2.1. Выбор основных параметров.
Основными параметрами являются: наружный D и внутренний d диаметры фрикционных накладок ведомых дисков; коэффициент запаса сцепления β; нажимное усилие пружин ; расчётный коэффициент трения μ; число и жёсткость нажимных пружин; давление q на фрикционные накладки; число ведомых дисков .
Статический момент трения сцепления:
(3.1.)
где – усилие на нажимной диск;
– коэффициент запаса сцепления;
z – число поверхностей трения (z=2 для однодискового и z=4 для двухдискового сцепления;
– коэффициент трения (зависит от ряда факторов: параметров фрикционных материалов, состояния и относительной скорости скольжения поверхности трения, давления температуры и составляет );
– максимальный момент двигателя;
– средний радиус трения.
Средний радиус трения с достаточной точностью можно определить из выражения
(3.2.)
где D – наружный диаметр фрикционной накладки;
d – внутренний диаметр фрикционной накладки.
Усилие на нажимной диск:
(3.3.)
где – рабочее усилие одной пружины (обычно усилие, развиваемое одной пружиной, выбирают не более 100 кг);
– число нажимных пружин, которое выбирают по конструктивным соображениям.
Коэффициент запаса сцепления β – это отношение статического момента трения к максимальному моменту двигателя .
Значение β выбирают с учетом неизбежного изменения (уменьшения) коэффициента трения μ накладок в процессе эксплуатации, усадки нажимных пружин, наличия регулировки нажимного усилия, числа ведомых дисков. Уменьшение β составляет: вследствие усадки пружин 8–10%; вследствие износа накладок 15%, суммарное уменьшение β равно 25 %.
(3.4.)
где – статический момент трения сцепления;
– максимальный момент двигателя.
Давление на фрикционные накладки:
(3.5.)
где – усилие на нажимной диск;
– постоянная величина ();
D – наружный диаметр фрикционной накладки;
d – внутренний диаметр фрикционной накладки.
Число пар трения:
(3.6.)
где – максимальный момент двигателя;
– коэффициент запаса сцепления;
– постоянная величина ();
– коэффициент трения (зависит от ряда факторов: параметров фрикционных материалов, состояния и относительной скорости скольжения поверхности трения, давления температуры и составляет );
q – давление на фрикционные накладки;
D – наружный диаметр фрикционной накладки;
d – внутренний диаметр фрикционной накладки.
2.2. Расчёт показателей нагруженности.
К показателям нагруженности относят удельную работу буксования и нагрев ведущего диска при трогании автомобиля с места.
Удельная работа буксования:
(3.7.)
где – работа буксования;
– постоянная величина ();
– число пар трения;
D – наружный диаметр фрикционной накладки;
d – внутренний диаметр фрикционной накладки.
Средняя температура ведущего диска:
Расчет ведущего диска на нагрев заключается в определении повышения средней температуры ведущего диска Δt. Принимают, что теплопередача в окружающую среду отсутствует и вся работа буксования идет на нагрев деталей:
; (3.8.)
где γ = 0,5 для однодискового сцепления, γ = 0,25 для нажимного и
γ = 0,5 для промежуточного дисков двухдискового сцепления;
– работа буксования;
mн – масса диска, кг;
с – удельная массовая теплоемкость чугуна (стали) (с=481,5 Дж/(кг°С).
2.3. Расчёт деталей сцепления.
Нажимное усилие одной витой пружины:
(3.9.)
где – суммарное усилие пружин сцепления;
– число нажимных пружин;
– усилие на нажимной диск.
Суммарное усилие оттяжных и отжимных пружин сцепления:
(3.10.)
где – усилие на нажимной диск.
Максимальное усилие одной витой пружины:
(3.11.)
где – нажимное усилие одной витой пружины;
– жёсткость пружины;
– ход нажимного диска.
Ход поршня должен обеспечивать полное выключение сцепления. Зазор между поверхностями трения принимают для однодисковых сцеплений 0,75—1,0 мм и для двухдисковых 0,6—0,7 мм.
Таким образом, у однодисковых мм, у двухдисковых мм.)
Жёсткость пружины по возможности принимают минимальной, чтобы износ накладок меньше сказывался на изменении момента трения сцепления, Ее можно определить из условия обеспечения минимального коэффициента запаса сцепления
(3.12.)
где – нажимное усилие одной витой пружины;
– минимального коэффициента запаса сцепления;
– коэффициент запаса сцепления;
– величина износа накладок.
Величина износа накладок:
(8.13.)
где δ –толщина накладок.
Отжимные рычаги предназначены для включения и выключения сцепления. Их конструкция должна обеспечивать минимальное трение в шарнирах при высоких передаточном числе и жесткости. Обычно равномерно по окружности устанавливаются три-пять рычагов.
Отжимные рычаги рассчитывают по напряжениям изгиба. Изгибающий момент от действия силы, приложенной на концах рычагов, вызывает напряжение изгиба:
(3.14.)
где – усилие пружин сцеплеия при выключении;
l – расстояние до опасного сечения;
– передаточное число рычага;
– число рычагов;
– момент сопротивления изгибу.