Задачи и основные направления деятельности прокуратуры.
Нормативная база:
- Конституция
- Закон «О прокуратуре РБ» от 08.05.08 с изм. и доп. (30.12.11)
- положение «О прохождении службы в органах прокуратуры» 27.03.08
Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов.
Прокурорский надзор – основная функция органов прокуратуры, определяющая их предназначение, роль и место в механизме государства.
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства.
Если прокурор обнаруживает нарушение законодательства, он применяет меры по привлечению к уголовной, административной, дисциплинарной, материальной ответственности.
Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:
1) надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами (общий надзор);
|
|
2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
5) расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;
6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.
Отличие надзора от контроля: надзор не позволяет вмешиваться в оперативную деятельность надзорных и поднадзорных организаций.
Акты прокурорского надзора:
· Протест
· Предписание
· Официальное предупреждение
· Представление
· Постановление
· Указание
· Выдача санкций
Прокурор участвует в нормотворческой деятельности, в международном сотрудничестве.
Система и структура органов прокуратуры
Принцип централизации: ген.прокурор – прокурор области – прокурор района. (Централизация органов прокуратуры предусматривает такую форму образования этих органов как назначаемость. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным Прокурором Республики Беларусь (ст. 126 Конституции).
|
|
Принцип территориальности (Система территориальных прокуратур Республики Беларусь соответствует административно-территориальному делению Республики Беларусь и включает прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов на территории нескольких районов.)
Принцип специализации (К числу специализированных прокуратур относятся: военная, транспортная, прокуратура по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Военная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов в Вооруженных силах Республики Беларусь и действует по тем же направлениям и теми же методами, что и территориальная прокуратура)
Органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения. Этот принцип организации и деятельности прокуратуры обеспечивает:
1) равенство всех и каждого перед законом;
2) обязанность прокуроров не только выявлять нарушения закона, но и своевременно устранять эти нарушении;
3) обязанность прокуроров принимать меры к восстановлению прав и законных интересов граждан;
4) обязанность прокуроров принимать меры к привлечению лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, к установленной законом ответственности.
Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь.
Высшее звено в иерархической системе органов прокуратуры – республиканская прокуратура. Прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный Прокурор Республики Беларусь, у которого есть первый заместитель и заместители. В прокуратуре Республики Беларусь имеются управления и отделы, начальники и заместители начальников назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором Республики Беларусь и являются соответственно его старшими помощниками по должности.
10 управлений, 15 самостоятельных отделов+ секретариат ген.прокурора, 13 отделов в составе управлений.
Прокурорским работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы присваиваются классные чины (воинские звания). Перечень классных чинов и порядок их присвоения определен Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
Положением установлены соответствующие воинским званиям следующие классные чины:
l младший юрист – младший лейтенант;
l юрист 3 класса – лейтенант;
l юрист 2 класса – старший лейтенант;
l юрист 1 класса – капитан;
l младший советник юстиции – майор;
l советник юстиции – подполковник;
l старший советник юстиции – полковник;
l государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор;
l государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант;
l государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник.
Классный чин государственного советника юстиции 1 класса присваивается Генеральному прокурору Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь.
Классные чины государственных советников юстиции 1 и 2 классов присваиваются Президентом Республики Беларусь по представлении Генерального прокурора Республики Беларусь.
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
§ 1. Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
|
|
Органы предварительного расследования – специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение. Иначе говоря, задачи этих органов в соответствии со ст. 7 УПК РБ состоят в защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Поскольку предварительное, досудебное производство по уголовным делам, как правило, осуществляется в форме дознания и предварительного следствия, органы, проводящие эту деятельность, делятся на два вида: органы дознания и предварительного следствия.
Органы предварительного следствия осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности виновных лиц в целях последующего предания их суду либо оправдания невиновных, расследованию общественно-опасных деяний невменяемых.
Органы дознания – уполномоченные законом государственные органы и должностные лица, задача которых – раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений. Они осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование. Лишь по делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлениях, органы дознания проводят расследование в полном объеме, и их материалы являются основанием для рассмотрения дела в суде[1], за исключением преступлений, по которым производилось дознание в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 187 УПК).