Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 24 Закона о судоустройстве). Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор.
Судьей областного, Минского городского судов может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее трех лет (ч. 2 ст. 62 Закона о судоустройстве). Судьи областного, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно.
Председатель областного, Минского городского судов и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет (ч. 1 ст. 31 Закона о судоустройстве).
Количество народных заседателей для среднего звена судебной системы составляет 25 человек на одного судью. Они принимают участие в рассмотрении уголовных дел о преступлениях, где мера наказания может быть выше десяти лет лишения свободы, а также по делам несовершеннолетних. Их подбор осуществляется, как и для районных (городских) судов, управлениями юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет из числа граждан, постоянно проживающих на территории области или г. Минска, на основании списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти. Списки народных заседателей для этих судов утверждаются соответственно областными и Минским городским исполнительными комитетами.
31.Судебные коллегии областного и Минского городского судов
В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по предложению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.
Количественный состав судебных коллегий по гражданским делам, как правило, меньший, чем судебных коллегий по уголовным делам. Это объясняется меньшим объемом работы последних в качестве суда второй инстанции, поскольку многие решения по гражданским делам районных (городских) судов на практике не подвергаются кассационному обжалованию.
Председатель областного (Минского городского) суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии.
Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями председателя суда.
Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций.
Так, судебная коллегия по уголовным делам рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Кроме того, она вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное районному (городскому) суду.
Если мера наказания за совершенное преступление превышает десять лет лишения свободы, то дело рассматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда. Это председательствующий (председатель, его заместитель или судья областного, Минского городского суда) и два народных заседателя. Такой же состав суда рассматривает все уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума, об усыновлении иностранными гражданами детей на территории Республики Беларусь и др.
Судебная коллегия по гражданским делам вправе изъять любое гражданское дело из районного (городского) суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции.
Рассмотрение всех гражданских дел по первой инстанции осуществляется судьей единолично.
Приговоры и решения, вынесенные по первой инстанции судебными коллегиями областного (Минского городского) суда могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Беларусь:
Судебные коллегии областных и Минского городского судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу.
Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется тремя судьями. С этой целью в судебных коллегиях председателем суда образуются составы суда для разрешения в качестве суда второй инстанции дел. Внутри составов за каждым из судей закрепляется один либо несколько районов. Председатели судебных коллегий назначают председателей каждого из составов, которые в свою очередь распределяют дела для подготовки и рассмотрения между членами данного состава и председательствуют в судебных заседаниях.
Такой порядок распределения дел обеспечивает эффективный надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность судьям областных и Минского городского судов лучше изучать работу районных (городских) судов, поддерживать с ними постоянную связь и систематически оказывать помощь в Выявлении допущенных ошибок и недостатков и их устранении.
В то же время существующая система в отдельных случаях может привести к нарушению независимости судей районных (городских) судов, развитию у них иждивенческих настроений, снижению уровня персональной ответственности при принятии решений. Чтобы этого избежать, следует периодически менять зоны, которые закреплены за судебными составами.
В судебных коллегиях областного и Минского городского судов могут образовываться специализированные составы суда для рассмотрения в кассационном порядке отдельных категорий дел. Однако таковые на практике пока не создавались.
Определения судебных коллегий, вынесенные в результате рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном порядке, вступают в законную силу немедленно и могут быть отменены или изменены только соответствующей надзорной инстанцией.