимость, тайна нотариального действия.

Статья 5 закона «О нотариате»

Законность при осуществлении нотариальной деятельности означает, что нотариусы, уполномоченные должностные лица, при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются конституцией, законом «О нотариате», гражданским Кодексом, а также международными договорами Республики Беларусь.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица, обязаны отказать гражданам или (и) юридическим лицам в совершении нотариального действия в случаях, если:

1. Совершение такого действия нарушает государственные интересы

2. Действие подлежит совершению другим нотариусом, уполномоченным должностным лицом.

3. С просьбой о совершении нотариального действия обратились недееспособное лицо или представитель гражданина, юридического лица, не имеющий необходимых полномочий

4. Сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям и (или) предмету деятельности, указанных в его учредительных документах.

5. Сделка совершается организацией в качестве юридического лица или гражданином в качестве ИП без соответствующей государственной регистрации.

6. Совершение такого действия противоречит иным требованиям законодательства Республики Беларусь (статья 6 Закона «О нотариате»).

Беспристрастность при осуществлении нотариальной деятельности означает, что нотариальная деятельность осуществляется на равных условиях для всех лиц, независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Нотариусы, уполномоченные должностные лица не вправе совершать нотариальные действия, результаты которых представляют для них имущественный или иной личный интерес.

Они не вправе совершать нотариальные действия на своё имя, от имени своих супругов, их и своих родственников, а также на имя и от имени работников соответствующей государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или местного исполнительного или распорядительного органа.

Статья 8.

Независимость при осуществлении нотариальной деятельности означает, что в своей деятельности нотариусы, уполномоченные должностные лица независимы и подчиняются только требованиям законодательства Республики Беларусь.

Противоправное воздействие на нотариусов, уполномоченных должностных лиц, при исполнении ими возложенных на них обязанностей, недопустимо и влечёт за собой установленную законодательством Беларуси ответственность.

Статья 9.

Тайна нотариального действия заключается в том, что нотариусы, уполномоченные должностные лица обязаны соблюдать тайну нотариального действия. Сведения или документы по совершённому нотариальному действию выдаются только гражданам и юридическим лицам от имени, на имя, по поручению, либо в отношении которых было совершено это действие. Кроме того сведения о завещании при жизни завещателя выдаются Только завещателю, а после его смерти супругу, родителям, детям, внукам, деду, бабке, родным братьям и сёстрам завещателя, по способу отсутствия.

Сведения, полученные при принятии мер по охране наследства из банков и не банковских кредитно-финансовых организаций об имеющихся у них во вкладах, на счетах или переданных им на хранение деньгах, валютных и иных ценностях, принадлежащих наследодателю, нотариус может сообщить только исполнителю завещания и наследникам, по письменному требованию нотариусы представляют сведения, документы, судам и иным правоохранительным органам.

Статья 10.

/принципы действую везде по-разному/

44. Охарактеризуйте организационные основы деятельности нотариата.

Нотариат включает в себя государственных нотариусов; частных нотариусов; уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов; должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Организационной формой осуществления нотариальной деятельности государственными нотариусами являются государственные нотариальные конторы. Они входят в систему Министерства юстиции Республики Беларусь.

Нотариальные конторы образуются в районах (районах в городах) и в городах. В г. Минске и в областных центрах одна из нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. На нее дополнительно возлагается обязанность по осуществлению методического руководства государственными нотариальными конторами соответствующих административно-территориальных единиц.

Управляет нотариальной конторой заведующий. Штат нотариальной конторы составляют государственные нотариусы, старшие государственные нотариусы, заместители заведующего и другие лица.

Государственным нотариусом может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, получивший свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью и отвечающий иным требованиям законодательства.

Назначение на должность государственного нотариуса лиц, претендующих на занятие этой должности впервые или после трехлетнего перерыва в работе в качестве нотариуса, допускается при соблюдении следующих условий:

• прохождения профессиональной стажировки в качестве стажера государственного нотариуса сроком до одного года;

• сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности.

Назначение на должность государственного нотариуса лиц, работающих более пяти лет на должностях, связанных с руководством нотариатом и контролем за нотариальной деятельностью, непосредственно после прекращения указанной работы осуществляется без прохождения профессиональной стажировки и сдачи квалификационного экзамена.

В целях совершенствования нотариального обслуживания населения в районах, городах, районах в городах могут образовываться нотариальные округа. Нотариальный округ представляет собой территорию осуществления нотариальной деятельности в районе, городе, районе в городе либо в их части частным нотариусом, которому в установленном порядке предоставлено право совершения всех нотариальных действий (п. 1 ст. 48 Закона о нотариате).

Нотариальные бюро являются организационной формой осуществления нотариальной деятельности частными нотариусами. Частные нотариусы объединены в Белорусскую нотариальную палату.

Частной нотариальной деятельностью имеют право заниматься граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и получившие специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной нотариальной деятельности. Лицензия выдается Министерством юстиции сроком на 5 лет лицам, имеющим на момент подачи заявления о выдаче лицензии стаж работы в качестве нотариуса не менее трех лет и положительно сдавшим квалификационный экзамен.

Частный нотариус осуществляет свою деятельность путем образования нотариального бюро и действует в рамках нотариального округа или же вне его.

К нотариальной деятельностью в качестве государственного и частного нотариусов не допускаются лица:

• которые не могут быть приняты на государственную службу;

• в отношение которых принято решение об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление частной нотариальной деятельности, - в течение одного года со дня принятия такого решения;

• уволенные из государственной нотариальной конторы, государственных органов или иных организаций по компрометирующим обстоятельствам, - в течение двух лет со дня увольнения.

В населенных пунктах, в которых отсутствуют государственные нотариальные конторы и нотариальные бюро, нотариальные действия совершают уполномоченные должностные лица местных исполнительных и распорядительных органов.

Должностные лица дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь призваны осуществлять нотариальную деятельность за пределами Республики Беларусь.

Для централизованного хранения и обеспечения сохранности нотариальных документов, являющихся составной частью национального архивного фонда Республики Беларусь, в городе Минске и городах, являющихся областными центрами, Минюстом образуются ведомственные нотариальные архивы.

45. Раскройте понятие, задачи и организацию деятельности юридической службы предприятия (объединения).

Организация и ведение правовой работы на предприятии, как правило, возлагается на юридическую службу предприятия. Это юридический отдел (бюро) либо специалист-юрист, главный (ведущий) юрисконсульт, заместитель руководителя по правовым вопросам.

Правовое обслуживание предприятий (объединений) возможно и на договорных началах адвокатами, юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности.

Источники правового регулирования правовой работы на предприятии является действующее законодательство Республики Беларусь, Устав организации и Положение о юридической службе, разработанное на предприятии (объединении).

Юридическая служба предприятия (объединения) подчиняется непосредственно руководителю, предприятия (объединения) который:

• утверждает структуру и количественный состав юридической службы;

• назначает на должность и освобождает от должности руководителя юридической службы;

• создает необходимые условия для работы;

• повышает квалификацию работников юридической службы;

• обеспечивает оргтехникой, юридической литературой и справочными материалами;

• предоставляет соответствующие помещения.

На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет. На должность юрисконсульта назначаются (принимаются на работу) лица, имеющие высшее юридическое образование, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших учебных заведений по специальности «Правоведение».

Основными задачамиюридической службы предприятия (объединения) являются:

• обеспечение законности в деятельности предприятия (объединения);

• активное использование правовых средств для укрепления финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы организации;

• защита имущественных прав и законных интересов предприятия (объединения);

• обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых в организации локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противоречащих действующему законодательству, - принятие мер к их отмене в установленном порядке.

Основными задачами юридического отдела, юрисконсульта государственного органа являются:

• содействие в обеспечении соблюдения законности в деятельности государственного органа и его должностных лиц,

• осуществление контроля за соответствием действующему законодательству и международным договорам, участником которых является Республика Беларусь, проектов нормативных правовых и иных правовых актов, представляемых на подпись руководителю;

• непосредственное участие в разработке проектов нормативных правовых и иных правовых актов в соответствии с компетенцией;

• правовое консультирование должностных лиц и структурных подразделений по основным направлениям деятельности предприятия (объединения);

• веление учета нормативных правовых актов государственного органа, участие в формировании в Республике Беларусь единого эталонного банка данных правовой информации;

• представление интересов организации в судах и иных государственных органах по правовым вопросам.

46. Охарактеризуйте оказание юридических услуг по лицензиям.

Оказание юридических услуг по лицензиям субъектам хозяйствования – это самостоятельная форма оказания юридических услуг, отличающаяся от нотариальной и адвокатской деятельности.

Суть ее состоит в осуществлении на договорных началах деятельности по возмездному оказанию услуг правового характера субъектам хозяйствования по вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридических лиц, а также осуществление правового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, дача консультаций и разъяснений, подготовка и экспертиза документов, представление интересов заказчиков в хозяйственных судах и др.).

Порядок лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг установлен Положением о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г. № 1363 во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. №17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другими нормативными правовыми актами.

Выдача специальных разрешений (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (ее приостановление, возобновление, продление срока действия и прекращение действия) осуществляется Министерством юстиции.

Право на получение лицензии, при отсутствии установленных к этому положением препятствий, предоставляется:

• коммерческая организация - резидент Республики Беларусь, штатные работники которой, в том числе руководитель организации и его заместители, за исключением технического и вспомогательного персонала, имеют юридическое образование, минимум два из которых имеют свидетельства об аттестации юриста;

• индивидуальным предпринимателям - гражданам Республики Беларусь, имеющим свидетельства об аттестации юриста.

Лицензия выдается сроком на 5 лет и действует на всей территории Республики Беларусь. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен Министерством юстиции по заявлению лицензиата на 5 лет.

Для получения лицензии в Министерство юстиции представляется заявление о выдаче лицензии и другие необходимые документы.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии принимается коллегией Министерства юстиции на основании соответствующего заключения Комиссии Министерства юстиции по вопросам выдачи лицензии на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности - юридические услуги.

Оказание юридических услуг включает в себя следующие виды юридических услуг: юридические услуги по лицензиям субъектам хозяйствования; судебно-экспертная деятельность; риэлтерские услуги. Рассматриваемую деятельность вправе осуществлять коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующей лицензии.

Под судебно-экспертной деятельностью понимают возмездное оказание услуг судам (судьям), органам дознания, следователям, прокурорам, иным участникам уголовного, гражданского, хозяйственного, административного процесса в установлении фактических обстоятельств дела, подлежащих доказыванию по уголовным, гражданским делам, делам, рассматриваемым в хозяйственном суде, делам об административных правонарушениях, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и иных сферах деятельности.

Под оказанием риэлтерских услуг понимается посредническая деятельность коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство, купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и конкурсов), в том числе:

• консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости;

• представление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости;

• подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости;

• организация и проведение согласования условий предстоящей сделки;

• помощь в подготовке и оформлении документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

47. Дайте общую характеристику юстиции Российской Федерации.

Правовую основу организации и деятельности судов и правоохранительных органов Российской Федерации составляет широкий круг нормативных правовых актов:

Конституция, Федеративный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Закон «О статусе судей в Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеративный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ «О федеральной службе безопасности», ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и др.

Конституция Российской Федерации закрепила следующие начала судоустройства: судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства; несменяемость и неприкосновенность судей; осуществление правосудия с участием присяжных заседателей; финансирование судов из федерального бюджета.

В Основном Законе Российской Федерации сформулированы так же требования к кандидатам в судьи, определены место, полномочия и порядок формирования не только Конституционного, но и Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации. Всем этим высшим органам судебной власти принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Судебная система РФ представлена федеральными судами и судами субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

• Конституционный суд РФ;

• суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные (окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды) и специализированные суды;

• арбитражные (хозяйственные) суды: Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Судами субъектов РФ являются: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, относящиеся к судам общей юрисдикции. Суды РФ рассматривают дела в составе судьи, трех и более судей, судей и народных (арбитражных) заседателей, судей и присяжных заседателей.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная прокуратура; прокуратуры субъектов, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры; научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами; прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

На прокуратуру РФ возложено осуществление таких функций, как надзор за исполнением законодательства; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы предварительного расследования в Российской Федерации - это система специально уполномоченных на то государственных органон и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления и виновности лица, его совершившего. К органам предварительного расследования относятся органы дознания и предварительного следствия.

В 2008 г. в Российской Федерации учрежден Следственный комитет при прокуратуре и МВД Российской Федерации. Следствие по уголовным делам осуществляют следователи прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Адвокатура в Российской Федерации - самоуправляющаяся организация юристов-профессионалов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, содействующая охране их законных прав и интересов.

Нотариат - это система государственных органов, должностных лиц и граждан, которые от имени Российской Федерации уполномочены законом на совершение нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и интересов физических и юридических лиц. Организация и деятельность нотариата регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г.

48. Дайте общую характеристику юстиции Украины.

Конституция Украины содержит самостоятельные разделы, посвященные правосудию, прокуратуре и Конституционному Суду, которые отличаются достаточно детальной регламентацией вопросов судоустройства и прокурорского надзора. Конституция указывает, что правосудие осуществляется Конституционным Судом и судами общей юрисдикции. Конституционный Суд Украины действует отдельно как гарант Конституции, точного соблюдения и реализации всех ее положений.

Судебную систему общей юрисдикции образуют Верховный Суд Украины, Кассационный суд Украины, Верховный Суд Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, межрайонные (окружные) и районные (городские) суды. В систему общих судов входят и военные суды.

К специализированным судам относятся: Высший Арбитражный суд Украины, арбитражный суд Республики Крым, арбитражные областные, Киевский и Севастопольский арбитражные городские суды.

Суды Украины рассматривают дела в составе судьи, трех и более судей, судей и народных заседателей, судей и присяжных заседателей.

Органы прокуратуры Украины представляют собой трехзвенную единую систему во главе с Генеральным прокурором. Высшим звеном является генеральная прокуратура. Средним - прокуратуры Автономной республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя. К низшему звену относятся прокуратуры городов, районов, районов в городах.

Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах в Украине действует адвокатура.

49. Дайте общую характеристику юстиции Республики Польша.

К числу судебных органов Польши относятся Верховный суд и административные суды. Судебную систему Польши образуют: Конституционный трибунал, Государственный трибунал, Высший административный суд, суды общей юрисдикции, военные суды.

Верховный суд является высшим судом Республики. Он осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов в стране (за исключением Конституционного и Государственного трибуналов). В структурном плане Верховный суд подразделяется на палату гражданского права, палату трудового и социального права, палату уголовного права и военную палату.

Конституционный трибунал является органом конституционного контроля. Помимо решения вопросов о конституционности нормативных правовых актов, трибуналрассматривает споры о разграничении компетенциимеждувысшими органами и должностными лицами государства.

Государственный трибунал выносит решения об ответственности высших должностных лиц государства за должностные преступления. Высший административный суд является судебным органом с местопребыванием в г. Варшаве и отделениями в ряде воеводств. Суд осуществляет проверку законности решений и актов местных органов власти и управления, рассматривает другие вопросы.

Судами общей юрисдикции являются районные суды, воеводские суды и апелляционные суды. Как правило, суды общей юрисдикции рассматривают дела в коллегиальном составе (три и более судей; судья и два заседателя) либо же единолично судьей. В составе общих судов действуют различные специализированные палаты (по семейным делам, по трудовым делам и социальным вопросам, палаты по исполнению наказаний и др.).

Военные суды относятся к специализированным судам, осуществляющим правосудие в отношении военнослужащих. Их систему составляют гарнизонные и окружные военные суды. Судебный надзор за их деятельностью осуществляет военная палата Верховного суда Польши.

Единую систему органов прокуратуры возглавляет Министр юстиции, одновременно являющийся Генеральным прокурором Польши. Прокуратура Польши осуществляет уголовное преследование, поддерживает государственное обвинение в судах, выполняет иные функции.

Адвокатская деятельность в Польше осуществляется в различных организационных формах. На территории одного (нескольких) воеводств адвокаты объединены в адвокатские палаты.

50. Дайте общую характеристику юстиция Великобритании.

Судебная система Великобритании включает в себя высшиесуды и низшие (местные) суды. К высшимсудам относятся;Суд ПалатыЛордов, Апелляционный Суд,Судебныйкомитет Тайного совета, Суд Короны Великобритании, Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла, Апелляционный трибунал по трудовым спорам. Местными судами являются магистратские суды и суды графств.

Наряду с основными судами, в Великобритании функционируют специализированные суды (коронерские, военные, церковные и др.) и целый ряд трибуналов (по вопросам иммиграции, налогообложения, землепользования и др.).

Генеральный атторней (прокурор) Великобритании призван поддерживать обвинение от имени правительства в суде по особо важным уголовным делам, а также представлять интересы правительства в качестве истца или ответчика.

Специальным органом Великобритании, предназначенным для осуществления уголовного преследования является независимая от полиции организация - Королевская служба обвинения. Ее возглавляет директор службы государственного обвинения.

Полиция Великобритании входит в систему Министерства внутренних дел. Ее подразделения в административно-территориальных единицах возглавляются главным констеблем. Функционирует также полиция Министерства обороны, британская транспортная полиция, полиция королевских парков и т.д.

Адвокатура Великобритании включает в себя два сословия: барристеров и солисистеров. Каждое из них объединяется в самостоятельные адвокатские корпорации и имеет свой правовой статус.

Первые - высшая, привилегированная группа адвокатов, выступающих в судах в качестве представителей той или другой стороны. Они с клиентурой непосредственно не связаны. Солиситеры занимаются консультационной деятельностью, составлением деловых бумаг, собиранием доказательств, совершением сделок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: