Гражданские и патриотические мотивы в лирике Лермонтова

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтов единственным критерием оценки действительности.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян...”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире: Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

В зрелой лирике критика Лермонтова становится более социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия...» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин — «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц — это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы: «Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит!»

Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Образ России и отношение к ней у поэта двояки.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В поэзии Лермонтова сталкиваются два мира – мир России народной и мир Росси официальной. Контраст, неслиянность этих становиться основным композиционным принципом стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен». Россия официальная, Россия столичного высшего общества, предстает как мир маскарада, где все противоестественно и лживо. Дисгармоничны звуки – шум музыки и пляски, дикий шепот; невозможно определить краски, так как все сливается в вихре маскарада, поэтому Лермонтов использует только эпитет «пестрою». Это искусственный неживой мир – «бездушные люди», «затверженные речи», «приличьем стянутые маски», «бестрепетные руки». Созданные мечты героя гораздо живее тех, кто его окружает. Мир родных мест – это мир тишины, гармонии, благостного уединения. Это мир живых красок: «зеленой сетью трав», «желтые листы», «лазурный огонь глаз», «улыбка розовая» и др. Если мир маскарада рождает у героя чувство горечи, злости, сомнения, то воспоминания о родине и детстве заставляют сжаться сердце «странной тоской». Странная тоска в противовес веселости толпы – это особый знак духовности, сродной вдохновению.

Слово «странная» появляется для определения любви поэта и в стихотворении «Родина». В стихотворении «странен» и сам облик России Лермонтова: это не Россия славы, «купленной кровью», не Россия старины и даже не только Россия довольно привычного ожидания – разливы рек, «степей холодное молчание», «лесов безбрежных колыхание», это Россия довольно неожиданного – «дрожащие огни печальных деревень», «изба, покрытая соломой», «говор пьяных мужичков». Неожиданно и странно это потому, что стало неотъемлемыми сторонами того поэтического, одухотворенного облика России, который создан в стихотворении. У Лермонтова именно такая Россия пробуждает чувство любви. Любовь к этой России родилась вместе с поэтом и ограничена для него, поэтому объяснить ее причины невозможно: «за что, не знаю сам». Россия «четы белеющих берез» ближе, роднее, теплее поэту России «славы» и «преданий старины». И если Россия официальная гонит Лермонтова, заставляя его стать вечным странником («Прощай немытая Россия») то Россия народная может дать ночлег и человеческое тепло.

Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна — духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную».

В строках «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ...» Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине. В этом стихотворении впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: «И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ». В стихотворении речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. оно выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: