относится к вторичным жанрам речи, так как составляется на основе исходного текста. Слово «конспект» в переводе с латинского обозначает «обзор» - это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции. В основе конспекта лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя конспекта от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.
Конспектирование может осуществляться тремя способами:
· цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
· передача основных мыслей текста «своими словами»;
· смешанный вариант;
«Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта. Происходящая при этом специальная переработка информации определяется как «свертывание» (по Н.И. Жинкину). Конспектирование осуществляется по этапам: 1) прием информации; 2) отбор информации; 3) переформулирование (трансформация) информации; 4) фиксация информации.
|
|
Прием информации – восприятие печатного текста зрительным анализатором, который дает возможность распознать печатный текст на уровне смысловых отрезков; аудирование происходит по минимальным смысловым сегментам речи говорящего. Величина смыслового сегмента может колебаться. Осмысление прочитанного или услышанного тесно связано с базовой информацией, которая поступает из долговременной памяти читающего или слушающего. Безусловное влияние оказывают уровень общей культуры конспектирующего; уровень его профессиональных (специальных) знаний; уровень языковой культуры.
При первичном отборе информации конспектирующий, отсекая излишнюю информацию, продолжает аудирование или чтение до тех пор, пока не получит информацию, которую сочтет нужным зафиксировать; информация, отобранная для фиксации, подвергается вторичному отбору по признаку ее новизны, важности и т.п.
Переформулирование (трансформация) – обработка информации, полученной в результате отбора. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения в первоисточнике повторов, подробностей и т.п., или путем обобщения целого ряда однородных актов. Информация типа определений, правил, формулировок закономерностей и т.п., как правило, нуждается в дословной (или почти дословной) записи. Другие типы информации подвергаются переформулированию с сохранением значительной доли слов и словосочетаний исходного текста. Хорошо известная информация может быть обозначена опорным словом (или словосочетанием) или системой опорных слов в виде плана.
|
|
Фиксация информации, независимо от способа предъявления информации, зависит от скорости письма. Один из эффективных способов увеличения скорости фиксации получаемой информации – сокращение слов. Целесообразно применять общепринятые сокращения и аббревиатуры, а также индивидуальные сокращения». (Словарь-справочник Педагогическое речеведение)
Таким образом, при конспектировании происходит свёртывание, компрессия научного текста. Важно учитывать, что каждый человек кодирует в своём сознании получаемую информацию, и процесс конспектирования представляет собой не только речевой, но и мыслительный акт, превращающий «чужой» текст в «свой». Поэтому необходимо приобрести умение кратко и не в ущерб содержанию переформулировать читаемый текст. Ценность такого навыка подтверждена экспериментально: содержание переформулированного текста запоминается в семь раз быстрее, чем списанного без изменений.
Дословный текстуальный конспект составляется, в основном, из цитат, которые соединяются между собой логическими переходами. Такой конспект помогает выявить спорные моменты в позиции разных авторов, поэтому его целесообразно использовать для сравнительного анализа положений, высказываемых разными учеными.
В зависимости от степени свёрнутости первичного текста и формы представления информации выделяют: 1) конспект-план, 2) конспект-схема, 3) текстуальный конспект.
Первый тип конспекта представляет собой предельно сжатый способ записи, который фиксирует опорные пункты читаемого текста, отражает содержание и логику изложения Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.
Схематичный конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.
Текстуальные конспекты делятся на краткие (отражают только положения общего характера), подробные (включают доказательства, пояснения, иллюстративный материал) и смешанные (одни части конспекта могут быть представлены в виде плана, тезисов, другие – более подробно или в виде цитат.
По количеству перерабатываемых источников различают конспекты монографические (по одному источнику) и обзорные (по нескольким источникам). Обзорный конспект обычно является тематическим. Составление тематического конспекта требует всестороннего обдумывания темы.
С точки зрения наличия /отсутствия в конспекте основных положений текста-источника различают конспекты интегральные и селективные (выборочные). Интегральные конспекты передают все основные положения, селективные включают отдельные смысловые элементы текста-источника.
При написании конспекта читаемого или прочитанного текста рекомендуется следующая последовательность работы:
· выделить смысловые части текста;
· проанализировать содержание каждого относительно самостоятельного фрагмента текста и сформулировать тему в опоре на ключевые слова и фразы;
· выделить главную информацию;
· записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения, как общепринятые, так и индивидуальные.
Правила составления и оформления интегрального конспекта
1. Прочитать текст и составить его план в виде опорных слов.
2. Прочитать каждую из смысловых частей текста еще раз, отбирая основную информацию.
3. Переформулировать основную информацию и записать. Для правильного оформления записи необходимо:
|
|
· полностью указывать выходные данные первоисточника;
· оставлять не менее 1/3 объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта номера страниц первоисточника, делать пометки;
· в тексте конспекта сохранить рубрикацию первоисточника (если есть);
· цитаты и выписки заключать в кавычки;
· если пометки не помещаются на полях, можно записать их в конспекте […-авт.].
· Целесообразно выделять важную информацию шрифтом, подчеркиванием, цветом;
· представлять информацию в виде схем, таблиц.
Правила сокращения слов при конспектировании
1. Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Поэтому первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную, например кол-во – количество. Сокращается обычно середина слова.
2. Сокращать слово нужно так, чтобы его можно было однозначно восстановить в необходимом контексте, например, сокращение сущ. может быть расшифровано в зависимости от контекста как существительное, существующий, сущностный и др.
3. Малознакомые слова и новые термины следует записывать полностью.
4. Целесообразно использовать:
· общепринятые сокращения, например, т.д. – так далее, т.п. – тому подобное, т..е. – то есть;
· общепринятые аббревиатуры, например, СМИ – средства массовой информации;
· математические знаки, например, ‹ - меньше, › - больше, = тождественно, f – функция;
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, например:
· вместо термина аббревиатура, например, РД – речевая деятельность; (при введении аббревиатуры следует вначале написать термин полностью и в скобках указать сокращение);
· символы, например:? – вызывает вопросы, спорно;! – абсолютно согласен; + - положительная оценка; -- отрицательная оценка; NB – нота бене – обратить внимание, важно.
Аннотация
Аннотация – краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи, информация о содержании первичного текста. Аннотация не раскрывает содержания произведения, а лишь информирует о его содержании. Аннотация дает читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации и тем самым помогает ему в поиске и отборе информации. Она обязательно содержит библиографическое описание.
|
|
В последнее время аннотация предваряет также статьи в научных сборниках.
Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации:
1. Композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от содержания и характера аннотируемого произведения.
2. Отбор сведений для аннотации, их формирование и расположение зависят от содержания и характера аннотируемого произведения, назначения аннотации и потребителя, на которого она рассчитана.
3. Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным, без длинных и сложных предложений, без абзацев. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью определенных языковых формул-стереотипов:
В книге исследуется (что?)…
Показан (что?)…
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…
В монографии дается характеристика (чего?)…
Исследование ведется через исследование таких проблем, как…
В книге анализируется (что?)…
Главное внимание обращается (на что?)…
Используя (что?), автор излагает (что?)…
Отмечается, что…
Подчеркивается, что…
В книге дается (раскрывается, описывается) (что?)…
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)..
В работе нашла отражение разработка проблем (чего?)…
Показывается (творческий) характер (чего?)…
Устанавливаются критерии (чего?)…
В книге подробно освещается (характеризуется, рассматривается)…
В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)…
В заключение кратко разбирается (что?)…
Вид аннотации | Характеристика |
1. Справочная (описательная) 2. Рекомендательная: а) общая (характеризует произведение в целом и рассчитана на широкий круг читателей); б) специализированная (характеризует произведение в определенных аспектах, рассчитана на узкий круг специалистов). 3. Групповая: а) справочная (объединяет сведения о том, что является общим для нескольких источников на одну тему); б) рекомендательная (приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и др. сведения рекомендательного характера. | Характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем, но не дает ему критической оценки. Характеризует произведение и дает ему оценку в отношении пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей, которым эта аннотация предназначена. Содержит обобщенную характеристику двух и более произведений. |
Аннотация любого вида состоит из двух частей:
· библиографическое описание;
· текст аннотации.
Библиографическое описание дает исходную информацию о произведении, а текст аннотации дополняет эту информацию, включая сведения о содержании произведения, его авторе и достоинствах произведения. Текст справочной аннотации включает следующие сведения:
· тип и назначение произведения (сборник, статья, диссертация и т.д.);
· задачи, поставленные автором произведения;
· структуру аннотируемого произведения;
· предмет и тему произведения;
· характеристику иллюстративного материала, приложений, справочного аппарата и др.
Реферат
Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования, его результатах. В реферате объективно излагается содержание исходного текста, он не должен отражать субъективных взглядов референта. При написании курсовых и выпускных работ особенно важны информативные рефераты.