Задачи развития словесной памяти

В процессе обучения глухих необходимо помогать им овла­деть запоминанием на длительный срок. Нужно следить не толь­ко за тем, чтобы запоминаемый материал был полностью по­нят детьми. Следует также, чтобы дети овладевали приемами произвольного запоминания. Пользование такими приемами об­легчает последующее воспроизведение. К числу таких приемов относятся следующие: разбивка материала на части, их озаглав-ливание, выделение в них опорных пунктов, с которыми легко ас­социируется все содержание данной части; связывание частей материала по их заголовкам или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Очень важно также использовать на­глядные опоры при запоминании. Необходимо сравнивать, клас­сифицировать и систематизировать материал.

Глухим детям особенно трудно и вместе с тем совершенно необходимо научиться связывать вновь запоминаемое «с ранее приобретенными знаниями, включать новые знания в уже сло­жившуюся систему. При этом педагогу нельзя забывать, что глухие дети легко могут ограничиться установлением некоторого сходства между новым материалом и старым, не выделить раз­личий между ними и тем самым уподобить новое старому. Огром­ную роль прошлого опыта для приобретения новых знаний и существование сложных динамических соотношений между фор


мирующимися новыми знаниями и уже имеющимися показал в своих исследованиях И. М. Соловьев.

При подготовке к уроку учитель должен специально отме­чать, какими приемами подачи материала он воспользуется, что­бы дети могли понять этот материал и так его запомнить, чтобы воспроизвести через долгий срок. Важно суметь создать у де­тей установку на длительное запоминание. Для этого следует ввести как систему опрос детей по материалу, подготовленному не только к данному уроку, но месяц, два, даже год тому назад. В таких условиях не только повысятся знания детей. Дети бу­дут успешнее применять знания в новых условиях, возрастет так­же уверенность детей в том, что у них есть знания и что они по­лезны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: