Артур Янов

Нормальный человек здоров. Он не бегает по врачам и не

говорит им: «Мне больно», потому что ему никогда не прихо-

дилось говорить это своим родителям. Потому что у здорового

нормального человека нет тяги быть нереальным, у него нет

символической системы, которая держала бы его организм в

беспрестанном напряжении, доводящем до полного изнемо-

жения. Нормальный человек не только здоровее, он намного

более энергичен. Его энергия расходуется на достижение ре-

альных целей, на решение реальных задач, а не на борьбу за

достижение чего-то невозможного. И, наконец, нормальный

человек знает, когда он хорошо себя чувствует. Один пациент

говорил мне: «Я никогда не мог сказать, хорошо ли я себя чув-

ствую, настолько далек я был от своих чувств. Если меня спра-

шивали, как я себя чувствую, и если в этот момент я не чув-

ствовал себя плохо, то я умом понимал, что если мне не плохо,

то остается одна возможность — и я отвечал, что чувствую себя

хорошо».

Нормальный человек не вовлекает в свою борьбу других. Он

знает, что детей надо любить, независимо от того, заслуживают

они этого или нет. Поэтому он не заставляет своих детей ни за

что бороться. Каким парадоксальным это ни покажется, но,

вопреки расхожему мнению о том, что борьба с раннего возра-

ста закаляет характер и готовит к взрослой жизни, но именно

те дети, которым в детстве не приходилось бороться, впослед-

ствии занимают в жизни не самые последние места. Многие

невротики даже не подозревают, что им не надо было ничего

делать, чтобы быть любимыми их родителями. Они столько лет

сражались за право быть любимыми, что не могут даже вообра-

зить, что их можно любить просто за то, что они живут на свете.

Процесс воспитания, или лучше сказать, дрессировки, принуж-

дения ребенка делать что-то ради одобрения других, начинает-

ся практически с самого рождения, когда с младенцем сюсю-

кают, пытаясь добиться от него улыбки (он должен выглядеть

счастливым). Позже его просят помахать ручкой или потанце-

вать для дедушки и бабушки, или сказать какое-то слово, неза-

висимо от того, расположен ребенок в данный момент это де-

лать или нет. Практически каждый контакт со взрослыми пред-

ставляет собой какое-то действие, которое ребенок выполня-




double arrow
Сейчас читают про: