В ст. 4 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что суды осуществляют правосудие.
Указание в законодательстве на то, что правосудие осуществляется только судом, является органически необходимым. Наличие в законе нормы о том, что правосудие осуществляется только судом, означает, что правосудие включено в систему государственных функций; для его реализации государство специально создает суды; государство гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы; наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом, а именно судом.
Правосудие - это функция суда. Но чтобы эта функция была реализована, суды должны быть наделены компетенцией. Компетенция оз начает: 1)круг полномочии, предоставленных конкретному органу или должностному лицу. 2)знания и опыт в той или иной области. Компетенции суда присущ объективно-субъективный характер. Объективный— поскольку компетенция суда зависит от экономического состояния общества, а субъективный потому что проходит через сознание человека и закрепляется в нормативно-правовых актах. Наделение суда компетенцией, отвечающей политическим, экономическим и социальным условиям жизни общества, является одной из важнейших предпосылок эффективного использования всех возможностей государства в руководстве социальными процессами. Устанавливая компетенцию судов, государство тем самым определяет место судов в системе органов государственной власти. Причем, для разрешения стоящих перед судами задач, необходимо, по возможности, устанавливать стабильную компетенцию. Однако это не означает, что компетенция суда не должна меняться на протяжении длительного времени. Механизм Осуществления функции правосудия должен быть гибким, способным реагировать на меняющиеся общественные отношения. Компетенция суда устанавливается государством в законодательстве. Суд не только вправе, но и обязан осуществлять ту компетенцию, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от выполнения своей компетенции, равно как и выходить за ее пределы, а также перелагать ее на другие государственные органы и общественные организации. В своей деятельности суды не вправе подменять друг друга, иначе это явится нарушением их компетенции. Компетенция суда проявляется в деятельности суда. Всякая деятельность, в том числе и судебная, включает в себя определенные компоненты. Судебная деятельность что совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс, который можно разделить на конкретные стадии (части).
|
|
|
|
Таким образом, правосудие - правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленное п.. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия. Оно упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.
Судебное усмотрение базируется на нормах права. Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного решения необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот уровень будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию.
Судебное усмотрение выступает, по крайней мере, в двух формах: 1) когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет ее; 2) когда конкретных правовых норм нет, а существует только общая норма и задача суда состоит в том, чтобы применив ее не выйти за пределы регулятивных возможностей этой нормы.
Вместе с тем, от того, что суд использует судебное усмотрение, правосудие не перестает быть правоприменительной деятельностью.
Исходя из уровня развития действующего законодательства существуют следующие виды правосудия:- по уголовным делам;- по гражданским делам;
- по хозяйственным делам;- по делам об административных правонарушениях;- по конституционным делам.
Уголовные дела - это дела о совершенных преступлениях, которые расследованы и рассмотрены компетентными органами и должностными лицами. Гражданские дела- это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений и др.
Дела об административных правонарушениях разнообразны. Они рассматриваются многими административными органами государства (органами МВД, таможенными органами, органами санитарного надзора и др.). Некоторые из административных правонарушений рассматривают суды: о мелком хулиганстве, о мелком хищении государственного имущества и др. Только суд может применять арест в качестве меры административного взыскания.
Для рассмотрения хозяйственных дел (дел, возникающих в сфере экономических отношений) созданы хозяйственные суды.
Конституционные дела - это дела о том, соответствуют ли Конституции Республики Беларусь другие нормативно-правовые акты. Такие дела рассматриваются Конституционным Судом.