ми закрытыми дверями проявление чувств поощряется, а не
подавляется.
Можно задать вполне резонный вопрос: почему первичные
состояния не возникают спонтанно во время проведения ру-
тинной психотерапии? Важная причина, вероятно, заключает-
ся в том, что перегруженный психотерапевт не может уделить
одному больному время, достаточное для того, чтобы тот пере-
жил глубокое чувство. Возможно, что пациент уже стоит на по-
роге чего-то важного, когда истекают положенные пятьдесят
минут, сеанс заканчивается, и больному приходится покидать
кабинет. В обществе, где «время — деньги» часто трудно найти
врача, имеющего достаточно времени для того, чтобы надле-
жащим образом сделать свою работу. Больные, проходящие
курс первичной терапии единодушно говорят о том, какое спо-
койствие они испытывают оттого, что знают, что остаются
единственными больными у врача во все время прохождения
индивидуального лечения — то есть, в течение трех недель, и
что только их состояние будет диктовать срок окончания каж-
|
|
дого сеанса.
Но время — не единственный ограничивающий фактор.
Если во время сеанса стандартной психотерапии происходит
что-то неожиданное — например, начинает развиваться пер-
вичное состояние, то врач слишком часто пытается втиснуть
происходящее в рамки какой-нибудь готовой теоретической
интерпретации, вместо того, чтобы предоставить процесс его
естественному течению. Первичный терапевт в таких ситуаци-
ях должен терять самообладание почти в той же степени, что и
его больной. Врач должен дать самопроизвольно завершиться
феномену, сути которого у него нет немедленного объяснения.
Более того, необычные состояния редко возникают в контек-
сте рутинной психотерапии, так как она направлена только и
исключительно на разум пациента. (Возьмем даже такую про-
стую вещь, как уложить больного на пол, вместо того, чтобы
усадить его в кресло.) Первичный терапевт также должен быть
готов перемещаться по кабинету, а не сидеть в своем кресле.
Если психотерапевт постарается перестать «вычислять» паци-
ента, то у него останется достаточно времени для того, чтобы
понять, что «вычислять-то», собственно говоря, и нечего. Боль-