Уравнения движения автомобиля при торможении

Пользуясь рис.2.1, можно записать

,

откуда

(2.1.)

где, Rx1 и Rx2 – продольные реакции опорной поверхности, прикладываемые к передним и задним колесам;

Рw – сила лобового аэродинамического сопротивления;

Рj сила инерции;

ma – масса автомобиля.


Реакции Rх 1 и Rх 2 различны в различных случаях торможения.

Торможение, целью которого является максимально быстрая остановка, называется экстренным. Торможение, совершаемое с целью предотвратить ДТП, называется аварийным. На дорогах с высоким коэффициентом сцепления j з = 8…9 м/с2.

Плавное торможение j з = 2,5…3 м/с2 называют служебным. Если конечная скорость при торможении равна нулю, его называют полным, если не равна – частичным.

При экстренном торможении продольные реакции могут достигать значений Rхмакс . Такой случай будем называть торможением с полным использованием сил сцепления.

Рассмотрим этот случай при следующих допущениях: реакции Rх достигают максимального значения одновременно на всех колесах; коэффициенты jх всех колес одинаковые и неизменны за весь процесс торможения.

 
 
Рис. 2.2. Диаграмма фаз торможения автомобиля


При таких допущениях процесс торможения может быть описан графиком зависимости j з = f (t) (рис.2.2), называемым тормозной диаграммой. Начало координат соответствует моменту нажатия на тормозную педаль (начало торможения). На диаграмму для лучшей иллюстративности иногда наносят зависимость V = f (t). При возникновении аварийной ситуации водитель, приняв в результате оценки обстановки решение тормозить, переносит ногу с педали управления подачей топлива на тормозную педаль. Время t рв от момента, когда замечена опасность, до начала торможения называют временем реакции водителя. В зависимости от индивидуальных качеств, квалификации водителя, степени его утомленности, дорожной обстановки и т.п. t рв может изменяться в пределах 0,2…1,5 с. При расчетах принимают среднее значение t рв = 0,8 с.

После начала торможения время t с, называемое временем запаздывания, затрачивается на перемещение элементов тормозного привода на величину зазоров, имеющихся между ними в нерабочем положении, нарастание давления жидкости или воздуха в трубопроводах и рабочих аппаратах гидравлического или пневматического привода до значения, необходимого для преодоления усилий возвратных пружин колодок и перемещения колодок до соприкосновения их фрикционных накладок с тормозными дисками или барабанами. Время t с зависит от типа тормозного привода и тормозных механизмов, а также технического состояния тормозной системы. У технически исправной тормозной системы с гидроприводом и дисковыми тормозными механизмами t с = 0,05…0,07 с, с барабанными тормозными механизмами t с = 0,15…0,20 с, у систем с пневмоприводом t с = 0,2…0,4 с. Время t с возрастает при увеличении зазоров в тормозных механизмах, попадании воздуха в гидропривод, падении давления в ресивере пневмопривода и др.

С момента соприкосновения фрикционных элементов тормозных механизмов реакция Rх, а в результате этого и замедление увеличиваются от 0 до значения, соответствующего установившемуся значению сил, приводящих в действие тормозные механизмы. Время t н, затрачиваемое на этот процесс, называют временем нарастания замедления j з.н. В зависимости от типа автомобиля, состояния дороги, дорожной ситуации, квалификации и состояния водителя, состояния тормозной системы t н может изменяться в пределах 0,05 … 2 с. Оно возрастает с увеличением G а и j х (поскольку увеличиваются разжимные силы в тормозных механизмах, необходимых для создания Rхмакс).

При наличии неисправной тормозной системы (наличие воздуха в гидроприводе, низкое давление воздуха в ресивере пневмопривода, попадание масла и воды на рабочие поверхности фрикционных элементов) значения t н существенно увеличиваются.

В расчетах можно принимать следующие значения t н: 0,05…0,2 с – для легковых автомобилей; 0,05…0,4 с – для грузовых автомобилей с гидроприводом; 0,15…1,5 с – для грузовых автомобилей с пневмоприводом; 0,2…1,3 с – для автобусов.

Время срабатывания тормозного привода tср = t с + tн.

Переменное значение j з на участке t уст условно заменяют средним и считают установившимся, взяв за начало отсчета (t = 0) момент прекращения увеличения усилия на педаль.

Поэтому t уст называют временем установившегося замедления.

Время t р от начала отпускания тормозной педали до возникновения зазоров между фрикционными элементами называют временем растормаживания.

Таблица 2.3

Время для разных тормозных систем

Время запаздывания, t с, с Время нарастания t н, с
с гидро-приводом и дисковыми тормозными механизмами с барабанными тормозными механизмами с пневмо-приводом для легковых а/м для грузовых а/м с гидропри-водом для грузовых а/м с пневмо-приводом
0,05…0,07 0,15…0,20 0,2…0,4 0,05…0,2 0,05…0,4 0,15…1,5

Обозначив пути, проходимые автомобилем за время t с, t н, t уст соответственно S тс, S тн, S т.уст, можно записать:

Sт = S тс + S тн + S т.уст. (2.2.)

Путь S тс получают по формуле:

, (2.3.)

где S тс - путь за время запаздывания, м;

V 0 - начальная скорость торможения, км/ч;

t с - время запаздывания, с.

Путь S тн получают по формуле:

, (2.4.)

где S тн - путь за время нарастания торможения, м;

t н - время нарастания торможения, с;

j уст - установившееся ускорение, м/с2.

Скорость V 0уст, соответствующую началу движения с j уст найдем по формуле:

, (2.5.)

где V 0уст - скорость при установившемся ускорении, м/ч.

Путь S т.уст получают по формуле:

, (2.6.)

где S т.уст - путь за время установившегося ускорения, м.

Зависимость V = f (t) на тормозной диаграмме описывается следующими отрезками: на участке t с прямой, параллельной оси абсцисс, на участке t н – квадратичной параболой, на участке t уст – прямой с угловым коэффициентом равным j уст, поскольку .

       
 
 
   
Рис. 2.3. Диаграмма тормозного пути



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: