- Источники хозяйственного права в зависимости от юридической силы.
Источники хозяйственного права - это юридические акты различных госорганов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
акты федеральных органов;
акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления;
акты органов бывшего СССР;
международные акты.! Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Феде
рации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а) Конституция РФ. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства; б) акты Федерального Собрания РФ:
федеральные конституционные законы; s/ федеральные законы;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные акты министерств и других центральных органов;
• приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.
Законы субъектов РФ:
• конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ.
Подзаконные акты субъектов РФ: указы, распоряжения президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов РФ; нормативные акты министерств субъектов РФ;
• приказы, постановления иных органов субъектов РФ. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления:
распоряжения; |/ решения.
|
|
После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ или союзные акты не противоречат российскому законодательству.
К союзным актам, продолжающим действовать в России, относятся:
законы СССР;
указы Президиума Верховного Совета;
постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
приказы, постановления, инструкции министерств и других госкомитетов бывшего СССР.
: Наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат обычаи делового оборота, обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какойлибо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
|
|
- Основополагающие начала (принципы) хозяйственного права.
Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.
Основными принципами предпринимательского права являются:
- свобода предпринимательской деятельности;
- юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
- законность в предпринимательской деятельности;
- сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;
- единство экономического и правового пространства;
- государственное регулирование предпринимательской деятельности.
- Принципы хозяйственного права - его основополагающие начала - распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности.
- Для данной отрасли права характерны следующие принципы:
- принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений;
- принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;
- принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций;
- принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;
- принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов;
- принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.
- Хозяйственное право в правовой системе
- Правовая система- органически целое правовое явление, включающее в себя следующие структурные элементы:
- отрасли права; институты права; нормы права.
- Основным элементом системы права является отрасль права. Это относительно самостоятельное подразделение системы права, которое состоит из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношении. Правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, образуют такую отрасль, как хозяйственное право. Отрасль права подразделяется на правовые институты - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида.
- Отграничение хозяйственного права от других отраслей проводится в сравнении его предмета с предметами правового регулирования смежных отраслей.
- В принципе, территория хозяйственного права - это воспроизводственные отношения в нашей экономике. Однако не все они регулируются хозяйственным правом. Потребление произведенного продукта осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интересов вне собственно производственной деятельности. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводственных процессов, являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства., Сам же процесс удовлетворения потребностей граждан имеет особое содержание и, соответственно, специфическое регулирование. В этом смысле хозяйственный оборот как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Гражданский же оборот - это совокупность сделок по удовлетворению персональных потребностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, а также граждане между собой, совершая сделки по удовлетворению интересов потребления.
- Хозяйственное право отличается от административного праватем, что к предмету последнего отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения реализуются обычно там, где действуют субъекты этой деятельности, то есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностные лица. Это характерная сфера общественных отношений административного права.
- В хозяйственных же отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в хозяйстве не выступают.
- От трудового права хозяйственное право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и т.. п. отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.
- К трудовому праву следует отнести регулирование отношений по коллективному договору, деятельности трудовых коллективов, их советов в той части, которая адресована правам отдельных работников. В той же части, где трудовой коллектив предприятия реализует свою волю в хозяйственном обороте, определяет условия контракта с руководителем,
- принимает решения о преобразовании подразделения, его деятельность и возникающие вследствие этого отношения подпадают под хозяйственно-правовое регулирование.
- От финансового права хозяйственное право отличаетсятем, что регулирование финансов бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является предметом финансового права. Регулирование же источников доходов предприятий и предпринимателей и их использования в воспроизводственном кругообороте составляет предмет хозяйственного права.
- Хозяйственная деятельность невозможна вне образования по определенным правилам доходов и их реализации. Она предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли. Поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов регулирование осуществляется нормами хозяйственного права. В части же образования государственных доходов на основе налогов, направления бюджетных средств отношения составляют предмет финансового права.
|
|
|
|