Устная речь имеет ряд особенностей, которыми она отличается от формирующейся на ее основе письменной речи. При этом дело не сводится только к тому, что в основе устной речи лежит звучание слов, а в основе письменной — их начертание или что устная речь воспринимается слухом и продуцируется с помощью звукопроизносительных органов, тогда как письменная воспринимается зрением и продуцируется при помощи руки, вооруженной пером, карандашом, мелом или ударяющей по клавишам пишущей машинки.
Различия между устной и письменной речью многообразны. Несмотря на то что в основе письма лежит графический код, в значительной мере отображающий фонетическую структуру устной речи, каждый из этих двух видов речи располагает специфическими средствами для выражения смысла.
Так, например, пары слов кружки — кружки, пили — пили и словоизменения руки — руки, насыпать — насыпать, противопоставленные друг другу в устной речи благодаря ударению, различаются в письме лишь с помощью графического обозначения ударения, которое применяется в словарях, но в большинстве случаев не используется ни в рукописных, ни в печатных текстах.
Смысл предложения в большой мере определяется в устной речи интонацией. Для передачи интонации в письме существует пунктуация, используются такие приемы, как выделение некоторых слов подчеркиванием, разрядкой, разными шрифтами. Однако этих средств все же оказывается недостаточно для того, чтобы полностью передать интонацию живой речи.
В некоторых случаях, напротив, в письме выражается то, что в устной речи остается неразграниченным. Например, различный смысл предложений Вдали показался орел и Вдали по
казался Орел или Надо отвести детей и Надо отвезти детей выражен чисто орфографическими средствами.
Из сказанного следует, что материальные средства устной и письменной речи, используемые для выражения и различения смысла, не вполне соответствуют друг другу, причем в одних случаях преимущество оказывается на стороне устного слова, в других—на стороне письма.
Устной речи свойственны некоторые особенности, касающиеся ее лексики и грамматики. Эти особенности более всего обусловлены тем, что, диалогическая по преимуществу, устная речь используется в повседневной жизни при непосредственном контакте между говорящими, которые находятся в определенной обстановке, имеют возможность не только слышать собеседника, но также зрительно воспринимать его артикуляцию и своеобразный «аккомпанемент» речи в виде выразительных движений (мимика лица, жесты, позы говорящего). В ходе беседы говорящий всегда имеет возможность учесть реакцию собеседника, повторить, уточнить, дополнить недостаточно ясно сказанное.
Диалог особенно хорошо представлен в общении людей близких, хорошо знакомых друг с другом, в кругу семьи, в обществе товарищей по работе, когда взаимное понимание достигается подчас с полуслова.
Говоря о лексических особенностях устной речи, следует отметить, что наряду с общеупотребительными стилистически нейтральными словами широкое применение находит в ней разговорно-бытовая лексика, включающая диалектные и просторечные слова.
Грамматические особенности устной речи более всего проявляются в ее синтаксисе, для которого характерно прежде всего преобладание простых предложений, сочинительных конструкций над подчинительными, всевозможных неполных предложений над полными.
Однако если от диалогической устной речи обратиться к монологической, к связному повествованию, то особенности устной речи в значительной мере сглаживаются и она сближается с развернутой письменной речью, для которой характерен более строгий, во многом своеобразный отбор слов и более сложные синтаксические конструкции.
Следует особо подчеркнуть первичность устной речи по отношению к письменной, которая является вторичной, производной от нее. Это выражается не только в том, что письменная речь формируется у нормально слышащего ребенка позже устной и на ее основе, но и в том, что у взрослых людей психофизиологический механизм процессов чтения и письма находится в тесной зависимости от устной речи. Особенно наглядно такая зависимость выражается в нарушениях письма, обусловленных расстройством устной речи, например при афазии, дизартрии, дис-лалии.
Существенную особенность звучащей речи составляет ее быстротечность, последовательная смена ее элементов, сливающихся в более или менее распространенные непрерывные цепи.
В письменной речи предложения четко разделены интервалами на слова, а в печатных текстах—и слова на буквы.
Благодаря статичности начертаний слов они оказываются представленными как в виде последовательно расположенных отдельных элементов—букв, так и в виде целостной конфигурации, составленной из этих элементов.
Еще одна особенность устной речи состоит в том, что условия диалога, живого общения создают непосредственные мотивы речевой деятельности. В противоположность этому письменная речь, осуществляемая, как правило, в отсутствии того, кому она адресована, лишена столь непосредственных мотивов и носит характер значительно более абстрактной и произвольной деятельности.
Внутренняя устная речь отличается от внешней не только тем, что она не слышна, что связанные с ней речевые движения резко редуцированы, но также и своей крайней лексической и грамматической сокращенностью. Л. С. Выготский (1956), подчеркивая сворнутость, эллиптичность, стенографичность внутренней речи, рассматривал ее как прямую противоположность письменной речи, отличающейся максимальной полнотой и развернутостью.
Характеризуя устную речь, мы сопоставили ее с письменной. Однако применительно к глухим следует упомянуть еще и о пальцевой разновидности речи — дактилологии. Несмотря на то что дактильные знаки воспроизводят буквенный код письменной речи, дактилология имеет родственные черты с устной речью. Подобно последовательно сменяющим друг друга звукам устной речи, адресованным слуху, дактилология представляет собой последовательную смену пальцевых знаков, адресованных зрению.
Как и устная речь, дактилология удобна в диалоге, в условиях непосредственного общения. Она так же сопровождается выразительными движениями. Благодаря изменению длительности экспозиции отдельных знаков, темпа их следования друг за другом, а также благодаря разной длительности перерывов между сериями знаков и присоединению к движениям пальцев движений предплечья в дактилологии могут найти некоторое отражение динамические и паузальные средства интонации.