Первичный крик 83

восприятия собственного «я». Нормальный ребенок, к которо-

му плохо относится учительница, отнесет это либо на счет ее

собственных проблем, либо на счет своей лености или плохого

поведения, то есть, другими словами, он прочувствует и пере-

живет это событие — изоляции личности от чувства в этом слу-

чае не происходит. Травма — в понятиях первичной теории —

это не отвержение ребенка каким-то социальным кружком свер-

стников. Травма — это то, что не переживается. То есть, это

реакция настолько сильная и ошеломляющая, что заставляет

вытеснить часть пережитого события в подсознание. Рыдания

ребенка на коленях у матери из-за того, что сверстники не при-

няли его в какую-то игру, это совсем не то же самое, что пони-

мание ребенком, что мать ненавидит его, и ему не к кому обра-

титься с его чувствами. Позже никакие конференции по воп-

росам детско-родительских семейных отношений не смогут

исправить положение. Ребенок, конечно, сможет понять, по-

чему мать раньше отвергала его, но это понимание ничего не

изменит в ранних неудовлетворенных потребностях, погребен-

ных в недосягаемых глубинах подсознания.

Означает ли первичная сцена, если она произошла в вашей

жизни, что вы стали невротиком навсегда, на веки вечные?

Первичная сцена представляет собой качественный бросок,

мгновенное смещение в новое состояние — в невроз. Никакая

забота, никакая любовь, как бы велики они ни были, никакое

ободрение не могут с этого момента устранить невроз. С каж-

дой новой травмой и с каждым новым подавлением личности

ребенка со стороны родителей невротическое состояние будет

углубляться. Если, скажем, в возрасте восьми лет, у ребенка

вдруг появится любящий родитель, то прежнее болезненное со-

стояние от этого не разрешится. Конечно, такой любящий ро-

дитель поможет ребенку, так как не произойдет усугубления не-

вроза, но он все же останется. Устранить невроз может только

боль — ощущение и переживание боли, которая скрыла под

собой часть нормальной реальной личности.

Главной потребностью организма является потребность в

ощущениях. Мы начинаем воспринимать чувства и ощу-

щения, когда удовлетворяются наши самые ранние потребно-

сти, когда нас берут на руки, ласкают, целуют, позволяют нам

свободно выражать эмоции, свободно двигаться и развиваться

с естественной, присущей нам быстротой. Если первичные ес-

тественные потребности удовлетворяются, то ребенок готов

воспринимать те ощущения, которые преподносит ему каждый

следующий день жизни. Если же эти главные потребности не

удовлетворены, то они превосходят все возможные чувства и

не дают ребенку ощущать полноту окружающей его реальнос-

ти. Настоящая реальность для невротика — это всего лишь пус-

ковой механизм, который включает вместо реальных восприя-

тий восприятие старых потребностей и обид, которые надо по-

пытаться разрешить.

Есть две причины, благодаря которым потребности и чув-

ства прошлого не осознаются. Часто чувство возникает и раз-

вивается до того, как человек начинает оперировать понятия-

ми, следовательно чувство не может быть выражено концепту-

ально. (Например, ребенок не может сознательно понимать, что

его нельзя слишком рано отлучать от груди). Во-вторых, даже

если чувство было осознано еще до развертывания первичной

сцены, он могло подавляться невротическими родителями и

поэтому к моменту первичной сцены ребенок не знает, что он,

собственно, чувствует и переживает. Если, например, ребенку

не разрешают плакать, либо из-за того, что мягкосердечные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: