В этом разделе мы, наконец, можем позволить себе сформулировать одно
очень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из нашего
исследования феномена самоактуализации, и акцентировать на нем ваше
внимание. По ходу этой главы, как и в предшествующих главах, я несколько раз
упоминал о том, что разнообразные понятия и феномены, которые принято
считать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле,
им'навязано это противостояние и навязано оно именно искаженным
представлением о них нездоровых людей, людей, не достигших уровня
самоактуализации. Самоактуализированный индивидуум изжил в себе эти
дихотомии, преодолел атомизм, объединил частности в общее, поднялся на
уровень наджитейской целостности. И все-таки мне хочется отослать вас за
подробной аргументацией к другим работам (82).
Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум,
инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видит
здесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одном
и том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желания
самоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.
Перефразируя известное изречение Блаженного Августина: "Люби Господа и
поступай, как знаешь", можно сказать так: "Будь здоров и доверяй своей
природе".
В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии
"эгоизм?альтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно к
эгоистичен, и альтруистичен (312). Его жизнь одновременно и духовна, и
низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать
для него дорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не отменяет для него
удовольствия, работа не мешает игре,? напротив, обязанность становится
удовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельно
исполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если,
как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться в
человеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Если
зрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли уж
велика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные люди
оказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором между
духовной жизнью и жизнью животной?
Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к таким
дихотомиям, как доброта?жестокость, конкретность?абстрактность,
приятие?отвержение, индивидуальное?общественное, конформизм?нонконформизм,
отчуждение?идентификация, серьезность?юмор, дионисизм?аполлинизм,
интраверсия?экстраверсия, увлеченность?небрежность,
серьезность?фривольность, конвенционализм?неэависомость, мистика?реальность,
активность?пассивность, мужественность?женственность, вожделение?любовь,
Эрос?Дгапэ и по отношению к прочим дихотомиям. Невротический антагонизм
между Ид, Это и Супер-эго у этих людей преодолен, он трансформирован в
отношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостна
и едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивные
процессы существуют в неразрывном, организмическом, анти-аристотелевском
единстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полном
согласии с низким, животным началом, в результате чего то, что прежде было
дилеммой, становится единством, новой сущностью или, как это ни
парадоксально, перестает быть дилеммой. Если мы знаем, что противоборство
между мужским и женским началом? это не что иное, как признак незрелости,
ущербности, отклонения от роста и развития, то надо ли делать выбор между
этими двумя крайностями? Разве возможен сознательный выбор в пользу
патологии? Если мы понимаем, что здоровая женщина воплощает в себе и
добродетели, и пороки, то стоит ли выбирать между добродетельной женщиной и
женщиной порочной?
Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистического
человека не количественные, а качественные различия; они настолько
кардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Я
убежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью,
патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербную
психологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человеке
должно стать изучение самоактуализированной личности.