эклектика питает заблуждение в том, что мы открыты для всех
подходов. Я думаю, что с психологией случилось следующее:
она оторвала себя от чувств отдельных пациентов и сплела ги-
потезы об определенных типах поведения, основываясь на опы-
тах на животных или на теориях, высказанных десятки лет на-
зад. Эти теоретические абстракции весьма часто оказываются
не лучшими объяснениями текущего психологического процес-
са и предикторами его исхода, нежели взгляды самого больно-
го на его поведение.
Вероятно, не стоит ожидать, что психологи чем-то отлича-
ются от всех прочих людей. Теории, которые они усваивают,
суть не что иное как усложненный взгляд на человека и его мир.
Эти идеи должны находиться в соответствии с другими идеями
психолога — то есть, они должны подпереть стены защитной
системы и сохранить первичную боль (истину). Таким образом,
если сам психолог защищен, то едва ли он усвоит подход, ос-
нованный на отсутствии защиты и на экспозиции пациента к
тотальному восприятию первичной боли. Пытаться заставить
|
|
хорошо защищенного психолога усвоить новый набор идей от-
носительно психики индивидов, это все равно, что пытаться
разговорами избавить пациента от нереальных идей, разгово-
рами избавить его от первичной боли.
Таким образом, современная рутинная психотерапия, в це-
лом, занимается интерпретациями. Предполагается, что психо-
логи являются обладателями некоего набора истин о челове-
ческом существовании. Я не только не думаю, что таких уни-
версальных истин просто не существует, я не думаю также, что
есть какие-то истины, которые один человек может подарить
другому. Психологическая проблема, на мой взгляд, может быть
решена только изнутри, но никак не снаружи. Никто не может
сказать другому человеку, в чем состоит смысл его поступков.
Таким образом, в этом отношении неудачными оказываются,
как конфронтационная, так и встречная терапия.
Я убежден в том, что если пациент обретет способность чув-
ствовать, то станут ненужными все те составления карт, тести-
рование, черчение диаграмм и рисование схем — то есть то, чем
мы всегда занимались для того, чтобы понять человеческое по-
ведение. Все это станет ненужным, ибо, по сути, является сим-