М. Ю. Лермонтов и его драма « маскарад»

Параллельно с Пушкиным, Лермонтов писал «Маскарад»- абсолютно романтическое произведение, хотя по запалу оно было подобно «Горю от ума». Это же был не сюжет, а протест против существующего строя. Маскарад жизни. О людях, губящих других, нося маску. Маскарад не пропускала цензура. Было 5 вариантов. Один вариант был совершенно другим. Там Нина была виновата и Арбенин ее не отравлял, а только пугал. Та сознавалась и он ее оставлял и уезжал. Но и этот вариант не был пропущен. Это произведение было очень желанно и актер-романтик Павел Степанович Мочалов мечтал сыграть Арбенина. Он говорил, что в Арбенине он воскреснет. Но он не дожил до разрешения этой пьесы к постановки. Ее разрешили только в 1852 году. Василий Андреевич Каратыгин сыграл Арбенина за год до смерти. Но это был уже 6 вариант написанный не Лермонтовым (он уже умер), а созданный цензурой. Там были купированы все монологи Арбенина. Действие заканчивалось сценой смерти Нины. И была приписана реплика, которой не было у Лермонтова- Арбенин: Умри ж и ты, злодей! (и убивал себя кинжалом). Вот в таком виде Маскарад впервые попал на сцену. Все потому что в монологах Арбенин высказывал свое отношение к миру, к обществу, а через него делал это автор, борясь с той ситуацией. Лермонтов написал романтическую драму.

«Маскарад» — драма Лермонтова в четырёх действиях, в стихах. Главным героем её является Евгений Арбенин.

Пьеса повествует о петербургском обществе 30-х годов XIX века.

Пьеса написана в 1835 году. Изначально содержала в себе три акта и заканчивалась смертью Нины. Лермонтов, мечтая увидеть своё детище на сцене, представил её в драматическую цензуру, которой в то время ведал шеф жандармов Бенкендорф. Цензура не пропустила пьесу по причине, как сказано было самому автору, «слишком резких страстей». При этом цензор возмущался, как мог поэт критиковать костюмированные балы в доме Энгельгардта. Драма была возвращена Лермонтову для дальнейших исправлений.

Вторая редакция

Желая избегнуть коренных изменений текста, автор добавил новый, четвёртый, акт и ввёл фигуру Неизвестного. В его образе судьба карает героя.

Третья редакция

Цензура опять не пустила пьесу на сцену. Тогда Лермонтов подвергает драму столь капитальной переработке, что название приходится изменить с «Маскарада» на «Арбенин». Но даже и в таком искалеченном виде пьеса не устраивает грозного цензора.

Возможно, истинной причиной является то, что в основу произведения положено реальное происшествие. Об этом свидетельствует то, что Нину называют Настасьей Павловной. Всего один раз за всю пьесу, но во всех редакциях и переделках. Должно быть, это было намёком для публики об истинных обстоятельствах, положенных в основу романа. Уцелела и дошла до нас только вторая, четырёхчастная, редакция пьесы.

Вывод

Не только Арбенин виноват в смерти жены. Виноваты также Казарин, Шприх, Баронесса и многие другие — все они, желая достигнуть своих целей, не сказали в своё время правды или, наоборот, подлили масло в огонь. Об этом и говорит нам автор, дав название пьесе «Маскарад».

Единственная пьеса, написанная Лермонтовым именно для сцены, так и не была поставлена при жизни автора, но её ставят, смотрят и читают в наше время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: