Самоактуализация и преодоление дихотомий

В этом разделе мы, наконец, можем позволить себе сформулировать одно

очень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из нашего

исследования феномена самоактуализации, и акцентировать на нем ваше

внимание. По ходу этой главы, как и в предшествующих главах, я несколько раз

упоминал о том, что разнообразные понятия и феномены, которые принято

считать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле,

им'навязано это противостояние и навязано оно именно искаженным

представлением о них нездоровых людей, людей, не достигших уровня

самоактуализации. Самоактуализированный индивидуум изжил в себе эти

дихотомии, преодолел атомизм, объединил частности в общее, поднялся на

уровень наджитейской целостности. И все-таки мне хочется отослать вас за

подробной аргументацией к другим работам (82).

Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум,

инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видит

здесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одном

и том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желания

самоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.

Перефразируя известное изречение Блаженного Августина: "Люби Господа и

поступай, как знаешь", можно сказать так: "Будь здоров и доверяй своей

природе".

В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии

"эгоизм?альтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно к

эгоистичен, и альтруистичен (312). Его жизнь одновременно и духовна, и

низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать

для него дорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не отменяет для него

удовольствия, работа не мешает игре,? напротив, обязанность становится

удовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельно

исполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если,

как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться в

человеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Если

зрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли уж

велика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные люди

оказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором между

духовной жизнью и жизнью животной?

Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к таким

дихотомиям, как доброта?жестокость, конкретность?абстрактность,

приятие?отвержение, индивидуальное?общественное, конформизм?нонконформизм,

отчуждение?идентификация, серьезность?юмор, дионисизм?аполлинизм,

интраверсия?экстраверсия, увлеченность?небрежность,

серьезность?фривольность, конвенционализм?неэависомость, мистика?реальность,

активность?пассивность, мужественность?женственность, вожделение?любовь,

Эрос?Дгапэ и по отношению к прочим дихотомиям. Невротический антагонизм

между Ид, Это и Супер-эго у этих людей преодолен, он трансформирован в

отношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостна

и едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивные

процессы существуют в неразрывном, организмическом, анти-аристотелевском

единстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полном

согласии с низким, животным началом, в результате чего то, что прежде было

дилеммой, становится единством, новой сущностью или, как это ни

парадоксально, перестает быть дилеммой. Если мы знаем, что противоборство

между мужским и женским началом? это не что иное, как признак незрелости,

ущербности, отклонения от роста и развития, то надо ли делать выбор между

этими двумя крайностями? Разве возможен сознательный выбор в пользу

патологии? Если мы понимаем, что здоровая женщина воплощает в себе и

добродетели, и пороки, то стоит ли выбирать между добродетельной женщиной и

женщиной порочной?

Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистического

человека не количественные, а качественные различия; они настолько

кардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Я

убежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью,

патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербную

психологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человеке

должно стать изучение самоактуализированной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: