На формирование традиционной пищи русских, украинцев и белорусов большое влияние оказали их хозяйственная деятельность и в определенной степени христианская религия.
Ведущей отраслью хозяйства восточных славян было зерновое земледелие, поэтому мучные и крупяные изделия составляли основу питания. Особенно большое значение имел ржаной и пшеничный хлеб. Из разных круп (гречневой, пшеничной, пшенной, овсяной) готовили супы и каши. Наибольшее распространение каши имели у русских и белорусов. У украинцев пользовались популярностью галушки и вареники — блюда из вареного теста. Повсеместно из ячменной, овсяной, просяной, гречневой муки делали лепешки, блины, оладьи, а также пекли пироги с разнообразной начинкой.
Употребление овощей различалось в зависимости от возможностей их выращивания. Чем южнее, тем больше использовались в пишу овощи (лук, чеснок, хрен, редька, брюква, репа, капуста, картофель, морковь, свекла, огурцы, фасоль, бобы, горох). Блюда из овощей были наиболее характерны для украинской кухни. Во второй половине ХIХ в. картофель получил общее признание и был известен повсеместно; он стал необходимым продуктом для всех слоев общества, но особенно велико было его значение в среде малообеспеченных рабочих и крестьян.
|
|
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
Не меньшее значение в питании имела капуста —в свежем виде, но больше квашеная, а также свекла, тыква, а в южной зоне — помидоры, кабачки, баклажаны, пастернак, перец. В различных регионах широко применялись растительные масла: льняное, конопляное, подсолнечное.
Употребление в пишу фруктов и дикорастущих плодов было также характерно для всех трех восточнославянских народов. В Европейской части России повсюду разводили сады (яблони, груши, вишни, сливы) и выращивали разные ягодные кустарники. Наибольшей популярностью пользовались яблони и вишни. Плоды ели в свежем виде, варили из них варенье, кисели, компоты, сушили на зиму. В лесной и лесостепной местностях собирали грибы и орехи. Весной, когда заканчивались заготовки прошлого года, в пищу шла свежая зелень (крапива, лебеда, сныть-трава, щавель).
Молочные продукты использовались в основном в натуральном виде — свежее и кислое сырое молоко (коровье, овечье, козье). Из кислого молока делали творог и сыр. Сливки и сметана в крестьянской семье как отдельное блюдо почти не употреблялись, ими пользовались как приправой. Из сметаны, сливок и цельного молока сбивали сливочное масло, которое шло на продажу. В пишу оно употреблялось мало, и давали его в основном детям.
Традиционная мясная пища была у восточных славян сравнительно скудной. Вообще мясо, сало, молоко считались "скоромной" пищей, которую христианская религия запрещала употреблять во время постов. Это вносило неизбежную стандартизацию и регламентацию в питание.
|
|
Хотя крупный рогатый скот, свиней и овец разводили повсюду, сложились определенные зоны животноводства и преимущественного потребления тех или иных мясных продуктов. В южнорусских губерниях, на Украине и в Белоруссии ели в основном свинину; говядину также употребляли повсеместно, но очень ограниченно, несколько большую роль она играла в северных губерниях. В горных местностях предпочтение отдавали баранине.
Домашнюю птицу: кур, уток и гусей — разводили повсеместно (особенно кур), употребляли в пищу преимущественно осенью и зимой. Блюда из птицы считались праздничными.
В пишу чаще всего употребляли вареное мясо, а также стремились заготовить его впрок: солили, коптили и вялили. На Украине, в Белоруссии, а местами и в южнорусских губерниях, делали колбасу (ковбаса — укр., каубаса — белор.). Наиболее ценным продуктом считалось сало животных. Оно было любимой, но не повседневной едой. Его как наиболее калорийный продукт старались приберечь для праздников, на времена напряженных полевых работ, в дорогу.
Рыба имела не меньшее, а временами даже и большее значение, чем мясо, так как считалась пищей "полупостной", ее не ели только в дни строгого поста. Свежую рыбу варили и жарили, а также ее солили, сушили, вялили, квасили, замораживали.
Таким образом, в традиционном питании восточнославянских народов преобладали продукты растительного происхождения.
На Черноморском побережье Кавказа пища русских, украинских и белорусских переселенцев в основном оставалась традиционной. Однако использование новых сельхозкультур (например кукурузы) и межнациональные контакты естественным образом повлияли на пищевой рацион восточнославянского населения. Национальная кухня обогатилась многими блюдами, заимствованными у соседних народов: мучные изделия и каша из кукурузной муки, сыр из козьего молока, разнообразные овощи в свежем и соленом виде, различные фрукты и пряные приправы из местных трав и многое другое.
Необходимо отметить, что сохранялись традиции в приготовлении праздничных и обрядовых блюд (блины на масленицу, кулич на пасху, свадебные пироги, печенье, поминальное блюдо и т.д.).
В XIX — начале XX в. посуда и утварь употреб-
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
лялась деревянная, керамическая, металлическая и из других материалов. Наибольшее распространение имела деревянная (в лесной полосе) и глиняная (в степной) посуда разнообразной формы. Сельское население в основном пользовалось утварью самодельной или кустарного производства. По технике изготовления деревянная посуда и утварь была долбленая, бондарная, столярная и токарная. В начале XX в. у русских преобладали бондарные изделия. Из дерева делали разнообразную посуду и утварь: ложки (большие разливные и маленькие), ковши, миски, чашки, бочки, кадки, ведра, поршневые вертикальные маслобойки, разных размеров ящики и лари для хранения продуктов. В большом употреблении были плетеные сосуды из прутьев, луба, соломы. В Белоруссии мастерство плетения достигло высокого уровня.
Керамическая посуда служила не только как столовая, но и для приготовления пищи. Пластичность глины позволяла создавать сосуды специфической формы в соответствии с их назначением. Так, для жидкостей делали кувшины, крынки с высоким, расширяющимся кверху горлом; у украинцев и белорусов были распространены шаровидные сосуды с очень узким высоким горлом (глек), с ручками или без них. Широкие полусферические большие макитры на юге Украины использовали для заквашивания теста. В них также наливали воду, хранили продукты; в небольших макитрах сбивали масло, готовили пищу, из них ели.
|
|
В крестьянских семьях очень ценилась металлическая посуда (чугуны, сковородки, котлы, тазы, ведра и др.).
Посуду хранили на специальных полках (мисниках) и в шкафах.
В начале XX в. у восточнославянских переселенцев на побережье широкое распространение получает посуда и утварь фабричного изготовления.
Заканчивая обзор материальной культуры восточнославянских переселенцев на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX — начале XX в., следует выделить три значительных фактора, оказавших влияние на ее формирование и дальнейшее развитие:
1) интенсивное развитие капиталистических
отношений в России;
2) изменение среды обитания;
3) процессы заимствования и взаимовлияния
между всеми группами населения.
С точки зрения истории быта, традиционно-бытовой культуры, отстающей от политической, экономической и социальной сфер, период конца XIX — начала XX в. был переходным. Необходимо отметить, что к моменту переселения отдельные этнические группы восточных славян испытывали в разной степени влияние социально-экономических изменений, происходивших в стране. И все же в целом наблюдалось преобладание традиционных форм культуры над новыми.
Однако в ходе сложных процессов адаптации на
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
новых местах, в условиях оторванности от привычной природной и этнически однородной среды обитания, процесс разложения традиционного уклада жизни русских, украинцев и белорусов значительно ускорился. К иным природным и хозяйственным условиям приходилось приспосабливаться, приобретая новые навыки. Переселенцы вступали в контакты с другими народами, знакомясь с их культурой. Контакты эти в зависимости от конкретной ситуации складывались по-разному и приводили к различным видам взаимодействия культур. Основные процессы заимствования в хозяйственной деятельности восточных славян происходили между ними и коренным населением. На этом этапе наблюдалось стремление переселенцев из российских губерний подражать горским приемам культуры земледелия, сооружения хозяйственных построек, изготовления и хранения продуктов питания и т.д.
|
|
Процессы заимствования и взаимовлияния, как в среде самих восточнославянских переселенцев, так и между ними и представителями других этносов побережья, происходили на фоне развивающихся капиталистических отношений. Появление промышленных изделий (орудия труда, ткани и одежда, посуда и т.д.) привело к упадку многих традиционных занятий, ремесел, изменениям в одежде, пище и т.п. практически у всех групп населения побережья.
Таким образом, в материальной культуре восточнославянских переселенцев в конце ХIХ — начале XX в. происходило стирание локальных особенностей и формирование общих черт.