Речь существует в двух формах: письменной и устной. Ни в коем случае нельзя считать, что письменная речь - это зафиксированный буквами устный текст или что устная речь - это озвученный письменный текст. Устная и письменная речь изначально создаются в соответствующей форме, а это означает, что они различаются принципами, по которым складывается в них высказывание. Вполне очевидно, что письменная речь – это не «особым образом фиксированная устная речь» (Б.В. Беляев), а форма речевой деятельности, которая отличается и в психологическом, и в лингвистическом планах, и с точки зрения теории коммуникации.
По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.
|
|
Каждая форма обладает своей спецификой.
1. Устная форма характеризуется:
- богатством интонационного оформления;
- большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать;
- определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией);
- высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп;
- контактностью с собеседником (если это не выступление по радио);
- специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой);
- линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи;
- быстротой её порождения;
- неподготовланностью;
- сравнительно простым синтаксисом;
- редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций;
- использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов;
- сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами;
- легкостью передачи эмоций, эмоционального состояния говорящего;
- дополнительным воздействием самой личности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью;
- допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание;
- наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;
|
|
- легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором;
- оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени;
- простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д.
При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для человека и менее всего трудно для него. Очень многим людям письменно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.
2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них:
- специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места);
- большая, чем в устной форме, структурная сложность;
- большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать;
- полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией;
- иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов
Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как:
- ограниченность нашего голоса и слуха, из-за которой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени;
- ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем набрать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание;
- ограниченность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы).
Следствия этих ограничений таковы:
Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуация общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты.
Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением.
Редко собеседники в процессе разговора употребляют слова, указывающие на предмет разговора, потому что он чаще всего находится у них перед глазами и на него достаточно было указать не называя, чтобы информация была передана с достаточной полнотой. Контактность во времени и пространстве также сказывается на структуре устного высказывания в том, что это часто структурно неполные высказывания, включающие в себя много указательных элементов («Ты эти хотела... Или вот эти?»).
Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.
В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в устной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособленных конструкций).
|
|
Обратимся к разговорному монологу: «И одно из таких имений я хорошо знал потому что брат отца был там управляющим // Под Киевом // В Клеване // Недалеко от Киева туда / к Владимир Подольскому». Письменный эквивалент фразы вполне может быть таким: «И вот одно из таких имений, под Киевом в Клеване, недалеко от Киева, туда, к Владимиру Подольскому, я хорошо знал, потому что брат отца был там управляющим». Понятно, что между дополнением одно из имений и сказуемым знал оказывается слишком много слов, они вытеснили бы из кратковременной памяти и говорящего и слушающего начало высказывания и помешали бы установить нужные грамматические связи. Если бы говорящий решил все-таки поместить уточнения на этом месте, он, скорее всего, после уточняющего ряда ввел бы повтор типа «Так вот имение такое я знал, потому что...». Рассмотрим также конец монолога: «И мне эта перспектива показалась очень такой радужной / что я буду такую жизнь вести». Письменный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастающей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после главного.
Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру высказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функционального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Представим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляющими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.
Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики.
|
|
«Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Письменная форма языка – подсистема языка, обеспечивающая такую структурную организацию».
Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества последней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, снижается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружающих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письменной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возможность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независимость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с величины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число которых постоянно увеличивается.
Специфические особенности устной речи, физические факторы, которые влияют на неё необходимо знать тем, кто работает в средствах массовой коммуникации, т.к. устная речь для них является приоритетной формой речевой деятельности, особенно знания правил устной речи необходимы для радиожурналистов (см. подробнее в статье С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» в Приложении 6).
Задание:
Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене.
Контрольные вопросы для закрепления материала
1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе.
2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе.
3. На какие виды подразделяются средства массовой информации?
4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему?
5. Перечислите основные функции СМИ.
6. Какое место в них занимает коммуникация?
7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности?
8. Какова специфика радио- и телевизионной речи?
9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении?
10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора.
11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности?
12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы?
13. Как осуществляется процесс коммуникации на практике?
14. Какова модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу?
15. Из каких аспектов состоит речевая коммуникация?
16. Расскажите о каждом из них?
17. Какие коммуникативные качества речи выделяют исследователи?
18. В каких двух формах существует речь?
19. Каковы особенности устной и письменной речи?