ет, подчиняясь чужой воле. Эта потребность родителей и бабу-
шек с дедушками получать от ребенка требуемый и нужный им
ответ, является намеком на то обстоятельство, что и сами они
не получали от родителей того, что им было нужно.
Когда сравниваешь нормальных людей с невротиками, то
невольно поражаешься тому, как все же долго живут последние.
Если существует какой-то ключевой принцип, лежащий в
основе реального поведения, то сформулировать его можно сле-
дующим образом: Реальность всегда окружает себя реальностью,
точно также как нереальность всегда ищет нереальности. Ре-
альные или нормальные люди не поддерживают длительных
отношений с людьми нереальными, и верно также обратное.
Фальшь со временем становится невыносимой для реального
человека. Здоровый не будет льстить невротику, подчиняться
ему или ублажать его, чтобы продолжать отношения. Здорово-
го человека нельзя обаять, им нельзя манипулировать, он не
поддается пустым соблазнам или доминированию, поэтому,
|
|
если только здоровый человек не безупречен, то отношения его
с невротиком будут очень трудными. Нормального человека
невозможно вовлечь в бесплодную борьбу. Один пациент, на-
пример, рассказывал мне, что ему постоянно приходилось за-
канчивать фразы своей жены. Она начинала говорить, не за-
канчивала предложения и выжидающе смотрела на него, ожи-
дая, что он сейчас придет к ней на помощь. И он действительно
тут же говорил конец предложения. Реакция была автомати-
ческой и подсознательной.
Невротик не склонен продолжать отношения, если не вы-
полняются его невротические потребности. У невротиков осо-
бые требования. Он будет склонен искать человека, разделя-
ющего его нереальные идеи и отношения. Поэтому следует
ожидать сходства в группе его друзей в их отношении к эко-
номическим, политическим, государственным и социальным
проблемам. Этим я хочу сказать, что быть нереальным — это
значит проявлять нереальность во всем, что окружает невроти-
ка. Невротик вынужден избегать реальности до тех пор, пока
он не будет готов столкнуться лицом к лицу с реальностью соб-
ственной личности, со своим истинным «я». До этого он созда-