Учет процесса снабжения

Для обеспечения нормальной и бесперебойной работы производственного предприятия необходимо заготовить раз­личные материалы, сырье, топливо и другие предметы тру­да. Для их приобретения заключаются договора с поставщи­ками на поставку сырья и материалов. Перед бухгалтерским учетом процесса снабжения стоят следующие задачи:

■ правильное и своевременное определение объема заго­товляемых материалов;

■ выявление возможных потерь при доставке сырья и ма­териалов;

■ правильное определение фактической себестоимости материалов;

■ своевременность расчетов с поставщиками и т.д.

В производственных предприятиях применяется ряд по­казателей, характеризующих его работу:

■ себестоимость готовой продукции;

■ объем выработанной готовой продукции;

■ объем реализации продукции;

■ прибыль.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-произ­водственных запасов» материалы принимаются к бухгалтер­скому учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость заготовляемых материаль­ных ресурсов складывается из двух элементов: покупной сто­имости и транспортно-заготовительных расходов.

В фактические затраты на приобретение материально- производственных запасов включаются:

§ суммы, уплачиваемые в соответствии с договором по­ставщику;

§ суммы, уплачиваемые организациям за информацион­ные и консультационные услуги, связанные с приобре­тением материально-производственных запасов;

§ таможенные пошлины;

§ невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приоб­ретением единицы материально-производственных запа­сов;

§ вознаграждения, уплачиваемые посреднической органи­зации;

§ затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

§ затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, пригодного к использованию (затраты по подработке, сортировке, фасовке и улучше­нию технических характеристик материалов, не связан­ные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг);

§ иные затраты, непосредственно связанные с приобрете­нием материально-производственных запасов

Затраты по заготовке и доставке материально-производ­ственных запасов (транспортно-заготовительные расходы) включают:

§ расходы на транспортировку и доставку материалов от поставщиков до склада производственного предприятия железнодорожным, автомобильным, водным транспор­том;

§ расходы по погрузке и выгрузке материалов;

§ потери материалов в пути в результате естественной убыли;

§ расходы на хранение материалов на складе;

§ оплату процентов поставщикам за предоставление кре­дита на оплату (коммерческий кредит);

§ комиссионные вознаграждения, уплаченные снабжен­ческим организациям, банкам, внешнеэкономическим организациям;

§ таможенные пошлины и сборы и другие расходы, свя­занные с заготовлением материалов.

На основании первичных документов (счета-фактуры, накладные, приходные ордера, акты о приемке материалов, платежные поручения, платежные требования, товарно-транспортные и железнодорожные накладные, специфика­ции, упаковочные листы и т.д.) бухгалтер отражает поступ­ление материалов. В Плане счетов бухгалтерского учета для учета производственных запасов предусмотрены следующие счета:

№ 10 «Материалы»;

№ 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

№ 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей».

На счете № 10 «Материалы» отражается стоимость ма­териалов по фактической себестоимости:

Дт Кт Сумма
    - на покупную стоимость
    - на сумму НДС

Если в счет поставщика были включены транспортные расходы то:

Дт Кт Сумма
    - на сумму транспортных расходов
    - на сумму НДС по транспортным расходам

Приобретение материалов из подотчетных сумм отража­ется:

Дт Кт Сумма
    - на покупную стоимость

Такой же проводкой отражаются расходы по доставке, оплаченные из подотчетных сумм.

Если при погрузке и выгрузке материалов была начис­лена заработная плата работникам несписочного состава, то суммы ее включаются в фактическую себестоимость матери­алов и отражаются:

Дт Кт Сумма
    - начислена заработная плата за погрузочно-разгрузочные работы, связанные с приобретением материалов

Отчисления во внебюджетные фонды с суммы начис­ленной заработной платы отражаются:

Дт Кт Сумма
  69-1 - произведены отчисления в Фонд социального страхования
  69-2 - произведены отчисления в Пенсионный фонд
  69-3 - произведены отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования

Начисление различным организациям за информацион­ные и консультационные услуги, связанные с приобретени­ем материалов, отражаются:

Дт Кт Сумма
    - на стоимость услуг
    - на сумму НДС

Учет поступления материалов может вестись также с применением счета № 15 «Заготовление и приобретение ма­териальных ценностей». Отклонения в стоимости материаль­ных ценностей учитываются на счете № 16.

Материалы на предприятии, как правило, учитываются по твердым ценам:

§ по плановым ценам

§ по нормативным ценам;

§ по средним покупным ценам.

В том случае, когда организация, согласно Приказу об учетной политике, применяет счет № 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», все затраты по при­обретению материалов будут отражаться:

Дт Кт Сумма
    - закуплены материалы у поставщиков по покупной стоимости без НДС
    - отражается НДС по приобретению материалов
    - начислены транспортные расходы по доставке материалов
    - начислен НДС по транспортно-заготовительным расходам
    - начислено сторонним организациям за услуги, связанные с приобретением материалов
    - начислен НДС по различным услугам
    - начислена заработная плата нештатным работникам за погрузочно-разгрузочные работы, связанные с приобретением материалов
  69-1 - произведены отчисления в Фонд социального страхования от суммы начисленной заработной платы
  69-2 - произведены отчисления в Пенсионный фонд
  69-3 - произведены отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования

После того как на счете № 15 «Заготовление и приоб­ретение материальных ценностей» будут собраны все затра­ты, необходимо сравнить учетную стоимость материалов и их фактическую стоимость. Регулирование стоимости про­изводится с помощью счета № 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Если учетная стоимость материалов выше, чем покуп­ная, то производится дооценка до учетной стоимости:

Дт Кт Сумма
    - на сумму дооценки

Если учетная стоимость материалов ниже, чем покуп­ная, то составляется красная (сторнировочная) запись, ко­торая при отсутствии красных чернил берется в рамочку:

Дт Кт Сумма
    - на сумму разницы между учетной и покупной стоимостью

Оприходование заготовленных материалов отражается:

Дт Кт Сумма
    - на сумму израсходованных материалов



double arrow
Сейчас читают про: