Раздел V. Физиологические основы движения

38. Характеристика основных форм двигательной активности человека. Локомоции. Классификация движений и двигательных актов. Пассивные и активные движения. Произвольные и непроизвольные движения. Рабочие движения. Ориентационные движения Дыхательные и другие движения, обеспечивающие вегетативные функции. Ходьба и бег. Спортивные движения (упражнения) и их классификация. Поза и ее виды. Позные компоненты произ­вольного движения. Мышечный тонус. Фантомные движения. Возрастные су­точные нормы двигательной активности. Гиподинамия (гипокинезия) и ее негативное влияние на организм че­ловека.

39. Основные формы нарушений двигательной активности человека. Нарушение произвольных движений - параличи, паре­зы. Появление непроизвольных движений – гиперкинезы. Нарушение тонуса мышц - гипотония, атония, гипертонус. Нарушение координаций движений, равновесия (атаксии) и координаций между фазными движениями и позой. Нарушение целенаправленности движений. Появление патологических и защитных рефлексов.

40. Основные принципы управления движением. Степени свободы опорно-двигательного аппарата человека и механизмы их ограничения. Формы участия мышц в осуществлении движения и позной активности. Общие принципы нервной регуляции позы (мышечного тонуса) и фазных движений. Общая характеристика двигательных систем моз­га Двигательные единицы и их виды. Рекрутирование двигательных единиц. Участие сил немышечного происхождения в формировании двигательных актов. Основные механизмы координации движений и двигательные программы. Филогенетические аспекты физиологии двигательной активности. Многоуровневая иерархическая система координаций движений (Н.А. Бернштейн).

41. Роль сенсорной информации (обратной афферентации) в управлении движением. Системы внутреннего представления тела, пространства и его координат. Феномен фантома ампутированных. Феномен «измененных состояний сознания». Феномен стойких искаженных представлений об окружающем пространстве и о собственном теле. Внутренняя модель пространства и собственного тела (схема тела, образ тела) Механизмы, участвующие в формировании внутренней схемы тела. Механизмы, формирующие внутреннюю модель пространства. Система координат, или система отсчета.

42. Роль спинного мозга в регуляции двигательной активности. Функции альфа- и гамма - мотонейронов спинного мозга. Мышечные рецепторы. Гамма-петля, альфа-гамма - коактивация. Миотатические (сухожильные) и сгибательные рефлексы. Реф­лекс опоры. Рефлекс шагательных движений. Позно-тонические рефлексы. Патологические рефлексы (Бабинского, Бехтерева, Жуковского, Гордона и др.). Спинальный шок.

43. Роль ствола мозга в регуляции двигательной активности. Участие ядер черепно-мозговых нервов, вестибулярных ядер, красного ядра и ретикулярной формации ствола мозга в регуляции движений и позы тела. Вестибулоспинальные, руброспиналь­ные и ретикулоспинальные влияния на мотонейроны спинного мозга. Децеребрационная ригидность. Тонические стволовые рефлексы - статические (позно-тонические, или рефлексы положения, и выпрямительные) и статокинетические. Сторожевой и ориентировочный рефлексы ствола мозга. Рефлексы мезенцефального животного.

44. Роль мозжечка в регуляции двигательной активности. Морфофункциональная характеристика мозжечка и его трех основных областей – архиоцеребеллума, палеоцеребеллума (старого) и неоцеребеллума (соответственно древнего, строго и нового мозжечка). Клеточный состав коры и белого вещества мозжечка. Принцип работы мозжечка. Основные проводящие пути мозжечка (восходящие и нисходящие). Лиановидные и моховид­ные афферентные волокна. Корригерующая, стабилизирующая и антигравитационная функция мозжечка. Участие архиоцеребеллума, палеоцеребеллума и неоцеребеллума в регуляции двигательной активности Расстройства двигательной активности при поражении мозжечка (атаксия, атония, астения, дисметрия, дезэкви­либрация и другие симптомы).

45. Роль базальных ядер в регуляции двигательной активности. Современная номенклатура базальных ядер. Афферентные и эфферентные связи базальных ядер. Двигательные функции неостриатума (хвостатого ядра и скорлупы) – участие в формировании тонуса и сложных двигательных актов. Эффекты повреждения и электрического раз­дражения хвостатого ядра. Особенности участия скорлупы в процессах управления движениями. Роль бледного шара, ограды и черной субстанции среднего мозга (дофаминергических нейронов) в регуляции движений. Нарушения двигательной активности при патологии базальных ядер и дофаминергических нейронов среднего мозга - гиперкинетический синдром и болезнь Паркинсона.

46. Роль коры больших полушарий в формировании и управлении произвольными движениями и позой. Моторные зоны коры. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Афферентные и эфферентные связи моторной коры. Целенаправленное действие с позиций теории функциональ­ных систем П.К. Анохина (афферентный синтез, принятие решения, эфферентный синтез, оценка результата действия, акцептор резуль­тата действия). Структуры коры, ответственные за замысел, планирование и организацию движения. Побуждение к действию. Замысел движения. Двигательные, или централь­ные, программы (программы движений). Принципы их формирования. Нейронные коды двигательных программ. Виды двигательных программ и их реализация. Электроэнцефалографические корреляты организации движения - пространственная синхронизация; потенциалы мозга, связанные с движением; потенциал готовности; премоторная позитивность; моторный потенциал; положительный компонент потенциалов мозга, связанных с движением; волна ожидания (Е-волна, условное не­гативное отклонение). Нарушение целенаправленности движений (апраксии).

47. Двигательные умения и навыки. Двигательные рефлексы. Комплексы фиксированных действий. Двигательный компонент инстинктов. Оперантные условные рефлексы, двигательные умения и двигательные навыки Сенсор­ные и исполнительные (оперантные) компоненты двигательных навыков. Фазы формирова­ния двигательных навыков и физиологические механизмы их автоматизации. Устойчивость двигательных навыков. Процесс деавтоматизации двигательных навыков. Фонд двигательных навыков у детей, подростков и взрослых. Положительный и отрицательный (ин­терференция) перенос двигательных навыков. Динамический стереотип и экстраполяция в двигательных навыках. Методы, повышающие эффективность формирова­ния двигательных навыков. Роль трудового и физического воспитания в формировании двигательных навыков.

48. Двигательные качества человека. Силовые качества. Абсолютная и относительная сила мышц. Центральные и перифери­ческие факторы, определя­ющие максимальную произвольную силу мышц Рабочая гипертрофия мышц и механизмы ее формирования. Скоростно-силовые (мощность) качества. Динамическая и взрыв­ная сила. Скоростные качества - быстрота двигательной реакции и быстрота движений. Координационная, или двигательно-координационная, способность. Выносливость – общая (аэробная) и специфическая (силовая, скоростно-силовая, скоростная и координационная). Сенситивные периоды, средства и методы развития двигательных качеств; методы оценки уровня развития двигательных качеств. Роль трудового и физического воспитания в развитии двигательных качеств.

49. Методы исследования двигательной активности и функционального состояния двигательных систем мозга. Общие методы исследования двигательной активности – актография, миография, гониометрия, треморометрия, эргография, динамометрия, циклография, электромиография, электроокулография. Методы изучения нейронных механизмов управления движениями - электроэнцефалография, методы раздражения нейронов двигательной коры, методы изменения сенсорных потоков. Методы исследования функционального состояния двигательной системы в клинической практике - объем активных движений, сила мышц, мышечный тонус, проявление нормальных безусловных двигательных рефлексов, выявление патологических рефлексов, защитных рефлексов, глобальных и координационных синкинизий. Оценка функционального состояния двигательных ядер черепных нервов, а также двигательных систем мозжечка, базальных ядер и коры больших полушарий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: