Понятие и виды правосудия

В ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что суды осуществляют правосудие.

Указание в законодательстве на то, что правосудие осу­ществляется только судом, является органически необходимым. Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, оз­начает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы; наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмот­реть возникший конфликт другим государственным органом, а именно судом.

Правосудие - это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция оз начает: 1)круг полномочии, предоставленных кон­кретному органу или должностному лицу. 2)знания и опыт в той или иной области. Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер. Объективный— поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный по­тому что проходит через сознание человека и закрепляется в нормативно-правовых актах. Наделение суда компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным ус­ловиям жизни общества, является одной из важнейших предпо­сылок эффективного использования всех возможностей госу­дарства в руководстве социальными процессами. Устанавливая компетенцию судов, государство тем са­мым определяет место судов в системе органов государствен­ной власти. Причем, для разрешения стоящих перед судами за­дач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени. Меха­низм Осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отноше­ния. Компетенция суда устанавливается государством в за­конодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществ­лять ту компетенцию, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации. В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга, иначе это явится нарушением их компетенции. Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность что сово­купность действий суда, совершаемых в определенной последо­вательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).

Таким образом, правосудие - правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленное п.. Право­вые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятель­ность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

Судебное усмотрение базируется на нормах права. Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного реше­ния необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому ре­гулированию.

Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных пра­вовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы применив ее не выйти за пределы регулятивных возможностей этой нормы.

Вместе с тем, от того, что суд использует судебное ус­мотрение, правосудие не перестает быть правоприменительной деятельностью.

Исходя из уровня развития действующего законодатель­ства существуют следующие виды правосудия:- по уголовным делам;- по гражданским делам;

- по хозяйственным делам;- по делам об административных правонарушениях;- по конституционным делам.

Уголовные дела - это дела о совершенных преступлени­ях, которые расследованы и рассмотрены компетентными орга­нами и должностными лицами. Гражданские дела- это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных пра­воотношений и др.

Дела об административных правонарушениях разнооб­разны. Они рассматриваются многими административными ор­ганами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.). Некоторые из админист­ративных правонарушений рассматривают суды: о мелком ху­лиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др. Только суд может применять арест в качестве меры админи­стративного взыскания.

Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникаю­щих в сфере экономических отношений) созданы хозяйствен­ные суды.

Конституционные дела - это дела о том, соответствуют ли Конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным Судом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: