Классификация нотных изданий

Разработка классификации нотных изданий является важной теоретической и практической задачей. Их специфика требует создания многоаспектной системы классификации, отражающей их видовые особенности.

Нотные издания предназначены для исполнения или изучения музыкальных произведений.

По функциональному назначению все нотные издания делятся на три вида: научные, учебные, концертные.

Научные нотные издания предназначены для научно-исследовательской работы, однако широко используются и для исполнения специалистами и студентами высших учебных заведений. Их изданию предшествует большая текстологическая работа: произведения, входящие в данный сборник, сверяются с автографами, предыдущими изданиями для исправления возможных неточностей, восстановления оригинального текста, с максимальной точностью передающего творческие замыслы композитора. В научном издании приводятся фрагменты вариантов, отражающие процесс работы автора над произведением. Издание снабжается научным аппаратом: комментариями, списками, указателями.

Группу учебных нотных изданий составляют издания школ игры на различных музыкальных инструментах, хрестоматий, диктантов, упражнений, этюдов, вокализов, гамм, арпеджио, самоучителей и т. п.

Все издания музыкальных произведений, написанных для исполнения перед аудиторией, относятся к концертным. Они не имеют комментариев, не содержат научного аппарата. Указания и пояснения в них касаются, в основном, исполнительской техники. Отдельные вокализы или этюды, написанные композитором в качестве упражнений, приобретают самостоятельное художественное значение и расцениваются не как упражнения, а как отдельные музыкальные произведения для концертного исполнения, например, этюды Листа, Паганини, Рахманинова, Шопена. Концертные издания могут быть использованы исполнителями, педагогами для отработки технических приемов, развития беглости, гибкости пальцев и т. п.

В соответствии с читательским адресом или практическим использованием все нотные издания подразделяются на следующие группы: для учащихся музыкальных учебных заведений (школ, училищ, консерваторий); для специалистов (педагогов, музыковедов, композиторов, дирижеров, исполнителей-профессионалов); для любителей (в том числе участников художественной самодеятельности).

По характеру исполнения музыкальных произведений все нотные издания подразделяются на издания сценических, инструментальных, вокально-хоровых произведений, а также смешанные издания.

Группу сценических произведений составляют издания тех музыкальных произведений, которые предназначены для исполнения в театре. Они представляют собой синтетический жанр искусства, объединяющий драму, музыку, танец. Этот жанр включает оперы (героические, лирические, комические, бытовые и др.) и музыкальные драмы: оперетты, музыкальные комедии, мюзиклы, а также балеты.

Произведения инструментальной музыки составляют три большие подгруппы нотных изданий:

а) издания произведений для оркестра (симфонического, камерного, эстрадного, духового, народных инструментов); в жанровом отношении эти издания представлены симфониями, концертами, увертюрами, поэмами, симфоническими картинами, пьесами-миниатюрами;

б) издания камерных произведений. К ним относятся сонаты, произведения для ансамблей (камерного, эстрадного, духового, народных инструментов), которые в свою очередь подразделяются на ансамбли (дуэты, трио, квартеты и др.) и пьесы для ансамблей;

в) издания произведений для отдельных инструментов: фортепиано (органа, клавесина), народных инструментов и инструментов симфонического оркестра; они могут быть написаны в жанре фантазий, рапсодий, вариаций, полифонических пьес (токката, прелюдия и фуга), пьес-миниатюр, танцев, маршей, этюдов и т. п.

Группу изданий вокально-хоровых произведений составляют следующие разновидности: издания вокально-симфонических произведений — кантат, ораторий, вокально-симфонических циклов; издания произведений для хора или голоса, они подразделяются на народные (песни, частушки), профессиональные, авторские, камерные, вокальные произведения, эстрадные и массовые песни.

Смешанные издания содержат музыкальные произведения разных жанров и различные по характеру исполнения. Это авторские нетематические и тематические сборники.

По характеру изложения или записи все издания музыкальных произведений подразделяются на партитуры и дирекционы, оркестровые голоса, клавиры, запись голоса или инструмента соло, запись произведений для голоса с сопровождением фортепиано (баяна, гитары).

Партитура (итал. partitura — разделение, распределение)— нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра, хора, камерного ансамбля и т. п., в которой сведены партии всех отдельных голосов (инструментов).

Партия — часть оркестрового, хорового или оперного произведения, исполняемая отдельным голосом (певцом или инструментом).

Нотные знаки в партитуре располагаются построчно, на каждой строке записана партия одного инструмента таким образом, что, взглянув на страницу с нотным текстом, можно в каждый отдельный момент прочитать голос (партию) каждого отдельного инструмента и звучание всего оркестра в целом.

Все партии в партитуре одна за другой даны в определенном порядке и объединяются общей — целой или прерывистой — тактовой чертой, чтобы наглядно представить координацию во времени всех голосов (инструментов) в произведении.

Партитуры бывают оркестровые, оперные, балетные, камерные, вокально-хоровые.

Главный принцип построения современной партитуры: высокие по диапазону голоса располагаются вверху, а низкие — внизу. Например, в партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), медные духовые (валторны, трубы, тромбоны, тубы), партии литавр и ударных, арф, челесты, фортепиано, органа, а затем смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Партии арф, фортепиано, органа, челесты обводятся специальными фигурными скобками — акколадами, а остальные группы — прямыми акколадами. Порядок хоровой партитуры сверху вниз: сопрано, альты, тенора, басы; порядок партитуры струнного квартета: первая, вторая скрипка, альт, виолончель и т. п.

Партитурой, в основном, пользуются дирижеры, а также музыковеды и учащиеся при изучении музыкального произведения. Она возникла не сразу. В эпоху позднего средневековья и Возрождения партитур не было. Хор пел мадригал по так называемой хоровой книге. Это была (одна на всех певцов) довольно большая и увесистая написанная на пергаменте книга с широкими страницами, где на развороте очень крупно (чтобы все видели) изображались ноты для всех голосов, но не друг над другом, как в современной партитуре, а порознь. Именно на развороте хоровой книги изображались одни и те же такты музыки, и писавший ее композитор мог согласовать движение голосов. Около 1500 г. появился и другой способ записи многоголосной музыки — композиторская доска, обтянутая пергаментом или ослиной кожей, с вырезанными (вытесненными) нотными линейками. Композитор записывал на ней отрывок из сочинения — все голоса сразу на особом десятилинейном нотном стане — и видел одновременную картину всего многоголосного целого. Когда отрывок был готов, он переносил его в голоса, затем стирал написанное и принимался за следующий отрывок. Естественно, такой способ не мог стать универсальным средством записи, и с развитием и усложнением музыки появилась необходимость в таком способе распространения произведений, где все было бы вполне наглядно. Этому и стала служить партитура, впервые изданная в Венеции в 1577 г. Вскоре партитурная запись стала господствующей в музыке всех стран мира.

Те же произведения могут быть изданы в форме оркестровых голосов (партий), т. е. комплекта отдельных тетрадей, содержащих партии участвующих инструментов.

Дирекцией (лат. directio — направление) — переложение данного музыкального произведения для оркестра меньшего состава, сокращенная и упрощенная партитура, в которой все голоса вписаны в реальном звучании (независимо от строя инструмента) на 3—4 нотных станах. Это, как правило, дополнительный нотный стан над какой-либо оркестровой партией, содержащий основные мелодические голоса других партий. Он позволяет разучивать партию и исполнять сочинение без дирижера. В виде дирекционов издаются небольшие пьесы для духовых или эстрадных оркестров.

Клавир (нем. Klavier — фортепиано и Auszug — извлечение) — переложение партитуры любого оригинального сценического или вокально-симфонического произведения для пения с сопровождением фортепиано или только для фортепиано.

Клавирная запись всегда носит схематический характер, так как аккомпанирующий инструмент, воспроизведя мелодию, гармонию, не может передать всех оттенков художественных интонаций, составляющих самую суть музыки.

Запись произведения для голоса или инструмента соло имеет форму отдельно изданной партии. Существует также группа изданий, предназначенных для солирующего инструмента с сопровождением фортепиано. Запись в таком издании осуществляется следующим образом: на странице располагается нотная строка с партией солирующего инструмента, а под ней — партия сопровождения. Помимо этого, издания снабжаются вкладышем с отдельной записью партии солирующего инструмента. Вкладышем пользуется солист, а основным изданием — аккомпаниатор.

По своей структуре нотные издания подразделяются на моноиздания (одно законченное произведение) и сборники (ряд произведений одного или нескольких авторов).

Часть наиболее значительных произведений одного автора, отобранных по определенному принципу (хронология, жанр, тема, авторская воля), объединяются в избранные сочинения. Все произведения одного автора или их значительная часть объединяются обычно в собрание сочинений, где они располагаются по жанрам, а внутри жанров в хронологическом порядке — по датам их написания.

По материальной конструкции все нотные издания делятся на книжные и комплексные (простые и сложные). Большинство нот выпускается в виде книжных изданий. Нотные издания выходят однотомными, многотомными и сериальными изданиями, а также в виде отдельных музыкальных сочинений, опубликованных в книгах, журналах, газетах и т. д. Книжные издания имеют некоторые различия в оформлении. Многотомные издания, собрания сочинений, моноиздания и сборники, в основном содержащие партитуры и клавиры музыкальных произведений, выходят в переплетах. Большая часть нотных изданий выходит в обложках, в частности, небольшие моноиздания и сборники.

В форме простых комплектных изданий (т. е. комплектов тетрадей) выпускаются оркестровые голоса, содержащие партии отдельных инструментов. Сложный комплект состоит из партитуры (изданной в отдельной обложке в виде книжного издания) и голосов (т. е. отдельных тетрадей с партиями участвующих инструментов), заключенных в общий футляр или суперобложку. В форме сложного комплекта издаются произведения для камерных ансамблей с участием фортепиано, для духовых и эстрадных оркестров и ансамблей среднего формата и т. д. К этой группе относятся издания музыкальных произведений для различных инструментов с сопровождением фортепиано.

Особую ценность представляют факсимильные издания. Являясь точным воспроизведением автографа композитора, факсимиле позволяет познакомиться с его творческой лабораторией, проследить важнейшие этапы работы автора над произведением.

К внутренним (конструктивным) элементам нотных изданий, передающим их содержание, относятся: нотный текст, сведения перед нотным текстом (словесный текст), научно-вспомогательный аппарат (предисловие, введение, комментарии, послесловие, библиографическая справка, библиографические списки, указатели, словари, другие справочные материалы), оглавление, приложение к нотному изданию, издательская аннотация.

К внешним (композиционным) элементам нотного издания относятся: книжный блок, титул, совмещенный титул, оборот титула, обложка (иногда переплет), контртитул, авантитул, шмуцтитул, суперобложка, выходные и выпускные данные, тираж, цена.

К основным реквизитам нотных изданий, т. е. к обязательным данным о документе относятся: сведения об авторе и других лицах, участвовавших в создании издания; заглавие (название) издания; надзаголовочные, подзаголовочные и выходные данные; аннотация на нотное издание; комплексный книготорговый индекс-шрифт; знак охраны авторского права; выпускные данные.

Сведения об авторах. Имя композитора приводят на титуле и повторяют над выпускными данными в полной форме. Имя автора обработки или переложения приводят со словами, определяющими характер проделанной работы, на титульном листе в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными. Имя автора литературного текста указывают на титуле в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными.

Сведения о составителях. Имя составителя, который является автором обработки или переложения всех произведений, включенных в сборник, приводят со словами, определяющими характер проделанной работы, на титуле в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными.

Название литературного произведения, если оно отличается от названия музыкального, включенного в издание, наряду со сведениями о его авторах и указанием литературного жанра приводят на титульном листе в подзаголовочных данных и повторяют в полной форме над выпускными данными.

Подзаголовочные данные включают следующие сведения: о музыкальном жанре, музыкальной форме, виде музыки, тональности; о средствах исполнения; о количестве актов, действий, картин, частей произведения, включенном в издание; о характере авторской работы или новом варианте, версии; о классе или курсе специальных музыкальных учреждений, для которых предназначено издание; о форме изложения нотного текста; номер тематического указателя.

Аннотацию на нотное издание приводят на языке текста издания и украинском языке на обороте титульного листа или на второй странице обложки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: