Мышление наиболее сложный познавательный процесс, заключающийся в обобщенном и опосредствованном отражении действительности, тесно связанный с речью как в развитии, так и при функционировании. Поэтому у глухих, овладевающих словесной речью в более поздние сроки, чем дети с нормальным слухом, можно ожидать наибольшего своеобразия в развитии именно этого процесса по сравнению с другими познавательными процессами.
Главы, посвященные особенностям развития мышления у глухих детей, не охватывают всех вопросов мыслительной деятельности. Выделение ряда вопросов для анализа обусловлено их относительно большей разработанностью. Наиболее полно в настоящее время охарактеризованы особенности мыслительных операций у глухих школьников (анализ и синтез, сравнение, отвлечение и обобщение). Немало исследований посвящено особенностям мыслительной деятельности при решении задач. При этом выясняется, как с целью ответа на тот или иной вопрос задачи глухие дети применяют знания, полученные з школе. В последние годы все больше внимания уделяется изучению разных видов и уровней мышления, особенно наглядно-действенного, которое обладает, как показали исследования, определенной спецификой у глухих детей. Указанные вопросы представлены в отдельных главах этого раздела.