Хозяйственная деятельность восточнославянских переселенцев складывалась довольно трудно и долгое время носила неопределенный характер. На формирование крестьянского хозяйства оказали влияние следующие тесно взаимосвязанные причины:
1) изменение традиционного уклада жизни:
2) изменение среды обитания;
3) незнание природно-климатических особенно
стей местности и связанных с ними форм и методов
ведения хозяйства;
4) коренное отличие системы земледелия (в усло
виях нагорной полосы оно было более трудоемким
и требовало значительных вложений сил и средств):
5) периодическое обновление состава переселен
цев;
6) отсутствие приемлемой системы землепользо
вания в новых условиях;
7) отсутствие путей сообщения и многие другие
причины.
Неизученность края и отсутствие каких-либо рекомендаций по его освоению привели к тому, что
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
каждая новая партия поселенцев повторяла ошибки и испытывала те же трудности и лишения, что и предыдущие переселенцы.
|
|
Первоначальная эксплуатация края свелась к беспощадному расхищению природных богатств, к уничтожению вековых лесов и сплошной вырубке ценных древесных пород. Оказавшись в жестких условиях выживания, поселенцы вырубали и плодовые деревья, чтобы облегчить себе труд сбора урожая. Многие переселенцы терпели неудачу, пытаясь приспособить свои традиционные сельскохозяйственные злаки и приемы земледелия к новым, несвойственным для этого условиям. Часто переселенец, не зная, с чего начать свое хозяйство, вырубал и продавал лес с отведенного участка, сеял привычные культуры, и, когда лес был продан, а урожая не получалось, он был вынужден наниматься в работники или покидать край.
Все было, как писал МА. Краевский, "предоставлено на волю случая". При удачном стечении обстоятельств (правильный выбор места для поселения, подбор сельскохозяйственных культур и т.д.) переселенцы достаточно быстро обживались и хозяйства их процветали. Поэтому в конце XIX — начале XX в. поселения русских, украинцев и белорусов имели довольно разнообразный характер. Как отмечал министр земледелия А.С. Ермолов, "...некоторые из них достигли известной степени зажиточности, жители их принялись за разведение винограда и фруктов, до персиков включительно, другие же до сих пор не забыли излюбленных ими приемов хлебной культуры и горько жалуются на то, что в Черноморском крае жить нельзя, потому что там плохо растут рожь, овес и гречиха".
Необходим был длительный период времени для обживания в новой среде и выработки определенной системы ведения хозяйства. Так, при расчистке участков переселенцы убедились в непригодности своих традиционных топоров для этой работы. А.В. Верещагин писал: "Нашими русскими топорами... при эластичности вьющихся растений работать оказалось и затруднительно, и убыточно. Расчистка пошла лучше и дешевле, когда были заготовлены особого рода топоры, называемые цалдами... Успех работы также весьма много зависит и от времени года: самыми лучшими месяцами для очистки считаются ноябрь, декабрь и январь; в это время работы идут быстро, так как папоротник и травы к этому времени засыхают и опадают, кустарник делается открытым...". При обработке почвы переселенцы постепенно стали использовать легкий горский плуг, мотыги, тяпки, так как в данных условиях тяжелый равнинный плуг был непригоден. Менялся и состав сельскохозяйственных культур, а также сезонность полевых работ.
|
|
По сведениям старожилов, в селениях Кузьмин-ка (Волковка), Вторая, Третья и Четвертая Роты жители занимались садоводством и хлебопашеством. В садоводстве в значительной степени использовались насаждения плодовых деревьев прежних жителей этих мест — горцев: сливы, яблони, груши, орех-фундук. Среди хлебных культур основными являлись кукуруза и пшеница. Некоторые переселенцы выращивали традиционные культуры: ячмень, овес, сою, картофель, коноплю (в небольшом количестве и там, где позволяла земля). Отдельные семьи отдавали предпочтение пчеловодству и табаководству. Из животных держали коров, волов, лошадей, свиней и различную домашнюю птицу. Кроме этого, значительную статью дохода составляли дары леса: каштаны, грибы, ягоды, а также сбор фруктов в заброшенных черкесских садах.
Необходимо отметить, что большая часть земель, отведенных в надел переселенцам, оставалась необработанной. Так, например, из 20-30 десятин, определенных на семью в дер. Раздольная, использовалось в среднем 3,9 десятины, в дер. Навагинка — 4,2 десятины (данные на 1895 г.). Это было связано не только с трудоемким процессом обработки и большим количеством неудобной земли, но и с системой общинного землепользования, которая, как показал опыт, являлась одним из существенных тормозов в развитии хозяйств на побережье.
Общинная форма землепользования применялась в селениях, образованных по Положению 1866 г. и расположенных в прибрежной и средней полосе, где имелись более или менее равнинные участки земли. Однако в новых условиях эта форма не принесла положительного результата, так как разбросанность удобной земли, неопределенность границ земельных наделов, постоянная угроза потери отведенного участка создавали определенные трудности для поселенцев в освоении местности. Первые межевые работы в этих селениях стали проводить лишь в 90-х гг., поэтому многие поселенцы ограничивались разработкой только приусадебных участков.
30-летний опыт колонизации показал, что в условиях гористой, изрезанной многочисленными ущельями, оврагами и реками местности традиционная для российских крестьян общинная форма землепользования оказалась непригодной, и использование подворного надела земли явилось бы определенным стимулом для развития хозяйственной деятельности поселян.
По новому закону 1897 г. выбор той или иной формы владения землей предоставлялся самим переселенцам, большинство которых предпочитали подворный надел. Поселенцы вновь образованных участков, располагавшихся в средней и нагорной
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
полосе, все чаще обращались с ходатайствами о подворном разделе земли. И местная администрация шла им навстречу.
На ранее заселенных участках (до 1897 г.) размежевание земли происходило чрезвычайно сложно. Поскольку многие поселенцы более или менее обжились и завели хозяйство, то при разбивке удобных земель подворно приходилось считаться с фактическим использованием земли и возведенными постройками. При этом возникали недоразумения различного рода (удаленность надела от усадьбы, чересполосица и т.д.), из-за чего некоторые переселенцы предпочитали покинуть участок, чем поступиться своими желаниями.
|
|
Становление хозяйственной деятельности вновь прибывших поселенцев проходило все в тех же сложных условиях (бездорожье, заросли, болезни и т.д.). Построив временное или постоянное жилище, переселенец принимался прежде всего за расчистку участка от леса, отводил на усадьбе место под огород и посевы зерновых культур.
Из овощей выращивали картофель, лук, капусту; из зерновых—почти исключительно кукурузу и пшеницу. Кукуруза оказалась незаменимым растением в местном хозяйстве: ею кормили скот, птицу, из нее пекли хлеб и готовили многие блюда.
В воспоминаниях Г.И. Симонова о заселении в начале XX в. дер. Алексеевка (Гвай) находим сведения о том, что переселенцы, расчистив отведенные земли, стали сажать орех-фундук, плодовые деревья, разводить огороды, а вырубленный лес продавали
скупщикам из дер. Лазаревка. Из полученных 54 десятин земли на семью (из расчета 9 десятин на мужчину) для ведения хозяйства Симоновы использовали только 5 десятин удобной земли.
Некоторые новоселы по примеру старожилов пытались заниматься табаководством (в селениях Царский-I, быв. Кузьминского и др.), но, вследствие неумелого ухода, получали урожай плохого качества, стоимостью 5-8 рублей за пуд (а признанные табаководы — армяне продавали по 12 рублей).
Многие поселенцы на участках Аше, Алек, Царский-1, быв. Бочаровского и других занялись плодоводством и виноградарством. Из плодовых деревьев разводили преимущественно фундук, составлявший 21% всех посадок, затем персики (18%), сливы (16%), груши (15%), яблони (13%), вишни, алычу, инжир (9%) и черешни. Небольшое количество земли в каждом хозяйстве (не более 1/20 десятины) было занято под виноградник. Поскольку в собственных садах переселенцев урожаи фруктов были ничтожны и плохого качества, большим подспорьем служил сбор фруктов в старых черкесских садах; их в сушеном виде сбывали в Кубанскую область, где обменивали — пуд за пуд на хлеб.
|
|
Кроме садоводства, переселенцы охотно занялись пчеловодством. В 1905 г. на участке Царский-I имелось 218 ульев, быв. Кузьминского — 127, Алек — 97 ульев.
Поселенцы, пытаясь найти наиболее выгодное в хозяйственном отношении занятие, старались разводить разнообразные культуры. По сведениям ин-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
форматоров, в с. Ахштырь и в дер. Воронцовка жители выращивали кукурузу, фасоль, табак, занимались садоводством, пчеловодством, домашним животноводством, а также фруктоводством в бывших садах горцев.
В среде старообрядцев-некрасовцев сохранялось их традиционное занятие—рыболовство; большое значение имели и отхожие промыслы.
Что касается животноводства, то оно, как и все хозяйство, находилось в зачаточном состоянии, о чем можно судить по количеству скота, имевшегося у переселенцев. По данным на 1891 г., в хозяйствах Сочинского участка содержалось 2065 голов крупного рогатого скота, 2159 — коз и овец, 1379 — свиней, 817 — лошадей.
Сплошная лесистость большинства участков, отсутствие сенокосов, чистого от зарослей выпаса, обилие зверья, от которого погибал скот, и другие причины не позволяли в первое время держать его в достаточном количестве. Арендовать отдаленные пастбища переселенцы не имели возможности. Поэтому большинство жителей ограничивалось самым необходимым количеством лошадей и рогатого скота. Наибольшее предпочтение отдавалось разведению свиней, коз и овец.
Таким образом, хозяйственная деятельность восточнославянских переселенцев имела разнообразный и в то же время неустойчивый характер. При нестабильном состоянии крестьянских хозяйств часть переселенцев шла работать по найму в имения, на дачи и так называемые культурные участки, где в основном занимались сельскохозяйственным трудом и плотничеством.
В конце ХIХ — начале XX в. среди занятий русских, украинских и белорусских переселенцев можно назвать следующие:
1) сбор и реализация продуктов леса, а также оре
хов и фруктов в заброшенных садах горцев;
2) садоводство;
3) хлебопашество (кукуруза, пшеница);
4) домашнее животноводство;
5) пчеловодство;
6) огородничество (картофель);
7) табаководство;
8) заготовка древесины.
Среди домашних занятий в определенной степени сохранялись ткачество, бондарство, изготовление мебели и посуды.
Жилище
Традиционное жилище восточных славян наряду с общими чертами имело локальные отличия у русских, украинцев и белорусов. Разнообразие природных особенностей территории расселения восточных славян, различные социальные, экономические и исторические условия привели к созданию разных типов восточнославянского жилища, сосуществовавших в этнических традициях этих народов.
Основным строительным материалом являлось дерево. Применялась различная строительная техника: срубная, закладная, каркасная ("турлучная"), глинобитная, саманная. Побелка стен, обмазанных глиной, была характерна для украинцев, но встречалась и у русских и белорусов, преимущественно в зоне этнических границ с украинцами. Сравнительно с другими славянскими народами восточные славяне реже сооружали дома и хозяйственные постройки из камня-песчаника, мела, известняка, гранита (в южных районах Украины, на территории Воронежской, частично Курской, Тульской, Орловской губерний России).
Традиционное сельское жилище за редким исключением (север Белоруссии, Псковской губернии, юго-запад Украины) не имело фундамента.
Жилище восточных славян различалось по общей высоте дома (жилая часть), по наличию или отсутствию и высоте подклета и по устройству пола. Для русских в северных и северо-восточных губерниях России были характерны большие постройки на высоком подклете. Подклет—пространство под полом (высота от 1,5 до 3 м), использовалось для разных хозяйственных нужд. Значительно ниже и меньше по размерам строилось жилище в Верхнем и Среднем Поволжье, в Московской, Смоленской губерниях, южной части Новгородской, Псковской, в северных уездах Рязанской и Пензенской губерний. Для этих районов характерны срубные дома на среднем и низком подклетах. В южнорусских районах бытовало невысокое жилище без подклета с деревянным или земляным полом.
У белорусов было распространено сравнительно низкое жилище без подклета с земляным или глинобитным полом, а в северо-восточных областях— деревянным.
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Для украинцев было характерно наземное жилище без подклета с земляным, плотно утрамбованным полом, смазанным сверху толстым слоем глины.
Наиболее типичными формами крыши восточнославянского жилища являлись крыши двухскатной и четырехскатной конструкции. Распространенными материалами покрытия жилища были дерево (тес, дранка), солома и камыш.
Планировка дома, как и внутренняя обстановка, имела свои локальные этнические особенности. Однако традиционное восточнославянское жилище объединялось рядом общих признаков:
1) наличие в доме жилой избы (хаты), неотапли
ваемых сеней и клети (коморы) или второй избы
(хаты);
2) наличие духовой "русской" печи, переднего
угла (всегда по диагонали от печи), деревянных по
латей, стола, неподвижных лавок, полок вдоль стен
и пр.
Обосновавшись на Черноморском побережье Кавказа, русские, украинские и белорусские переселенцы по мере возможности сохраняли свои локальные традиции в строительстве, планировке и внутреннем убранстве жилища. Дома строили бревенчатые, дощатые, с глиняной обмазкой и беленые; крышу покрывали дранкой. Очевидец отмечает, что также строили "турлучные хаты, крытые соломой или камышом. Каждая хата обыкновенно состояла из двух половин, соединенных сенями".
Основным строительным материалом по-прежнему было дерево; наибольшее распространение получили каштан, дуб, орешник.
Однако при возведении жилого дома или хозяйственной постройки приходилось учитывать новые природно-климатические условия, что, естественно, видоизменяло жилище. В связи с особенностями горного рельефа и влажного климата при строительстве домов стали применяться фундаменты или невысокие каменные (деревянные) подставки. Хозяйственные постройки для хранения сельхозпродуктов возводились по примеру горцев — на высоких столбах с приспособлением против грызунов. Амбары делали дощатыми или плели из лозы орешника.
Для обработки дерева и строительства домов использовались орудия как кустарного производства, так и фабричного изготовления: топоры различных видов, пилы, сверла, долота и т.д.
Одежда
На развитие традиционной одежды восточнославянских народов большое влияние оказало появление промышленных товаров и изделий, проникновение многих элементов городской моды (особенно в женской одежде) еще в прежних местах проживания. Поэтому к моменту поселения русских, украинцев и белорусов на побережье национальная одежда уже подверглась трансформации. И все же в конце XIX — начале XX в. преобладали народные изделия из домотканых материалов, шерсти и кожи, изготавливаемые не только самими поселенцами, но и мастерами-отходниками. Несмотря на то что традиционный костюм вытеснялся одеждой городского типа, полностью он не исчез и сохранялся у старшего поколения, а также в качестве обрядовой одежды (свадьба, похороны и т.д.).
Мужская одежда восточнославянских народов была более однотипной и состояла из штанов и рубахи, которую носили навыпуск, подпоясывая тканым, плетеным или кожаным поясом с кистями или без них.
Для украинцев характерны рубахи с прямым разрезом ворота, для русских — с косым воротом, белорусы носили рубашки разного покроя, но чаще с отложным воротником. Рубашки украшались вышивкой (грудь, манжеты или ворот).
Женская одежда была более разнообразной и варьировала по областям. Однако можно выделить общие черты: рубашка (русские) или сорочка (украинцы, белорусы), сарафан (русские), разнообразная набедренная одежда, состоявшая из одного или нескольких неполностью сшитых или совсем не сшитых друг с другом полотнищ шерстяной ткани. Это понева, понька (русские), панева, колышка (белорусы), плахта, дерга, запаска (украинцы).
Юбка — более поздний тип одежды, чем понева, плахта и т.п. Как часть традиционного костюма она
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
была характерна для белорусов (спадница) и в меньшей степени—для украинцев (спидница) и русских. Юбка (не традиционная, а как поздняя городская мода) широко распространилась у всех трех народов, особенно во второй половине XIX в. Шили ее из самых разнообразных, чаще всего фабричных тканей. Передник составлял существенную, однако не обязательную часть женского костюма. У восточнославянских народов он был:
1) поясной одеждой, укрепленной на талии (бе
лорусы, украинцы);
2) наплечной — туникообразного покроя или же
нагрудной, укреплявшейся на груди (русские).
К нагрудной женской одежде относились разнообразные безрукавки — кофты или куртки без рукавов: кабат, гареэт, китлик (белорусы), кирсетка (украинцы), душегрейка (русские).
Основным традиционным видом обуви, плетенной из древесной коры, являлись лапти (русские), личаки (украинцы), пахлапни (белорусы). Примитивная кожаная обувь (поршни—русские, пасталы — белорусы, постолы — украинцы) употреблялась повсюду, но наиболее была распространена в юго-западных украинских областях. Из других видов праздничной женской кожаной обуви были распространены коты (русские), черевики (украинцы), ча-равики (белорусы). Шили их на толстой подошве с каблуком. Сапоги были преимущественно мужской обувью, но носили их и женщины, особенно украинки.
В конце ХIХ — начале XX в. появляются разнообразные виды городской обуви: башмаки, ботинки, туфли.
Таким образом, для периода конца XIX — начала XX в. были характерны процессы интенсивного видоизменения, вытеснения традиционной одежды восточнославянских народов и распространения одежды городского типа, которая испытывала влияние "европейского" покроя.