Под творческим воображением обычно понимают преднамеренное преобразование представлений и самостоятельное создание новых представлений (образов).
Вопрос о соотношении и связи творческого воображения и мышления в структуре человеческого сознания приобрел в последнее время дискуссионный характер. Крайние позиции в этом споре заняли А. И. Розов (1966) и А. В. Брушлинский (1969). Первый преувеличивает роль фантазии в творчестве и не оставляет места мышлению в данной деятельности, второй умаляет значение воображения в этом процессе и даже предлагает полностью ликвидировать понятие «воображение» или заменить его понятием «представление».
Соотношение творческого воображения и мышления, как нам кажется, правильно рассматривается А. В. Петровским и
M. Б. Беркинблитом (1968), которые видят в этих двух процессах различные аспекты интеллектуальной деятельности. Авторы считают, что в зависимости от знания, как решить задачу, от пути, применяемого для ее решения (используется ли операция преобразования непосредственных образов или операция реконструкции понятий, символов), можно говорить о разных формах воображения и мышления.
|
|
Принципиальное значение имеет четкая дифференциация понятий «творческое воображение» и «творческое мышление», однако не менее важна ясная позиция в отношении понятий «творческое воображение» и «представление». Неверно отождествлять эти понятия. Творческое воображение—процесс, оперирующий представлениями памяти (данные своего прошлого опыта); в результате деятельности воображения возникают новые представления, так называемые представления воображения. «Строительным материалом» для воображения является наш прошлый опыт (данные восприятий, памяти), продуктом воображения являются новые образы, представления воображения. Творческое воображение как важнейший познавательный процесс заключается в переработке представлений, в свободном оперировании ими. Такие виды учебной деятельности, как составление геометрических задач, придумывание примеров к грамматическим правилам, написание сочинений, черчение и конструирование, требуют от учащихся умения оперировать представлениями и в соответствии с условиями задачи перерабатывать и оформлять их в виде определенного результата, продукта деятельности. Естественно, что уровень творческого воображения, его продуктивность зависят от объема информации, от богатства опыта. Особый интерес представляет исследование творческого воображения у глухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает их необходимого объема информации и знания приемов, способов реконструкции имеющихся представлений.