Салическая Правда

(Lex Salica, Saliga, Salega, pactus legis Salicae) - одна из древнейших и наиболее важная из варварских правд; возникла среди С. франков (см. Франки). Она дошла до нас в многочисленных рукописях, которые можно разбить на 4 группы. Первая группа содержит древнейший текст, в 65 статей; вторая - тот же основной текст, но уже с явными влияниями христианских представлений (запрещение брака между свойственниками, наказания за преступления против церкви, за убийство духовных лиц и т. п.). Третья дает сокращенный тeкст, в двух отделах, из которых первый содержит мальбергическую глоссу (см. ниже). Четвертая, позднейшей, Каролингской эпохи - исправленный, неглоссированный текст в 70 статей; рукописи этой группы наиболее многочисленны. Есть еще пятая группа (так наз. "герольдовский" текст), компилятивная. Первоначальный текст до нас не дошел, но мы знаем, что он терпел изменения и исправления в руках переписчиков (I группа).

Когда собралось достаточное количество исправленных рукописей, явилась потребность объединить их (II группа и герольдовский текст; конец VI в.). Подобный же, теперь утраченный текст послужил основанием глоссированному - III группа, при Пипине - исправленному (emendata; IV группа, нач. царств. Карла Вел.). Вследствие крайнего разнообразия рукописей восстановление первоначального текста очень трудно. О времени возникновения С. Правды до сих пор идут споры. Все согласны, что она явилась до смерти Хлодвига (511), но дальше начинаются разногласия. По вопросу о времени появления древнейших узаконений мы принуждены вращаться в области гаданий; вопрос о времени появления древнейшего текста поддается приблизительному разрешению. Подспорьем при этом служит самый текст.

В статье 46-ой упоминается Луара; если только это не позднейшая глосса, что маловероятно, то С. Правда не могла возникнуть раньше войны Хлодвига с вестготами (507); это подтверждается и следами вестготского влияния на С. Правду. Во многих статьях идет речь о сильной королевской власти, что не могло бы быть до основания королевства; затем новая монетная система со счетом на солид, равный 40 денариям, устраняет возможность более раннего происхождения, потому что такого соотношения не было, по-видимому, до 481 г. Виноград, о котором у поминается в С. Правде, не рос в С. земле даже в середине VI в., между тем как в стране по Мозелю - в завоеванной в 486 г. области Сиагрия - он уже обрабатывался в IV в. Таким образом, возникновение памятника приходится отнести к самому началу VI в., между 507 и 5 11 гг.

О способе составления С. Правды говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях (per tres mallos), в разных местах (чтобы высказалось по возможности большинство), после тщательного обсуждения установили нормы С. Правды. К С. правде относятся также капитулярии, числом семь, вносящие в нее более или менее существенные дополнения. Первые четыре возникли, по-видимому, до 568 г., пятый и шестой - после 575 г., седьмой - при Людовике Благочестивом (819). Источниками С. Правды послужили главным образом обычно-правовые нормы, господствовавшие в различных разветвлениях племени салических франков и уже сделавшиеся обязательными; название pactus (договор) указывает именно на ее объединяющий характер.

Но так как она была вызвана к жизни определенным актом, то ее составители воспользовались случаем включить в нее постановления, незнакомые обычному праву салиев и отчасти заимствованные из других, более древних племенных правд, напр. из вестготской, отчасти вновь созданных из юридического материала, не успевшего еще приобрести обязательного характера. В Правде есть план, крайне примитивный, но все-таки указывающий на попытку дать нечто цельное. Первая часть говорит о штрафах; ей предпослана статья о вызове в суд, так как с этого акта начинается судебная процедура. Вторая часть содержит постановления о судебном производстве, о штрафах за оскорбление начальства, о правах и обязанностях, вытекающих из семейных отношений. Римское влияние прежде всего отразилось на языке С.

Правды, хотя трудно себе представить что-нибудь менее похожее на язык римских классиков; это настоящая варварская латынь, не признающая ни этимологии, ни синтаксиса, уснащенная германизмами и германскими словами; некоторые места до сих пор толкуются различно, для облегчения понимания Правды составители включили в латинский текст во всех наиболее существенных местах франкскую, так назыв. мальборгическую, глоссу. В тексте она большей частью обозначается знаком Malb., что значит in mallobero (malbergo), т. е. на судебном заседании, точнее - на языке, употребляемом в судебном заседании, на судебном или франкском языке (Зом). Сферой действия С. Правды, насколько можно судить по имеющимся данным, были области Турнэ в Камбре, земли к северу от них (Carbonaria Салической Правды) и страна по Мозелю, часть которой, с Суассоном, была завоевана в 486 г.

К северу от Carbonaria и по Атлантическому прибрежью она не имела силы. В королевстве Хлодвига она была общегосударственным законом. Нигде не отражаются с такой яркостью результаты слияния римского элемента с германским, как в варварских правдах, и ни одна из них не дает в этом отношении больше материала, чем С. правда. Из нее видно, как в политических отношениях племенное начало постепенно вытесняется государственным, стремящимся к централизации и заменяющим выборных должностных лиц назначенными, а в социальных отношениях разлагается родовой строй, о котором в С. Правде свидетельствуют лишь переживания (кровавая месть, соприсяжничество, родовая собственность). Самые переживания исчезают при дальнейшем развитии законодательства. Кровавая месть вытесняется системой композиций, родовая собственность - индивидуальной. В экономических отношениях общинный принцип постепенно исчезает перед поместным.

Только процесс сохраняет больше германских элементов, да и тот принимает в себя некоторые чуждые ему представления от церкви и королевской власти (см. Франки и Франкское право). В истории права С. Правда сыграла громадную роль. Ее влияние испытали уже ближайшие к ней хронологически варварские правды. Больше других отразила его Рипуарская Правда, несколько меньше - Баварская и другие. К исходу IX в. С. Правда стала приобретать значение франкского закона по преимуществу, а в XI в. она уже вытеснила нормы всех других правд, кроме разве Лангобардской. Это объясняется тем, что она лучше других выражала юридические представления эпохи и имела за себя могущественный авторитет каролингской монархии. Ей пришлось вынести трудную борьбу с так назыв. персональным принципом, по которому человек, даже находящийся вне своей племенной родины, жил по тому праву, под действием которого родился. С. право еще не знает этого принципа, но уже в ближайшей к С.

Правде - Рипуарской - он выражен вполне определенно. Исключения составляли только права славянское и еврейское. По всей вероятности, персональный принцип возник в интересах салических франков, чтобы гарантировать им пользование своим правом на чужбине. Идеологам королевской власти этот принцип был очень не по вкусу: уже при Карле Вел. возникла, как рассказывает биограф императора Эгинард, мысль о внесении единства в право, а при Людовике Благочестивом Агобард, епископ Лионский, очень определенно требовал объединения всех племенных правд в общее имперское право. Партикуляризм, поддерживаемый персональным принципом, стоял поперек дороги централистическим стремлениям империи, никогда не перестававшей думать о единстве права. Могучим орудием его были капитулярии, построенные на принципах преимущественно С. права. В XI в. юридическому обиходу знакомы уже всего три права - римское, лангобардское и франкское, причем под последним понимается главным образом салическое. С. право и римское право легли в основу развития всего последующего германского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: