Перечень вопросов для подготовки к экзамену «Хозяйственное право»

  1. Источники хозяйственного права в зависимости от юридической силы.

Источники хозяйственного права - это юридические акты различных го­сорганов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юри­дической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяй­ственного права можно разделить на следующие группы:
акты федеральных органов;
акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления;
акты органов бывшего СССР;

международные акты.! Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Феде­
рации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а) Конституция РФ. Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства; б) акты Федерального Собрания РФ:
федеральные конституционные законы; s/ федеральные законы;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:
указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные акты министерств и других центральных органов;
• приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов ис­полнительной власти.
Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъек­тов РФ.
Законы субъектов РФ:
• конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ.
Подзаконные акты субъектов РФ: указы, распоряжения президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов РФ; нормативные акты министерств субъектов РФ;
• приказы, постановления иных органов субъектов РФ. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной ад­министрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности. Виды актов местного самоуправления:
распоряжения; |/ решения.

После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ или союзные акты не противоречат российскому законодательству.
К союзным актам, продолжающим действовать в России, относятся:
законы СССР;
указы Президиума Верховного Совета;
постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
приказы, постановления, инструкции министерств и других госкоми­тетов бывшего СССР.

: Наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права слу­жат обычаи делового оборота, обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой­либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафикси­ровано ли оно в каком-либо документе.

  1. Основополагающие начала (принципы) хозяйственного права.

Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.
Основными принципами предпринимательского права являются:

  • свобода предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;
  • единство экономического и правового пространства;
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • Принципы хозяйственного права - его основополагающие начала - распро­страняются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регули­рование хозяйственной деятельности.
  • Для данной отрасли права характерны следующие принципы:
  • принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяй­ственных правоотношений;
  • принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений неза­висимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;
  • принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций;
  • принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от моно­полизма и недобросовестной конкуренции;
  • принцип комплексности государственного воздействия на хозяйствен­ные отношения путем сочетания экономических, организационно-ад­министративных и политических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников про­изводственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение об­щественно необходимых хозяйственных результатов;
  • принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности дея­тельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.
  • Хозяйственное право в правовой системе
  • Правовая система- органически целое правовое явление, включающее в себя следующие структурные элементы:
  • отрасли права; институты права; нормы права.
  • Основным элементом системы права является отрасль права. Это отно­сительно самостоятельное подразделение системы права, которое со­стоит из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношении. Правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, образуют такую отрасль, как хозяйственное право. От­расль права подразделяется на правовые институты - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отно­шения конкретного вида.
  • Отграничение хозяйственного права от других отраслей проводится в сравнении его предмета с предметами правового регулирования смежных отраслей.
  • В принципе, территория хозяйственного права - это воспроизводствен­ные отношения в нашей экономике. Однако не все они регулируются хо­зяйственным правом. Потребление произведенного продукта осуществ­ляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интере­сов вне собственно производственной деятельности. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных вос­производственных процессов, являются самостоятельной сферой, в ко­торую перемещаются результаты производства., Сам же процесс удов­летворения потребностей граждан имеет особое содержание и, соответственно, специфическое регулирование. В этом смысле хозяйствен­ный оборот как совокупность всех актов деятельности в процессе произ­водства, распределения, обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Гражданский же обо­рот - это совокупность сделок по удовлетворению персональных по­требностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, а так­же граждане между собой, совершая сделки по удовлетворению интересов потребления.
  • Хозяйственное право отличается от административного праватем, что к предмету последнего отнесена исполнительно-распорядительная дея­тельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчи­нения. Такие отношения реализуются обычно там, где действуют субъек­ты этой деятельности, то есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должност­ные лица. Это характерная сфера общественных отношений админист­ративного права.
  • В хозяйственных же отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в хо­зяйстве не выступают.
  • От трудового права хозяйственное право отличается тем, что воздей­ствует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчи­няющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и т.. п. отношениям найма, а на пред­принимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.
  • К трудовому праву следует отнести регулирование отношений по кол­лективному договору, деятельности трудовых коллективов, их советов в той части, которая адресована правам отдельных работников. В той же части, где трудовой коллектив предприятия реализует свою волю в хо­зяйственном обороте, определяет условия контракта с руководителем,
  • принимает решения о преобразовании подразделения, его деятельность и возникающие вследствие этого отношения подпадают под хозяйствен­но-правовое регулирование.
  • От финансового права хозяйственное право отличаетсятем, что регули­рование финансов бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является предметом финансового права. Регулирование же источников доходов предприятий и предпринимате­лей и их использования в воспроизводственном кругообороте составля­ет предмет хозяйственного права.
  • Хозяйственная деятельность невозможна вне образования по опреде­ленным правилам доходов и их реализации. Она предполагает надлежа­щее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли. Поэтому в части движения денежных средств хозяй­ствующих субъектов регулирование осуществляется нормами хозяйствен­ного права. В части же образования государственных доходов на основе налогов, направления бюджетных средств отношения составляют пред­мет финансового права.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: