волизацией символических поступков людей. Я предлагаю, что-
бы мы избегали анализа и лечения нереального и обращались
непосредственно к тому, что реально.
Я нахожу большим несчастьем то, что психологи потрати-
ли массу времени на усовершенствование своих описаний че-
ловеческого поведения (игры и теоретические построения),
искренне веря в то, что такое усовершенствование приведет к
ответам на вопросы о человеческом поведении. Но описания
не суть ответы. Они не объясняют причин; неважно, насколь-
ко детализировано описание — оно все равно ни на один шаг
не приближает нас к ответу.
Теперь, когда читатель добрался почти до конца книги, он
вправе поинтересоваться: кто может правильно провести курс
первичной терапии? Наш опыт подготовки психотерапевтов
показывает, что только специалист, сам прошедший курс пер-
вичной терапии, может ее практиковать. Причина такого под-
хода заключается в том, что прохождение всего процесса явля-
ется наилучшим способом понять методики и их воздействие
|
|
на пациентов. Второе, и самое важное, заключается в том, что
для успешной работы с пациентами необходимо, чтобы у пси-
хотерапевта у самого не было заблокированной существенной
первичной боли. Человек, сам не совсем психологически здо-
ровый, может подавить больного и направить его в сторону от
первичной боли. Или, если такой психолог сам удерживает в
глубине своего сознания боль, то он может не решиться шаг-
нуть вперед, когда требуется поставить пациента на грань пер-
вичного состояния. Страдающий неврозом первичный психо-
терапевт, разыгрывающий из себя «профессионала», может заб-
росать пациента инсайтами или техническими терминами. Если
он захочет понравиться, то будет неспособен проломить сис-
тему психологической защиты больного. Что бы ни творил
психотерапевт, он не должен лишать пациента чувства, а сде-
лать это очень и очень легко. Я вспоминаю, как в самом нача-
ле своей практики в качестве первичного психотерапевта, ска-
зал молодому человеку, который со стоном говорил, какой
трагедией стала для него жизнь: «Посмотри, тебе же всего двад-
цать. У тебя же вся жизнь впереди». Я лишил его истинной