Особенности устной и письменной форм коммуникации

Речь существует в двух формах: письмен­ной и устной. Ни в коем случае нельзя считать, что письменная речь - это зафиксированный буквами устный текст или что устная речь - это озвученный письменный текст. Устная и письменная речь изна­чально создаются в соответствующей форме, а это означает, что они различаются принципами, по которым складывается в них высказы­вание. Вполне очевидно, что письменная речь – это не «особым образом фиксированная устная речь» (Б.В. Беляев), а форма речевой деятельности, которая отличается и в психологическом, и в лингвистическом планах, и с точки зрения теории коммуникации.

По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.

Каждая форма обладает своей спецификой.

1. Устная форма характеризуется:

- богатством интонационного оформления;

- большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как от­мечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать;

- определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);

- высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;

- контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);

- специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);

- линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;

- быстротой её порождения;

- неподготовланностью;

- сравнительно простым синтаксисом;

- редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций;

- использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов;

- сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами;

- легкостью передачи эмоций, эмоциональ­ного состояния говорящего;

- дополнительным воздействием самой лич­ности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью;

- допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегча­ет понимание;

- наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;

- легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором;

- оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занима­ет меньше времени;

- простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.

При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наибо­лее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для чело­века и менее всего трудно для него. Очень многим людям пись­менно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.

2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них:

- специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места);

- большая, чем в устной форме, структурная сложность;

- большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать;

- полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;

- иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов

Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как:

- ограниченность нашего голоса и слуха, из-за ко­торой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени;

- ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем на­брать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание;

- ограничен­ность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы).

След­ствия этих ограничений таковы:

Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуа­ция общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты.

Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением.

Редко собеседники в процессе разговора употребляют слова, указывающие на предмет разговора, потому что он чаще всего находится у них перед глазами и на него достаточно было указать не называя, чтобы информация была передана с достаточной полнотой. Контактность во времени и пространстве также сказывается на структуре устного высказывания в том, что это часто структурно неполные высказывания, включающие в себя много указа­тельных элементов («Ты эти хотела... Или вот эти?»).

Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.

В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в ус­тной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособлен­ных конструкций).

Обратимся к разговорному монологу: «И одно из таких имений я хо­рошо знал потому что брат отца был там управляющим // Под Киевом // В Клеване // Недалеко от Киева туда / к Владимир Подольскому». Письменный эквивалент фразы вполне может быть таким: «И вот одно из таких имений, под Киевом в Клеване, недалеко от Киева, туда, к Владимиру Подольскому, я хорошо знал, потому что брат отца был там управляющим». Понятно, что между дополнением одно из имений и сказуемым знал оказывается слишком много слов, они вытеснили бы из кратковре­менной памяти и говорящего и слушающего начало высказывания и по­мешали бы установить нужные грамматические связи. Если бы говорящий решил все-таки поместить уточнения на этом месте, он, скорее всего, после уточняющего ряда ввел бы повтор типа «Так вот имение такое я знал, потому что...». Рассмотрим также конец монолога: «И мне эта перспектива показалась очень такой радужной / что я буду такую жизнь вести». Пись­менный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастаю­щей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после глав­ного.

Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру вы­сказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функцио­нального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Пред­ставим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляю­щими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.

Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.

«Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Письменная форма языка – подсистема языка, обеспечивающая такую структурную организацию».

Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества послед­ней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, сни­жается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружа­ющих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письмен­ной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возмож­ность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независи­мость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с вели­чины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число кото­рых постоянно увеличивается.

Специфические особенности устной речи, физические факторы, которые влияют на неё необходимо знать тем, кто работает в средствах массовой коммуникации, т.к. устная речь для них является приоритетной формой речевой деятельности, особенно знания правил устной речи необходимы для радиожурналистов (см. подробнее в статье С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» в Приложении 6).

Задание:

Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе.

2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе.

3. На какие виды подразделяются средства массовой информации?

4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему?

5. Перечислите основные функции СМИ.

6. Какое место в них занимает коммуникация?

7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности?

8. Какова специфика радио- и телевизионной речи?

9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении?

10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора.

11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности?

12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы?

13. Как осуществляется процесс коммуникации на практике?

14. Какова модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу?

15. Из каких аспектов состоит речевая коммуникация?

16. Расскажите о каждом из них?

17. Какие коммуникативные качества речи выделяют исследователи?

18. В каких двух формах существует речь?

19. Каковы особенности устной и письменной речи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: