Состав областного и Минского городского судов

Областной, Минский городской суды состоят из пред­седателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих су­дов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 24 Закона о судоустройстве). Он зависит от объема работы суда, ко­личества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необ­ходимо осуществлять надзор.

Судьей областного, Минского городского судов мо­жет быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образо­вание, не совершивший порочащих его поступков, име­ющий стаж работы в качестве судьи не менее трех лет (ч. 2 ст. 62 Закона о судоустройстве). Судьи областного, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бес­срочно.

Председатель областного, Минского городского су­дов и его заместители назначаются Президентом Респуб­лики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет (ч. 1 ст. 31 Закона о судоустройстве).

Количество народных заседателей для среднего зве­на судебной системы составляет 25 человек на одного судью. Они принимают участие в рассмотрении уголов­ных дел о преступлениях, где мера наказания может быть выше десяти лет лишения свободы, а также по делам несовершеннолетних. Их подбор осуществляется, как и для районных (городских) судов, управлениями юстиции областных и Минского городского исполнитель­ных комитетов сроком на пять лет из числа граждан, постоянно проживающих на территории области или г. Минска, на основании списков избирателей по выбо­рам в местные или высшие органы власти. Списки на­родных заседателей для этих судов утверждаются соот­ветственно областными и Минским городским исполни­тельными комитетами.


31.Судебные коллегии областного и Минского городско­го судов

В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная кол­легия по гражданским делам. Они состоят из председа­теля коллегии, судей и народных заседателей соответ­ствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по пред­ложению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склон­ности каждого из судей.

Количественный состав судебных коллегий по граж­данским делам, как правило, меньший, чем судебных коллегий по уголовным делам. Это объясняется мень­шим объемом работы последних в качестве суда второй инстанции, поскольку многие решения по гражданским делам районных (городских) судов на практике не под­вергаются кассационному обжалованию.

Председатель областного (Минского городского) суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответ­ствующих коллегий и одновременно являются замести­телями председателя суда.

Судебные коллегии действуют в качестве судов пер­вой и второй (кассационной) инстанций.

Так, судебная коллегия по уголовным делам рассмат­ривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Кроме того, она вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное районному (городскому) суду.

Если мера наказания за совершенное преступление превышает десять лет лишения свободы, то дело рас­сматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда. Это председательствующий (председа­тель, его заместитель или судья областного, Минского городского суда) и два народных заседателя. Такой же состав суда рассматривает все уголовные дела о преступ­лениях, совершенных несовершеннолетними.

Судебная коллегия по гражданским делам рассмат­ривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума, об усыновлении иностранными гражданами детей на терри­тории Республики Беларусь и др.

Судебная коллегия по гражданским делам вправе изъять любое гражданское дело из районного (городско­го) суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции.

Рассмотрение всех гражданских дел по первой ин­станции осуществляется судьей единолично.

Приговоры и решения, вынесенные по первой ин­станции судебными коллегиями областного (Минского городского) суда могут быть обжалованы и опротестова­ны в кассационном порядке в Верховный Суд Республи­ки Беларусь:

Судебные коллегии областных и Минского городско­го судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и поста­новления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу.

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществ­ляется тремя судьями. С этой целью в судебных колле­гиях председателем суда образуются составы суда для разрешения в качестве суда второй инстанции дел. Внутри составов за каждым из судей закрепляется один либо несколько рай­онов. Председатели судебных коллегий назначают пред­седателей каждого из составов, которые в свою очередь распределяют дела для подготовки и рассмотрения меж­ду членами данного состава и председательствуют в су­дебных заседаниях.

Такой порядок распределения дел обеспечивает эф­фективный надзор за судебной деятельностью нижестоя­щих судов, дает возможность судьям областных и Мин­ского городского судов лучше изучать работу районных (городских) судов, поддерживать с ними постоянную связь и систематически оказывать помощь в Выявлении допущенных ошибок и недостатков и их устранении.

В то же время существующая система в отдельных случаях может привести к нарушению независимости су­дей районных (городских) судов, развитию у них ижди­венческих настроений, снижению уровня персональной ответственности при принятии решений. Чтобы этого из­бежать, следует периодически менять зоны, которые за­креплены за судебными составами.

В судебных коллегиях областного и Минского город­ского судов могут образовываться специализированные составы суда для рассмотрения в кассационном порядке отдельных категорий дел. Однако таковые на практике пока не создавались.

Определения судебных коллегий, вынесенные в ре­зультате рассмотрения уголовных и гражданских дел в кассационном порядке, вступают в законную силу не­медленно и могут быть отменены или изменены только соответствующей надзорной инстанцией.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: