Реальные и нереальные «я»

Несмотря на то, что я буду говорить о реальных и нереаль-

ных «я», надо иметь в виду, что это два аспекта единой реаль-

ной личности. Реальная собственная личность — это та лич-

ность, какой мы были до того, как выяснили, что она неприем-

лема для наших родителей. Все мы рождаемся реальными лич-

ностями. Мы не должны стараться быть настоящими.

То что мы выстраиваем впоследствии вокруг своего реаль-

ного «я», есть то, что фрейдисты называют защитной системой.

Но фрейдисты полагают, что защитная система необходима

человеку, и что «здоровая цельная личность» — это личность с

наиболее сильной защитой. Я же считаю нормальным челове-

ка, совершенно лишенного защитной системы, то есть, чело-

века, не обладающего нереальным «я». Чем сильнее защитная

система человека, тем сильнее он болен — так как является бо-

лее фальшивым.

Прекрасный пример способа буквального подавления ре-

ального самоощущения — это практика йогов, которые ходят

босиком по раскаленным углям или спят на досках, утыкан-

ных гвоздями. Ежедневно в моей психотерапевтической прак-

тике я встречаюсь с пациентами, которые сумели так расще-

пить свое сознание, что создали буфер против боли; они не вос-

принимают психологическое страдание точно также, как йоги

не воспринимают страдание физическое.

Иногда, правда, невротик может на мгновение заглянуть в

свое собственное реальное «я». Например, соматическое (теле-

сное) заболевание или пребывание на отдыхе оставляет чело-

веку мало шансов продолжить борьбу, и он погружается в ре-

ального самого себя. Иногда это приводит к развитию настоя-

щей психиатрической симптоматике — человек испытывает

«деперсонализацию» (то есть, лишается ощущения собствен-

ной личности), чувствует «странное» движение жизни. Депер-

сонализация часто служит началом познания настоящей реаль-

ности своего «я», но поскольку невротик искренне убежден, что

нереальность есть истинная реальность, он воспринимает ощу-

щение собственной истинной личности, как нечто ему абсо-

лютно чуждое. В общем, как правило, невротик быстро возвра-

щается к привычной ему нереальности и через короткое время

снова хорошо чувствует себя в своей «старой личности». Если

бы такой пациент смог сделать следующий шаг, если бы сумел

пройти весь путь и почувствовать реальность своего нереаль-

ного «я», то я думаю, что он стал бы снова реальной личностью.

У невротика реальное чувство собственной личности отго-

рожено от первичной боли; вот почему он должен испытать

боль, чтобы освободить собственное «я». Чувство боли стряхи-

ваете личности нереальное «я» точно также как отрицание боли,

создает его.

Поскольку нереальное «я» является поверхностной, нало-

женной, так сказать, сверху системой, то организм, как представ-

ляется, может отторгнуть его, как он отторгает чужеродное тело.

Тяга всегда направлена в сторону реального «я». Так как невро-

тические родители не позволяют нам стать реальными личнос-

тями, мы выбираем кружные — то есть, невротические — спосо-

бы достичь реальности. Невроз — это всего лишь фальшивый

путь к тому, чтобы стать настоящим.

Нереальной является та система, которая выводит организм

из формы, что проявляется замедленным ростом и задержкой

развития. Нереальная система подавляет деятельность эндок-

ринной системы или, наоборот, без всякой меры ее стимулиру-

ет. Нереальная система вызывает ненужное напряжение в уяз-

вимых органах и периодически вызывает их «срывы». Короче

говоря, нереальная система является тотальной; это не просто

периодическое нарушение поведения. Быть невротиком — это

значит не быть тотально реальным; таким образом, ни одначасть

нашего организма при неврозе не может функционировать нор-

мально и гладко. Невроз также неисчерпаем, как и нереаль-

ность; он проявляется во всем, что делает пораженный им ин-

дивид.

У невротика есть способ спуститься под покров символи-

ческой борьбы и прикоснуться к боли, которая исподволь им

управляет. Я называю это первичной психотерапией. Это лече-

ние представляет собой систематизированный натиск на нере-

альное «я», и этот натиск постепенно производит новое каче-

ство бытия пациента — норму — точно также как натиск на

исходно реальную личность порождает состояние невроза. Боль

является путеводной нитью как на пути в невроз, так и на пути

освобождения от него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: