Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную; Человеколюбче, слава Тебе

(Достоин прославления Ты, Христос Бог наш, Который сделал рыбаков премудрыми, ниспослав им Святого Духа, и через них уловил (привлек к вере) Вселенную (весь мир). Человеколюбче, слава Тебе.)

Благословен – достоин прославления; Иже премудры ловцы явлей – Который рыбарей, т.е. апостолов, сделал премудрыми; теми уловлей вселенную – через них уловивший, т.е. привлекший к вере, Вселенную.

11. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 14 сентября (27 сентября н.ст.).

За всенощным богослужением (на утрене) бывает вынос Креста для поклонения. После великого славословия священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Святой Крест, украшенный цветами, при пении «Святый Боже» выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» священник кадит Святой Крест. Потом при пении «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» все кланяются и целуют Святой Крест. Украшается Святой Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т.е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь.

Вслед за священнослужителями подходят ко Кресту, поклоняются и лобызают его все верующие. В это время хор поет стихиры, в которых выражаются благоговейные христианские чувства при воспоминании о распятии Христовом.

На Литургии этого дня вместо Трисвятого поют песнь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», из Апостола читается о слове крестном, которое «погибающим юродство есть», а спасаемым – «сила Божия есть»; а из Евангелия о распятии Иисуса Христа. Ради воспоминания о страданиях и смерти Господней, этот день положено проводить в строгом посте.

Этот Праздник совершается в память обрéтения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноапостольной царицей Еленой (326), а с VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (т.е. поднимал) Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи, помилуй!»

12. УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 15 августа (28 августа н.ст.).

К этому празднику положено готовиться двухнедельным постом. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: