Содержание принципов судебной власти

Осуществление судебной власти только судами. В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть принадлежит судам. Применительно к уголовным делам это положение конкретизировано в ст. 26 Конституции, которая устанавливает, что «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда». В ст. 5, 28, 59 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей перечислены суды, действующие на территории нашего государства.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону закреплен в ст.ст. 110 и 112 Конституции. Его содержание включает два самостоятельных положения:

• при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан, судей и вышестоящих судов;

• судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами.

Ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей устанавливает систему гарантий данного принципа.

Законность при осуществлении правосудия означает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Подзаконность судебной деятельности обусловлена тем, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и решает дела на основе действующих нормативных правовых актов, a не создает своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц. Гражданско-процессуальное, хозяйственно-процессуальное законодательство подробно регламентируют порядок, процессуальную форму судебного разбирательства и выносимых судом решений.

Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия. Статья 11 Конституции устанавливает, что «правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе». Это положение закреплено в процессуальных кодексах (ч. 1 ст. 24 УПК, ст. 19 ГПК, ст. 19 ХПК).

Сущность его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права. Ст. 8 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей усиливает этот тезис тем, что правосудие в стране осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом.

Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Право граждан и организаций на судебную защиту. Судебная власть составляет основу национальной системы защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека закрепила право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных Конституцией.

Ст. 60 Конституции гарантируется защита прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Это положение детализируется ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, где установлено, что граждане Беларуси имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от незаконных действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц.

Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь. Ст. 62 Конституции закрепила право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользования в любой момент помощью адвокатов и других представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, в организациях, общественных объединениях, в отношениях с должностными лицами и гражданами.

Гласность при осуществлении правосудия. Ст. 114 Конституции гласит: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства».Из этого конституционного положения нетрудно сделать вывод о том, что гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство - это исключение из правила. Кроме того, независимо от рассмотрения дела в открытом или закрытом судебном заседании участвующим в нем физическим и юридическим лицам должна обеспечиваться реализация предоставленных им прав.

В соответствии с ст. 11 Кодекса о судоустройстве и статусе судей не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством.

Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде. В соответствии с действующим законодательством (ст. 113 Конституции, ст. 12 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, ст. 2 Закона о Конституционном суде, ст. 32 УПК, ст. 27, 359 ГПК и ст. 11 ХПК) дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законодательными актами случаях – единолично судьей. Составы судов при рассмотрении тех или иных категорий дел конкретизируются в отраслевом законодательстве.

Принцип презумпции невиновности. Этот принцип сформулирован в ст. 26 Конституции и гласит: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Это принцип нашел свое дальнейшее развитие и закрепление в ст.16 УПК.

Обеспечение в судопроизводстве и делопроизводстве пользования государственными языками. В соответствии со ст. 13 Кодекса о судоустройстве и статусе судей производство и делопроизводство в судах Беларуси ведутся на белорусском или русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на языке, которым они владеют.

Обязательность судебных постановлений и требований судьи. Согласно ст. 14 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательством, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами. Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Назначение и выборность судей. Формирование судейского корпуса - проблема, решение которой тесно связано с обеспечением независимости судей и подчинением их только закону. Конституция (ст. 84, 111), Кодекс о судоустройстве и статусе судей в основу формирования судейского корпуса страны ставят назначение судей (ст. 99).

Судьи районных (городских), межгарнизонных военных судов и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

Судьи хозяйственных судов областей (г. Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

Конституционный Суд формируется в следующем порядке: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь; шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: