Сотворение человека

Грехопадение и его последствия для человека.

История грехопадения, как она изложена в Священном Писании, во все времена находилась, и ныне находится, в центре внимания всех отцов и учителей, богословов, философов и мыслителей Церкви Христовой. И это не удивительно, потому что правильно поняв причины грехопадения и условия, при которых оно произошло, последствия его, возможно будет ответить на многие вопросы, которые всегда возникают в душе каждого здравомыслящего человека, но правильного или исчерпывающего ответа на которые не даёт ни одна внехристианская религиозная или философская система. Вопросы эти таковы, например: в чём смысл жизни человека на земле, откуда явилось зло в этом мире и какова его природа, почему на земле так много страданий, откуда, наконец, появилась смерть?

Священное Писание всего в шести небольших стихах рассказывает нам, как произошло это страшное событие, грехопадение наших праотцев Адама и Евы, с которого началась печальная и многострадальная история падшего человеческого рода. Но прежде, чем приступить к рассмотрению самого факта грехопадения, постараемся кратко сказать о том, с какой целью был создан Богом человек, и каков он был до того, как нарушил волю Творца.

Сотворение человека

Бог, по Своей неизреченной любви и благости, пожелал, чтобы явился на свет тот, кто мог бы вечно созерцать Его чудные дела, прославлял Его, общался с Ним как с Источником всех благ и самой жизни и чрез это всё более и более соединялся с Ним в союзе вечной любви. Для такой блаженной, нескончаемой жизни – для описания которой не достаточно никаких, даже самых искусных, человеческих слов; остаётся только почтить сие благоговейным молчанием – и были сотворены Богом ангельский мир и, как венец творения Божьего, человек. Бог «не создал их (людей – свщ.В.) просто, как всех бессловесных животных на земле, но сотворил их по образу Своему, сообщив им и силу собственного Слова Своего, – говорит святитель Афанасий Великий, – чтобы, имея в себе как бы некие оттенки Слова и став словесными, могли пребывать в блаженстве, живя истинною жизнью, и в подлинном смысле – жизнью святых в раю… Так Бог сотворил человека и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении»[1].

«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26), – таков был Таинственный Совет Пресвятой Троицы пред сотворением человека, ибо тот «образ», которым решил Бог одарить его, должен заключать в себе великий дар свободы. Бог, по Своей любви, Сам ограничивает Своё Всемогущество, вводя в тварный мир такое бытие, где Он не будет самовластным Властелином. Отныне Господь с великим смирением будет стоять у врат сердечных каждого человека и ждать, пустят ли Его в храмину сердца или нет: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Воистину, Бог христианский – смиренный Бог!

Вполне законно здесь можно задать следующий вопрос: зачем Бог сотворил человека свободным? Для чего Он дал возможность ему быть не с Ним? Замечательно на этот вопрос отвечает Владимир Николаевич Лосский[2], предельно точно передавая мысли древних Святых Отцов, что Господь именно потому одарил человека свободой, «что Он хотел призвать его к высочайшему дару – обόжению, т.е. к тому, чтобы человек в устремлении бесконечном, как бесконечен Сам Бог, становился по благодати тем, что Бог есть по Своей природе. Но этот зов свободного ответа. Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа… Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта. Только сопротивление свободы придаёт смысл согласию… Цель свободы, как объясняет святой Григорий Богослов, в том, чтобы добро действительно принадлежало тому, кто его избирает. Бог не хочет оставаться собственником созданного Им добра. Он ждёт от человека большего, чем чисто природной причастности. Он хочет, чтобы человек сознательно воспринял свою природу, чтобы он владел ею – как добром – свободно, чтобы он с благодарностью принимал жизнь и вселенную как дары Божественной любви».[3]

Вся вселенная создана Творцом для человека, вся она назначена в служение этому «образу и подобию Божьему». Первым людям были предоставлены все блага совершенной и невинной жизни. В материальном отношении их окружал избыток богатейших даров рая, который со всеми своими царствами (животным, растительным и царством неживой природы) находился в покорности человеку, служил ему, как своему царю и владыке, ожидая и от человека заботы и возделывания. «И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).«Человек, – восклицает святитель Игнатий (Брянчанинов), – пойми твоё достоинство. Взгляни на луга и нивы, на обширные реки… моря…горы…взгляни на звёзды, на луну, на солнце, на небо: это всё – для тебя, всё назначено тебе в услужение… И невидимый мир – для человека. Как Господь почтил образ Свой!»[4]

Человек был далёк от всякой греховной страсти, скверного помышления, непотребного ощущения. Он был премудр, ибо это ясно видно из того, что Адам дал «имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт.2:20).

Духовные потребности людей находили полнейшее удовлетворение в непосредственном собеседовании с Богом, Который являлся им «в раю во время прохлады дня» (Быт.3:8). «Что было для души преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, они стали страдать различными и многовидными недугами».[5] Одним словом, первозданный человек был совершен и свят.

«Подумай о великом блаженстве прародителей, как они были выше всего телесного, как жили на земле, будто на небе, и, будучи в теле, не терпели нужд телесных… Об этом сообщило нам Божественное Писание не без намерения, но для того, чтобы мы, узнав о такой их беспечной и безболезненной жизни… когда увидим потом, что они всего этого лишились и из великого обилия ниспали в самую крайнюю бедность, приписывали это их беспечности».[6] Такова была блаженная жизнь первых людей до грехопадения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: