«Это совсем не то же самое, что, например, порезать руку,
когда сидишь, смотришь на порез и причитаешь: «О боже мой,
как мне больно!» В первичном состоянии ты вообще не дума-
ешь о том, болит или не болит. Ты просто чувствуешь себя не-
счастным с головы до ног. Но ничего не болит. Можно даже
сказать, что это приятная боль, так как она несет с собой об-
легчение от одной мысли о том, что ты, наконец, способен чув-
ствовать».
Мне кажется, что этот пациент пытался сказать, что, нахо-
дясь в первичном состоянии, человек не размышляет о том, что
он делает, он не передумывает свои действия или события, он
не рассуждает о своих потребностях. У него просто возникает
ощущение, что все его существо, все его истинное «я» вовлече-
но в нечто такое, чего он не испытывал с самого раннего дет-
ства. Человек чувствует. Одна из причин того, что он полнос-
тью вовлекается в процесс, заключается в том, что ему не надо
сидеть на стуле и мучительно что-то вспоминать. В процесс
вовлечен весь его организм, также как в чувство был вовлечен
маленький ребенок — весь целиком — до тех пор пока не про-
изошло расщепление и он не отключился от чувства. Больные
вспоминают, как они выражали свой гнев в первые годы жиз-
ни — лежа на полу, стуча руками и ногами по полу, извиваясь и
пронзительно крича. Тогда они полностью отдавались своему
чувству, и если вы спросите ребенка, устроившего этот скан-
дал (если он способен понять вопрос), больно ли ему, то он едва
ли ответит утвердительно.
Вот еще одно описание первичного состояния, которое на-
ступило в конце курса лечения этого больного. Я привожу его
здесь, так как оно помогает объяснить феномен безболезнен-
ного первичного состояния:
«Думаю, что лучшим способом объяснить, на что похоже
это переживание — это сказать, что я не сознавал ни чувства,
ни их связи. Не думаю, что я вообще что-либо осознавал. Я про-
сто сам был моей болью, и у меня не было никакой потребнос-
ти в связи (не было никого постороннего, кто сказал бы: «Тебе
больно!»). Единственное, что требовалось — это принять пере-
живание и не отщепляться от него, как я сделал в далеком про-