Введение

Курсовая работа на тему «Организация и планирование технического обслуживания и ремонта машин на лесозаготовках» по дисциплине «Организация производства и менеджмент».

Данная работа является одним из видов самостоятельной работ, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебной дисциплине, профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирования навыков решений творческих задач в ходе научного исследования, проектирования по определенной теме.

2.1 Выбор машин и оборудования для лесозаготовительного производства

Машины и оборудование для лесозаготовительного производства подбираются в соответствии со схемой технологического процесса. Состав операций основного технологического процесса лесозаготовок и их последовательность представлена в таблице 1.

Таблица 1- Схема технологического процесса и состав машин на лесозаготовках

Наименование фазы и операции технологического процесса Марка машин, механизмов и оборудования Выработка, м³\смену
По норме По плану
       
1 Лесосечные работы:      
валка деревьев и трелевка леса ВМ-4А    
обрезка сучьев ЛП-33    
погрузка хлыстов на автолесовозы ПЛ-2    
2 Вывозка хлыстов Краз-255Л 35,27  
3Нижнескладские работы: ТМЗ-802 35,27  
разгрузка хлыстов РРУ-10М    
раскряжевка хлыстов ЛО-15С    
сортировка сортиментов ТС-7    
Штабелевка сортиментов КБ-10    
погрузка сортиментов в вагоны КБ-10    

При выборе марки машин и оборудования необходимо учесть, что для обеспечения бесперебойного хода технологического процесса и рационального использования ресурсов, производительности на рабочих местах должны быть равными (при равном количестве работающих машин) или кратными (при кратном соотношении числа работающих машин).

Нормы выработки машин и оборудования приведены в нормативно-справочных материалах [2,3] и дифференцированы по нормообразующим факторам (объем хлыста, расстояние трелевки и др.). Нормы выработки для лесосечных машин принимаются по нормативам без дополнительных расчетов.

Нормы выработки для лесовозных машин рассчитываются по приведенным в справочнике [2,3]формулам. Необходимо выбрать и марку прицепа-роспуска.

(1)

Тпз-время на подготовительно-заключительную работу на смену, мин.

t0 – время нулевого пробега 1 км в обоих направлениях, равный 4 мин;

l0 – расстояние нулевого пробега, равный 3-5 км;

К – коэффициент, учитывающий влияние расстояния вывозки на среднюю скорость движения автомобиля при расстоянии вывозки до 54 км:

(2)

l – расстояние вывозки, равный 40 км;

Т1 –время пробега 1 км в обоих направлениях, равный 5,5 мин;

Т2 – время пребывания автомобиля под погрузкой и выгрузкой(установка под погрузку и выгрузку, погрузка, выгрузка, увязка развязка воза) и ожидание встречного поезда на рейс, равен 18 мин;

Подбор оборудования на нижнем складе начинается с ведущей операции – раскряжевка. Норма выработки на раскряжевке хлыстов определяется по формуле

Нв = (Н1•а1 + Н2•а2 + Н3•а3) \ 100, (3)

где Н1, Н2, Н3 – норма выработки для деловых сортиментов, кряжей для

выработки спецсортиментов и дров соответственно, м³;

а1, а2, а3 - выход деловых сортиментов, кряжей для выработки

спецсортиментов и дров соответственно,

Нв = (108∙40+123∙50+151∙10)/100=123 м3

Процентный выход сортиментов при раскряжевке можно принять для деловых сортиментов (а1) – 60%, кряжей для выработки спецсортиментов (а2) – 20%, дров (а3) – 20%. Длину сортиментов выбираем самостоятельно.

Подбор оборудования на разгрузке хлыстов на нижнем складе осуществляется также с учетом равенства или кратности производительности на смежных операциях.

Выбор оборудования на штабелевке и погрузке лесоматериалов, должен подчиняться принципу пропорциональности организации производства, т.е. производительности должны быть равными или кратными на операциях данной фазы технологического процесса.

2.2 Расчет технико-экономических показателей использования машин и оборудования

Для определения трудоемкости ремонтных работ необходимо рассчитать основные технико-экономические показатели использования всех машин, механизмов и оборудования, представленных в таблице 1. Исходными данными для расчетов являются задание на курсовое проектирование и показатели таблицы 1. Расчеты сводятся в таблицу 2.

Показатели 1-3 берутся из исходных данных. Общий пробег рассчитывается только для автомобилей и прицепов-роспусков. Общий пробег для автомобиля определяется по формуле

Lобщ = Lвыв • кп, (4)

где Lобщ – общий пробег автомобилей, км;

Lвыв - общий пробег автомобилей на вывозке леса, км;

Кп - коэффициент, учитывающий пробег автомобилей на перевозке

хозяйственных грузов, принять 1,2 – 1,3.

Lобщ=816000* 1,3= 1060000км

Общий пробег автомобилей на вывозке леса определяется по формуле

Lвыв = 2L•V \ Q, (5)

где L – среднее расстояние вывозки по заданию, км;

V – годовой объем работ по заданию, м³;

Q – нагрузка на рейс, берется по нормативам [2,3] при расчете нормы

выработки для таблицы 1, м³.

Lвыв= 2*48*170000\28=816000 км

Общий пробег прицепов-роспусков принимается равным пробегу машин только на вывозке леса.

Показатели 5 и 6 берутся из таблицы 1 (графы 3 и 4 соответственно).

  Наименование показателей Марка машин, механизмов и оборудования
ВМ-4А ЛП-30Б ПЛ-2 КрАЗ-255 ТМЗ-802 РРУ-10М ЛО-15С ТС-7 КБ-5 КК-10
                     
1.Годовой объем работ, тыс.м³                    
2.Средний объем хлыста, м³ 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40 0,40
3.Среднее расстояние трелевки (вывозки), км 0,29                  
4.Общий пробег, км                    
5.Сменная норма выработки, м³                    
6.Производительность на машино-смену, м³                    
7.Коэффициент выполнения сменной нормы выработки   1,042                
8.Коэффициент сменности                    
9.Число рабочих дней в году, дни                    
10.Отработать машино-смен:                    
а) на основных работах                    
б) на прочих работах                    
в) всего                    
11.Количество машин в работе, шт                    
12.Количество резервных машин, шт                    
13.Количество машин в исправном состоянии, шт                    
14.Машино-дни в исправном состоянии, машино-дни                    
15.Машино-дни в ремонте, машино-дни                    
16.Машино-дни в хозяйстве, машино-дни                    
17.Коэффициент технической готовности 0,74846 0,76795912 0,878989 0,7704173 0,93848892 0,91022 0,80574 0,822999 0,88378 0,8859223
18.Списочное число машин, шт                    
19.Выработка на списочную машину в год, тыс.м³                    
                       

Таблица 2 – Технико-экономические показатели использования машин, механизмов и оборудования

Коэффициент перевыполнения сменной нормы выработки определяется отношением производительности к сменной норме выработки. Коэффициент сменности принимается от 1 до 3. На лесосечных работах можно принять коэффициент сменности 1, а на погрузке хлыстов, вывозке и нижнескладских работах (кроме погрузки лесоматериалов в вагоны) – 2. На погрузке лесоматериалов в вагоны коэффициент сменности принять равным 3 с целью сокращения времени простоя вагонов под погрузкой.

Число рабочих дней в году на лесосечных работах, вывозке и разгрузке хлыстов на нижнем складе можно принять 275 с учетом простоев по климатическим условиям, а на нижнем складе –285.

Число отработанных машино-смен на основных работах определяется делением годового объема работ на сменную производительность. Число машино-смен на прочих работах (подготовительных и вспомогательных) принимается в процентах от числа машино-смен на основных работах: в размере 20% для бензо- и электропил, 5-10% - для бесчокерных тракторов, 30-35% - для автомобилей. Использование нижнескладского оборудования на прочих работах не планируется.

Количество машин в работе определяется отношением машино-смен в работе (всего) к коэффициенту сменности и числу рабочих дней.

Число резервных машин определяется из соотношения: для пил на валке и раскряжевке – 1 резервная на 1 работающую, для тракторов и машин на их базе на валке, трелевке, погрузке – 1 резервная на 4 работающих, для автомобилей на вывозке- 1 резервная на 6 работающих. Для оборудования нижних складов (транспортеров, кранов, полуавтоматических линий и т.д.) резерв не предусматривается. Количество исправных машин включает работающие и резервные машины. Машино-дни в исправном состоянии определяются умножением числа исправных машин на число календарных дней в году.

Машино-дни в ремонте определяются в следующей таблице 3 (сумма по графе 9), после ее заполнения рассчитываются остальные показатели таблицы 2.

Машино-дни в хозяйстве определяются как сумма машино-дней в исправном состоянии и машино-дней в ремонте. Коэффициент технической готовности рассчитывается отношением машино-дней в исправном состоянии к машино-дням в хозяйстве.

Списочное количество машин рассчитывается отношением числа машин в исправном состоянии к коэффициенту технической готовности.

2.3 Расчет трудоемкости и простоев машин и оборудования в ремонтно-профилактическом обслуживании

Техническое обслуживание и ремонт машин в леспромхозах осуществляется по системе планово-предупредительного ремонта. Для выполнения расчетов в этом разделе необходимы данные таблицы 2 и нормативы из ''Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования '' или из нормативно-справочных материалов [3].

Количество исправных машин и общий пробег автомобилей и прицепов-роспусков берем из таблицы 2. Машино-часы в работе определяются умножением числа машино-смен в работе «всего» (таблица 2) на продолжительность рабочей смены (8 часов при 5-дневной рабочей недели или 6,7 часа при 6-дневной рабочей неделе- режим выбрать самостоятельно). Если нормативы периодичности ТО и ремонтов (таблица 3, графа 5) даны в мото-часах работы, как например, для лесосечных машин и пил, то необходимо машино-часы в работе перевести в мото-часы работы путем умножения на коэффициент перевода 0,65-0,85 (меньшее значение для трелевочных тракторов, большее - для лесосечных машин).

Виды ремонтов и ТО, периодичность их поведения, время простоев (продолжительность) одного ремонта и ТО берем из нормативно-справочного материала [3].

Для автомобилей и прицепов-роспусков следует скорректировать периодичность капитального ремонта в зависимости от природно-климатических условий путем умножения норматива периодичности на коэффициент 0,8 (для зоны холодного климата).

Количество ремонтов и ТО (таблица 3, графа 6) рассчитывается от более сложного вида к менее сложному. Количество капитальных ремонтов (Nкр) определяется по формуле:

Nкр = М / Мкр, (6)

где М – машино-часы (мото-часы) в работе для машин на базе тракторов и оборудования нижнего склада (для автомобиля и прицепа-роспуска – общий пробег, км);

Мкр – периодичность капитального ремонта, машино-часы (мото-часы) или км пробега для автомобиля и прицепа-роспуска.

Количество текущих ремонтов не определяется, так как периодичность его определяется потребностью, нормативы простоев в текущем ремонте установлены на каждые 100 машино-часов (мото-часов) работы или 1000 км пробега для автомобиля и прицепа-роспуска.

Количество сезонных обслуживаний (Νсо) определяется умножением числа исправных машин (Ми) на 2, исходя из периодичности (2 раза в год для каждой исправной машины):

Νсо=Ми∙2 (7)

При расчете количества ТО необходимо учесть, что при более сложном виде ТО проводятся работы, предусмотренные менее сложными видами ТО, поэтому из общего числа менее сложных видов ТО вычитается количество более сложных видов ТО и ремонтов.

Количество ТО-3 (Ν ТО- 3) рассчитывается по формуле

Ν то- 3 =(М / Мто-3) – Nкр, (8)

где Мто-3 – периодичность проведения ТО-3, машино-часы (мото-часы) в работе или км пробега.

Количество ТО-2 (Ν ТО- 2) определяется по формуле

Ν то- 2 =(М / Мто-2) – Nкр - Νто-3, (9)

где Мто-2 - периодичность ТО-2, машино-часы (мото-часы) работы или км пробега.

Соответственно, количество ТО-1 (Ν то- 1) определяется по формуле

Ν то- 1=(М / Мто-1) – Nкр - Νто-3 - Ν то- 2, (10)

где Мто-1 – периодичность ТО-1, машино-часы (мото-часы) работы или км пробега.

Количество ежесменных обслуживаний (ЕО) равно общему числу отработанных машино-смен на основных и прочих работах, рассчитанному в таблице 2 (показатель 10в).

Продолжительность или простои в і-том виде ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО) в рабочих днях (Пі) – графа 8, определяются по формуле

Пі =(Νі ∙Ні) \ (ТСМ ∙ КСМ), (11)

где Νі – количество і-того вида ТО;

Ні – норматив простоя в і-том виде ТО, часы;

ТСМ, КСМ – продолжительность рабочей смены (часы) и коэффициент сменности работы подразделения, которое выполняет і-тый вид ТО (ПТО, РММ или гараж). Простои в текущем ремонте в рабочих днях (Птр) определяется по формуле

Птр = М∙Нтр / 100(1000) ∙ ТСМ ∙ КСМ, (12)

где Нтр – норматив простоя в текущем ремонте на 100 машино-часов (мото-часов) работы или 1000 км пробега, часы.

Простои в капительном ремонте (Пкр) в рабочих днях определяется умножением количества капитальных ремонтов на норматив простоя в одном ремонте (Нкр), который задан в рабочих днях:

Пкр= Nкр∙ Нкр (13)

Перевод рабочих дней в календарные (таблица 3, графа 9) осуществляется с помощью коэффициента перевода

Кп = 365\Др, (14)

где Др – число рабочих дней ремонтного подразделения, осуществляющего і-тый вид ТО или ремонта (РММ, гараж, ПТО нижнего склада –285дней, ПТО лесосеки- 275 дней).

Таблица 3 – Расчет количества ТО и ремонтов и простоев машин

Марка машин и оборудования Количество исправных машин Машино-часы в работе или км пробега Виды ремонтов и ТО Периодичность ремонтов и ТО, часы или км Количество ремонтов и ТО Время простоев
На один ремонт и ТО всего
В рабочих днях В кален. днях
                 
ВМ-4А   19940,8 ЕО ЕЖ   0,7    
      ТО-1       217,875  
      ТО-2       110,25  
      ТО-3          
      СО        
      ТР ПО        
      КР          
ВСЕГО                
ЛП-33   10468,8 ЕО ЕЖ   0,7    
      ТО-1          
      ТО-2          
      ТО-3          
      СО        
      ТР ПО        
      КР          
ВСЕГО                
ПЛ-2     ЕО ЕЖ   0,6    
      ТО-1          
      ТО-2          
      ТО-3          
      СО        
      ТР ПО        
      КР          
ВСЕГО                
ТМЗ-802     ЕО ЕЖ   0,1    
      ТО-1     0,2    
      ТО-2          
                 
                 
      ТР ПО   1,6    
      КР          
ВСЕГО                

Продолжение таблицы 3

                 
Краз 255 ЕО   1,2 7318,8     7318,8  
  ТО-1   8,5 4003,5     4003,5  
  ТО-2              
                 
  СО              
  ТР   30,5          
  КР       КР      
ВСЕГО             15672,3  
РРУ-10М ЕО   0,2 276,4       276,4
  ТО-1              
                 
                 
  СО              
  ТР   2,4          
  КР       КР      
ВСЕГО               944,4
ЛО-15С ЕО              
  ТО-1              
  ТО-2              
                 
  СО              
  ТР              
  КР       КР      
ВСЕГО                
ТС-7 ЕО   0,8          
  ТО-1              
  ТО-2              
                 
  СО              
  ТР   4,8          
  КР       КР      
ВСЕГО                
КБ-10 ЕО   0,5          
  ТО-1              
  ТО-2              
                 
  СО              
  ТР              
  КР       КР      
ВСЕГО                
КБ-10 ЕО   0,5          
  ТО-1              
  ТО-2              
                 
  СО              
  ТР              
  КР       КР      
ВСЕГО                

Общая трудоемкость ремонтов и ТО (таблица 4) определяется умножением числа ремонтов и ТО на удельную трудоемкость (графа 4), принятую по нормативам (2). Трудоемкость текущего ремонта (Ттр) определяется по формуле

Ттр = МТн / 100(1000), (15)

Ттр = 18418,4∙45 / 100=8288

где Тн – норматив трудоемкости текущего ремонта на 100 машино-часов (мото-часов) работы или 1000 км пробега, человеко-часы.

Все расчеты трудоемкости текущего ремонта сводятся в таблицу 4.

После определения трудоемкости распределяем работы по ТО и ремонту по объектам ремонтно-обслуживающей базы (РОБ) предприятия (графы 7-10). При выборе объекта РОБ для проведения ТО или ремонта воспользуемся типовыми рекомендациями по экономически целесообразным расстояниям доставки машин на ТО в ремонтно-механические мастерские (РММ) и рекомендациями по распределению объемов работ по текущему ремонту машин и оборудования между объектами РОБ [8]. В соответствии с ними рекомендуется проводить в РММ и силами РММ работы по текущему ремонту в следующих объемах (в процентах от общей трудоемкости текущего ремонта): для тракторов и машин на их базе, для автомобилей и прицепов- 70%, для оборудования нижнего склада - 20%.Остальной объем работ по текущему ремонту выполняются в ПТО на лесосеке, гараже и силами ПТО нижнего склада.

При небольшой удаленности лесосеки в РММ также можно проводить более трудоемкие виды ТО, например ТО-3. Остальные виды ТО лесосечных машин можно проводить в ПТО на лесосеке, ТО автомобилей и прицепов-роспусков - в гараже, ТО оборудования нижнего склада - силами ПТО нижнего склада.

Таблица 4 - Расчет трудоемкости ТО и ремонта машин

Марка машин и оборудования Виды ремонтов и ТО Количество ремонтов и ТО Трудоемкость, человеко-часы
Одного ТО и ремонта общая РМЗ Распределение работ по объектам РОБ
РММ гараж ПТО лесосеки ПТО нижнего склада
                   
ВМ-4А ЕО     2492,6          
  ТО-1                
  ТО-2                
  ТО-3                
  СО                
  ТР     8973,36          
  КР   -   КР        
ВСЕГО                  
ЛП-33 ЕО     1308,6          
  ТО-1                
  ТО-2                
  ТО-3                
  СО                
  ТР                
  КР       КР        
ВСЕГО                  
                     

Продолжения таблице 4

                   
ПЛ-2 ЕО   0,9            
  ТО-1                
  ТО-2                
  ТО-3                
  СО                
  ТР                
  КР       КР        
ВСЕГО                  
ТМЗ-802 ЕО   0,2 1219,8          
  ТО-1   0,3            
  ТО-2   4,6            
                   
                   
  ТР   2,7            
  КР       КР        
ВСЕГО                  
Краз 255 ЕО   1,2 7318,8     7318,8    
  ТО-1   8,5 4003,5     4003,5    
  ТО-2                
                   
  СО                
  ТР   30,5            
  КР       КР        
ВСЕГО             15672,3    
РРУ-10М ЕО   0,2 276,4         276,4
  ТО-1                
                   
                   
  СО                
  ТР   2,4            
  КР       КР        
ВСЕГО                 944,4
ЛО-15С ЕО                
  ТО-1                
  ТО-2                
                   
  СО                
  ТР                
  КР       КР        
ВСЕГО                  
ТС-7 ЕО   0,8            
  ТО-1                
  ТО-2                
                   
  СО                
  ТР   4,8            
  КР       КР        
ВСЕГО                  
КБ-10 ЕО   0,5            
  ТО-1                
  ТО-2                
                   
  СО                
  ТР                
  КР       КР        
ВСЕГО                  

Продолжение таблицы 4

                   
КБ-10 ЕО   0,5            
  ТО-1                
  ТО-2                
                   
  СО                
  ТР                
  КР       КР        
ВСЕГО                  

2.4 Планирование производственной программы РММ

Основной объем производственной программы РММ определен в предыдущем разделе (таблица 4, графа 7). Кроме ремонта лесозаготовительной техники в РММ осуществляется ремонт прочего оборудования (хозяйственные автомобили, автобусы и дорожно-строительные механизмы), трудоемкость которого можно принять в следующих размерах (проценты от суммарной трудоемкости ремонтов в РММ основной лесозаготовительной техники)- 47% при мощности ЛПХ до 200 тыс.кбм и 32% при мощности ЛПХ от 200 тыс.кбм до 400 тыс.кбм (при среднем расстоянии вывозки 50 км). Также в РММ выполняются прочие работы, к которым относятся работы по выполнению заказов пунктов технического обслуживания, цехов и производственных участков ЛПХ, по ремонту и изготовлению деталей, инструментов и нестандартного оборудования, содержанию зданий и инженерных коммуникаций. Трудоемкость прочих работ следует принять в размере 15% от суммарной трудоемкости ремонтов основного лесозаготовительного оборудования.

Кроме перечисленных работ в РММ осуществляется обслуживание собственного оборудования, трудоемкость которого принимается также в размере 15% от суммарной трудоемкости ремонтов основного лесозаготовительного и прочего оборудования ЛПХ. Результаты расчетов программы РММ и ее структура приводятся в таблице 5.

Таблица 5 – Производственная программа РММ

Наименование машин, оборудования Виды ремонтов и ТО Трудоемкость работ
чел.-час. %
       
ВМ-4А ТО-3   1,02
  ТР   11,37
ЛП-33 ТО-3   0,60
  ТР   6,61
ПЛ-2 ТО-3   0,33
  ТР   3,70
ТМЗ-802 ТР   1,97
Краз 255 ТР   26,66
РУУ-10М ТР   0,08
ЛО-15С ТР   1,45
ТС-7 ТР   0,17
КБ-10 ТР   0,19
КБ-10 ТР   0,18

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: