Анализ так называемой нелогичности речи ранооглохших школьников

Из особых условий развития речи глухого ребенка вытека­ет все ее своеобразие.

Мы не будем специально останавливаться здесь на особен­ностях произношения глухих детей, так как этот вопрос толь­ко в небольшой степени касается той проблемы, которая осве­щается в настоящей работе.

В данной главе мы ставим своей задачей проследить особен­ности словарного состава и грамматического строя речи уча­щихся школы для глухих.

В сравнительно богатой литературе, посвященной вопросам глухонемоты, можно встретить лишь констатацию факта свое­образия речи глухонемых, еще не вполне овладевших языком, но научному анализу это своеобразие не подвергалось. Во мно-


гих работах имеются указания на «нелогичность» речи глухо­немых. Можно даже встретить высказывания о сходстве речи глухонемого с бредом сумасшедшего.

Немало мы встречаем в литературе указаний на якобы ха­рактерное для них отсутствие временных, пространственных представлений и т. п. И такие указания, как правило, пытают­ся подтвердить «нелогичными» высказываниями глухих детей.

Из констатации факта нелогичности речи глухих недоста­точно сделать вывод о необходимости особых условий их обу­чения, особых мер педагогического воздействия. Для выбора особых методов обучения глухих мало констатировать факт сво­еобразия, необходимо проанализировать наблюдаемые у них особенности.

Обозначение своеобразия речи глухонемого термином «не­логичность» может показаться действительно правомерным, когда читаешь типичные для глухих детей самостоятельные письменные работы.

Как показал анализ собранного нами материала, основное сво­еобразие языка учеников младших классов школы глухих заклю­чается в том, что в своих высказываниях эти дети оперируют конкретными образами и их отношениями, а не понятиями, ов­ладение которыми возможно только на основе более или менее развитого языкового обобщения. Отвлеченное языковое мышле­ние оказывается возможным лишь на основе звукового языка.

Для глухих, еще не обученных или мало обученных речи, характерно наглядно-образное мышление, опирающееся толь­ко на впечатление, возникающее от непосредственного воспри­ятия окружающей действительности с помощью сохранных органов чувств.

Некоторое подтверждение этого мы находим в разно­образных проявлениях «нелогичности» речи глухого учащего­ся, только что начавшего овладевать языком. Наиболее убеди­тельно в этом отношении характерное для маленьких глухих детей своеобразное употребление слов, иное пользование грам­матическими формами, особое построение предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: