Органы дознания

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

В соответствии со ст. 37 УПК Республики Беларусь органами дознания являются:

1) органы милиции;

2) органы государственной безопасности;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

5) органы пограничных войск;

6) таможенные органы;

7) органы финансовых расследований;

8) органы государственного пожарного надзора;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Милиция является одной из структур Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции»1, задачами милиции являются:

l охрана общественного порядка;

l обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, общественной безопасности;

l предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;

l обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

l защита всех форм собственности от противоправных посягательств;

l оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей;

l исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Милиция в Республике Беларусь состоит из:

l криминальной милиции,

l милиции общественной безопасности,

l специальной милиции,

l транспортной милиции,

l милиции по организованной преступности и коррупции.

Криминальная милиция решает задачи выявления и раскрытия преступлений. Подразделения криминальной милиции:

l уголовный розыск;

l по борьбе с экономическими преступлениями;

l экспертно-криминалистические;

l а также другие подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения экспертных исследований, по делам о преступлениях и административных правонарушениях и оказания помощи милиции в решении возложенных на нее обязанностей.

Состав милиции общественной безопасности:

l дежурные части;

l подразделения патрульно-постовой службы;

l паспортной службы, виз и регистрации;

l службы дознания;

l участковые инспектора милиции;

l изоляторы временного содержания задержанных;

l спецприемники;

l приемники – распределители;

l учебные пункты и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции.

Как криминальная, так и милиция общественной безопасности входят в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел.

Специальная милиции, ее органы и подразделения образуются Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ему подотчетны. Состав специальной милиции:

l милиция охраны объектов по договорам;

l милиция режимных территорий и объектов;

l государственная автомобильная инспекция;

l дорожно-патрульная служба;

l высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей.

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов. Состав транспортной милиции:

l криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистические, иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности);

l милиция общественной безопасности (дежурные части, подразделения патрульно-постовой и профилактической службы, службы спецконтроля авиапассажиров в аэропортах, другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности транспортной милиции).

Милиция по организованной преступности и коррупции в пределах своей компетенции решает задачи предотвращения и пресечения, обнаружения и раскрытия убийств, актов терроризма, незаконного оборота оружия, деятельности организованных преступных групп, преступных организаций, банд, незаконных вооруженных формирований, других преступлений, имеющих большой общественный резонанс, транснациональный характер, разработки и осуществления мер по предотвращению и пресечению проявлений коррупции в государственных органах, легализации преступных доходов.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

l опрос граждан;

l наведение справок;

l сбор образцов для сравнительного исследования;

l проверочная закупка;

l исследование предметов и документов;

l наблюдение; отождествление личности;

l обследование помещений, участков местности, транспортных средств;

l слуховой контроль;

l контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

l прослушивание телефонных переговоров;

l снятие информации с технических средств связи;

l оперативное внедрение;

l контролируемая поставка;

l оперативный эксперимент.

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования

Органы предварительного расследования – специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение. Иначе говоря, задачи этих органов в соответствии со ст. 7 УПК РБ состоят в защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Поскольку предварительное, досудебное производство по уголовным делам, как правило, осуществляется в форме дознания и предварительного следствия, органы, проводящие эту деятельность, делятся на два вида: органы дознания и предварительного следствия.

Органы предварительного следствия осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц в целях последующего предания их суду либо оправдания невиновных, расследованию общественно-опасных деяний невменяемых.

Органы дознания – уполномоченные законом государственные органы и должностные лица, задача которых – раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений. Они осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование. Лишь по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлениях, органы дознания проводят расследование в полном объеме, и их материалы являются основанием для рассмотрения дела в суде[2], за исключением преступлений, по которым производилось дознание в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 187 УПК).

Органы предварительного следствия

Предварительное следствие в Республике Беларусь производится следственным комитетом и КГБ.

Следователи прокуратур производят расследование о всех преступлениях, отнесенных законом к их подследственности, а также по любому делу по указанию прокурора.

Порядок назначения следователей и освобождение их от должности регламентируется Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь.

Следователи подлежат аттестации, им присваиваются классные чины.

Следователю прокуратуры гарантируется личная неприкосновенность. Согласно ст. 44 Закона о прокуратуре Республики Беларусь уголовное дело в отношении прокурорского работник может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем.

Большинство преступлений расследуется следователями органов внутренних дел (кражи личного имущества, хищение государственного имущества или общественных организаций, некоторые преступления против личности, хулиганство и др.).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 9 апреля 1999 г. «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в органах внутренних дел Республики Беларусь» при Министерстве внутренних дел образован Следственный комитет, который является республиканским органом государственного управления.

Начальник Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. На местах действуют управления Следственного комитета по областям, г. Минску и на транспорте, районные, городские, районные в городах отделы (отделения), которые являются юридическими лицами, имеют свои печати с изображением Государственного Герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Начальник Следственного комитета определяет штатную численность и должности следователей, порядок прохождения службы.

Как указывалось ранее, подследственность следователей КГБ определена в ст. 182 УПК. К их ведению отнесено проведение следствия по особо опасным государственным преступлениям: шпионаж, террористический акт, международный терроризм, геноцид, диверсия, контрабанда и др. По УПК 1999 г. многие составы преступления альтернативной подследственности, могут расследоваться различными органами предварительного следствия.

Следователи и начальники следственных подразделений КГБ назначаются руководством этого ведомства. Они состоят на действительной военной службе, входят в штатную численность КГБ и на них распространяются все воинские уставы и положения.

Органы дознания.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

В соответствии со ст. 37 УПК Республики Беларусь органами дознания являются:

1) органы милиции;

2) органы государственной безопасности;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;

5) органы пограничных войск;

6) таможенные органы;

7) органы финансовых расследований;

8) органы государственного пожарного надзора;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.

Милиция является одной из структур Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции»1, задачами милиции являются:

l охрана общественного порядка;

l обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, общественной безопасности;

l предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;

l обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

l защита всех форм собственности от противоправных посягательств;

l оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей;

l исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Милиция в Республике Беларусь состоит из:

l криминальной милиции,

l милиции общественной безопасности,

l специальной милиции,

l транспортной милиции,

l милиции по организованной преступности и коррупции.

Криминальная милиция решает задачи выявления и раскрытия преступлений. Подразделения криминальной милиции:

l уголовный розыск;

l по борьбе с экономическими преступлениями;

l экспертно-криминалистические;

l а также другие подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения экспертных исследований, по делам о преступлениях и административных правонарушениях и оказания помощи милиции в решении возложенных на нее обязанностей.

Состав милиции общественной безопасности:

l дежурные части;

l подразделения патрульно-постовой службы;

l паспортной службы, виз и регистрации;

l службы дознания;

l участковые инспектора милиции;

l изоляторы временного содержания задержанных;

l спецприемники;

l приемники – распределители;

l учебные пункты и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции.

Как криминальная, так и милиция общественной безопасности входят в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел.

Специальная милиции, ее органы и подразделения образуются Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ему подотчетны. Состав специальной милиции:

l милиция охраны объектов по договорам;

l милиция режимных территорий и объектов;

l государственная автомобильная инспекция;

l дорожно-патрульная служба;

l высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей.

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов. Состав транспортной милиции:

l криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистические, иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности);

l милиция общественной безопасности (дежурные части, подразделения патрульно-постовой и профилактической службы, службы спецконтроля авиапассажиров в аэропортах, другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности транспортной милиции).

Милиция по организованной преступности и коррупции в пределах своей компетенции решает задачи предотвращения и пресечения, обнаружения и раскрытия убийств, актов терроризма, незаконного оборота оружия, деятельности организованных преступных групп, преступных организаций, банд, незаконных вооруженных формирований, других преступлений, имеющих большой общественный резонанс, транснациональный характер, разработки и осуществления мер по предотвращению и пресечению проявлений коррупции в государственных органах, легализации преступных доходов.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

l опрос граждан;

l наведение справок;

l сбор образцов для сравнительного исследования;

l проверочная закупка;

l исследование предметов и документов;

l наблюдение; отождествление личности;

l обследование помещений, участков местности, транспортных средств;

l слуховой контроль;

l контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

l прослушивание телефонных переговоров;

l снятие информации с технических средств связи;

l оперативное внедрение;

l контролируемая поставка;

l оперативный эксперимент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: