Анализ слуховых возможностей детей с недостатками слуха, сделанный в предыдущей главе, позволил нам выделить две основные группы: глухих и слабослышащих.
Группа глухих детей в целом не является новой. Но существенной поправкой к прежнему делению явилось ее отграничение от других групп детей на основе определенных требований к слуховому анализатору.
Выделяемая некоторыми авторами группа с вербальным слухом теряет свое практическое значение для педагогической типологии. К категории глухих относятся все дети, не обладающие слухом, пригодным для развития речи.
К категории тугоухих обычно относили детей с различной степенью понижения слуха при сохранности речи. Лишь отдельные недостатки речи признавались характерными для них. В соответствии с принципами, положенными в основу данного исследования, к группе слабослышащих относятся дети со слухом, обусловливающим развитие речи хотя бы в минимальной степени. Обычно это дети, обладающие слухом на речь разговорной громкости хотя бы у ушной раковины. Такое состояние слуха может при определенных условиях привести к недоразвитию речи в той или иной степени.
Выдвинутый нами принцип отграничения частичной недостаточности слуха от глухоты в наибольшей степени отвечает целям педагогической типологии.
Вторая часть нашей книги содержит описание речи детей, слух которых охарактеризован в первой части. Если состояние речи глухих детей в литературе более или менее освещено, то речь слабослышащих детей не имеет еще своей полной характеристики.
В связи с этим в настоящей работе мы ограничимся выяснением общих закономерностей развития речи глухих детей, а материалы, касающиеся речи слабослышащих детей, мы представим в более подробном изложении.
Анализ речи изучаемых нами детей имел целью сопоставление данных о речи с состоянием слуха этих детей. Изучая их речь, мы имели возможность проверить правильность произведенного нами разграничения и дополнить его новыми наблюдениями. Совокупность всех этих данных позволила нам подойти к построению педагогической типологии детей с недостатками слуха.
РАЗДЕЛ I
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
Глава 1