Общие замечания

Анализ слуховых возможностей детей с недостатками слуха, сделанный в предыдущей главе, позволил нам выделить две основные группы: глухих и слабослышащих.

Группа глухих детей в целом не является новой. Но суще­ственной поправкой к прежнему делению явилось ее отграни­чение от других групп детей на основе определенных требова­ний к слуховому анализатору.

Выделяемая некоторыми авторами группа с вербальным слу­хом теряет свое практическое значение для педагогической типологии. К категории глухих относятся все дети, не облада­ющие слухом, пригодным для развития речи.

К категории тугоухих обычно относили детей с различной степенью понижения слуха при сохранности речи. Лишь от­дельные недостатки речи признавались характерными для них. В соответствии с принципами, положенными в основу данного исследования, к группе слабослышащих относятся дети со слу­хом, обусловливающим развитие речи хотя бы в минимальной степени. Обычно это дети, обладающие слухом на речь разго­ворной громкости хотя бы у ушной раковины. Такое состояние слуха может при определенных условиях привести к недораз­витию речи в той или иной степени.

Выдвинутый нами принцип отграничения частичной недо­статочности слуха от глухоты в наибольшей степени отвечает целям педагогической типологии.

Вторая часть нашей книги содержит описание речи детей, слух которых охарактеризован в первой части. Если состояние речи глухих детей в литературе более или менее освещено, то речь слабослышащих детей не имеет еще своей полной харак­теристики.


В связи с этим в настоящей работе мы ограничимся выяс­нением общих закономерностей развития речи глухих детей, а материалы, касающиеся речи слабослышащих детей, мы пред­ставим в более подробном изложении.

Анализ речи изучаемых нами детей имел целью сопо­ставление данных о речи с состоянием слуха этих детей. Изу­чая их речь, мы имели возможность проверить правильность произведенного нами разграничения и дополнить его новыми наблюдениями. Совокупность всех этих данных позволила нам подойти к построению педагогической типологии детей с недо­статками слуха.


РАЗДЕЛ I

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

Глава 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: