Маленькому ребенку шофер кажется необыкновенно могущественным человеком, чуть ли не героем: ведь он приводит в движение огромную машину. Во всяком случае, это тот человек, которому хотят подражать, на которого стараются походить. И глухие дети в своих первых отобраз'ительных играх подражают действиям шофера: они без конца вертят руль и гудят. Собственно, этим и исчерпывается вся их игра на эту тему. Задача воспитателя состоит в том, чтобы, используя интерес детей к деятельности шофера, дать им некоторые знания и умения, на основе которых они смогут развить сюжетную, творческую игру.
Несмотря на то что каждый ребенок многократно видел и машины, и шоферов, подготовку к игре надо начать с организации специальных наблюдений за деятельностью шофера. Они должны направляться воспитателем и сопровождаться его рассказом, объяснением. Очень хорошим поводом для первого детального знакомства детей с работой шофера может служить наблюдение за тем, как в детский сад привозят, продукты. Показав и объяснив, как шофер привез продукты, что он привез и что из этих продуктов потом будут готовить, надо осмотреть с детьми машину, в том числе и кабину шофера.
|
|
•Следующий этап в подготовке к игре — наблюдение за тем, как привозят продукты в соседние магазины. Гуляя с детьми по улице, можно остановиться то у одного, то у другого магазина и понаблюдать, как выгружают привезенные продукты: молоко, хлеб, овощи, фрукты и т. д. Разумеется, не обязательно показывать все это в течение одной экскурсии, можно провести несколько прогулок. Если локаз будет сопровождаться интересным рассказом, дети с неослабевающим вниманием будут в течение нескольких дней наблюдать по существу одно и то же. В результате они должны понять, что быть шофером — это вовсе не значит просто крутить руль и гудеть, что шофер ездит на машине для того, чтобы привезти хлеб, молоко и т. д. 58
Впечатления, полученные детьми во время таких прогулок, надо закрепить в беседе по картине или по открыткам. В ходе этих бесед необходимо акцентировать общественную значимость деятельности шофера, подчеркнуть значение его деятельности для других.
Затем воспитатель организует обыгрывание игрушечных автомобилей. Например, детям дают вылепленные ими на занятиях овощи, фрукты, хлебные и кондитерские изделия, мебель, сделанную из бумаги. Воспитатель советует отвезти продукты в детский сад, товары — в магазин, перевезти из магазина мебель в новый дом, покатать кукол, отвезти их на дачу и т. д. В ходе этих игр дети знакомятся с возможностью многообразного использования игрушки, с ее игровым применением в разных ситуациях, закрепляют все то, что они узнали во время своих наблюдений и бесед с воспитателем.
|
|
Для обогащения опыта детей, их знаний надо показать им на улице- разные машины (для перевозки молока, хлеба, грузовые, легковые, пожарную, скорую медицинскую помощь, по возможности показать в действии снегоочиститель, машины, поливающие улицу, подметающие, посыпающие песком), объясняя назначение каждой из них. При этом надо подчеркнуть, что все то, что делают эти машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофера.
Следует закрепить полученные детьми во время этих
згулок знания, рассматривая с ними картины, изобра-
ше улицу с различными видами машин, и в "по-
лной игре с элементом сюжета. Для этой игры надо
>товить картонные рули и палочку для регулиров-
^уть игры заключается в том, что каждый ребе-
шравляя рулем, движется по комнате в том направ-
гении, которое указывает ему милиционер своей палоч-
ли РУкой). Регулировщик может менять направ-
жения, останавливать транспорт. Эта простая
ра при хорошей организации доставляет детям много
жет" °НеЦ' последний этап в подготовке детей к сю-- просмотр диафильма, показывающего 'Дь конкретный случай деятельности шофера Щий з1егьВЛДЫ машин- Бсли 'не Удастся найти подходя-ЛЬМ' м'ожно вместо него показать специально
олобп
открытки, рисунки. Если эти открытки бу-
дут яркими, а'объяснение, сопровождающее показ, — живым и эмоциональным, дети получат не меньше пользы и удовольствия, чем от просмотра диафильма.
Для проведения игры надо, сдвинув детские стульчики, сделать большой автомобиль. Хорошим поводом для совместной поездки на этом автомобиле может быть переезд на дачу (или, наоборот, с дачи в город). Предупредив детей о.предстоящем переезде, надо собрать с ними вещи, погрузить их в машину и сесть самим. Воспитатель назначает водителя. По дороге надо рассказывать детям о том, мимо чего проезжает машина. В результате этого переезда кукольный уголок перемещается в другую часть комнаты (что вообще необходимо время от времени). Разобрав вещи на даче и устроившись на новом месте, надо попросить шофера привезти продукты, потом повезти детей в лес за грибами и ягодами или на речку купаться и загорать и т. д. Через несколько дней игру можно повторить в другом варианте — переехать с дачи в город, повезти детей посмотреть, как украсили к празднику улицы, отвезти всех к доктору, чтобы взвесить после дачи, и т. д.
Дальнейшее развитие игры должно идти по линии подключения ее к другим игровым темам, таким, как «Магазин», «Театр», «Детский сад» и др.
Игра в «театр»
Подготовить детей к этой игре намного труднее, чем к играм в «магазин» или в «автобус». В этой области лич-1 ный опыт детей значительно беднее. Подготовку к игре можно начать лишь после того, как детям во время утренника покажут кукольный спектакль или они сами по-1 бывают в театре (кроме того, перед ними могут высту-i пить артисты). Как обычно, впечатления детей нужно си-! схематизировать и подытожить, рассматривая с ними! картину и беседуя по ее содержанию.
В пользование детям должны быть даны одна-две куклы бибабо. После кукольного спектакля дети очень; охотно начинают играть ими. Чтобы поддержать этот интерес, сделать его устойчивым, надо обучить детей! правильно пользоваться куклами, производить с их по-| мощью отдельные действия отобразительного характера, научить отдельным игровым приемам. Конечно, обучение) 60
должно носить не нарочитый характер., быть не сухим и дидактическим, а осуществляться в процессе игры с куклами. Кукла может здороваться, махать рукой, хлопать в ладоши, кланяться, чесать лоб или щеку, гладить детей по голове, плясать и т. д. Детям, как правило, это доставляет огромное удовольствие, и они с радостью подражают воспитателю, заставляя куклу проделывать те действия, которые он показывал им. Так, постепенно, дети под руководством и при помощи воспитателя научаются управлять куклами и овладевают отдельными игровыми приемами.
|
|
Следующий этап подготовки к игре - - изготовление с детьми игровых атрибутов. Дети рисуют красивые билеты, делают деньги. Вослитатель готовит большие таблички со словами «Театр», «Касса».
Желательно перед игрой еще раз побеседовать с детьми по картине или показать им диафильм с соответствующим содержанием. Для проведения первой игры необходимо участие двух взрослых: один управляет куклами, другой переводит и объясняет все детям. В этом может помочь педагог, сменный воспитатель, няня. Для игры можно пригласить воспитателя и детей из другой группы. Перед игрой детям раздают кошельки с деньгами, их просят посмотреть, в порядке ли их туалет, аккуратно ли они причесаны, так как уже пора ехать в театр. Дети выходят из детского сада (групповой) и идут на остановку, где уже заранее приготовлен автобус (его можно устроить даже в другой комнате — столовой или соседней групповой). В автобусе дети расплачиваются с кондуктором, получают у него билеты и едут до остановки «Театр». Подойдя к театру, они должны найти кассу и купить там театральные билеты, предъявить их контролеру и занять места в зрительном зале.
Сбоку от сцены сидит один из взрослых, обязанность которого — комментировать, пояснять все происходящее и говорить (устно и дактильно) все, что говорят герои представления. Разумеется, делать это надо очень живо -I эмоционально, так как, если объяснение будет -бледным и неинтересным, дети не захотят ради него отвлекаться °т действия, происходящего на сцене. В результате они воспримут многое поверхностно, а иногда и заведомо неверно. Поэтому надо так строить пояснение, чтобы ни одно слово не оставалось незамеченным. Объяснять
происходящие события надо медленно, чтобы каждая фраза дошла до детей и отраженно была повторена ими. Для того чтобы не было разрыва между объяснением и действиями на сцене, последние надо производить в несколько замедленном темпе. В этом случае дети, получив объяснение какого-нибудь действия, его мотива и цели, смогут детально его пронаблюдать, так как уже понимают, зачем это действие выполняется. Содержание изображаемого на сцене должно быть очень несложным. Можно воспользоваться сюжетом одной из хорошо знакомых детям сказок и с помощью. кукол разыграть ее. Можно также разыграть что-нибудь близкое детям, что они часто видят, с чем повседневно сталкиваются в своей жизни, участниками чего сами бывают.
|
|
После спектакля дети аплодируют, благодарят артистов и, выйдя из театра, снова едут на автобусе в детский сад. Так или примерно так можно организовать знакомство детей с новой игрой, их участие в ней.. При повторении игры можно предоставить детям относительную свободу действия. Так, они сами едут и в театр и из театра, сами готовят нужные атрибуты (автобус, автобусные и театральные билеты, деньги и т. д.), сами исполняют основные роли: кондуктора, воспитательницы или родителей с детьми, водителя, кассира, контролера. За воспитателем остается роль ведущего: он еще сам| управляет куклами, но уже со второй-третьей игры, если дети в процессе подготовки к ней хорошо овладели способом управления куклами, игровыми приемами, воспитатель привлекает их и для самого спектакля. Постепенно воспитатель все больше втягивает детей в активное участие в представлении, оставляя за собой лишь право направлять их действия, помогать им, объяснять то, что они изображают, зрителям. Теперь руководство игрой должно заключаться в том, чтобы помочь детям согласовать свои действия, придумать содержание того, что они хотят изобразить, помочь реализовать замысел, а если •нужно, то и показать, научить, как совершать то или иное действие. В представлениях должны найти свое место не только повседневно наблюдаемые детьми действия бытового характера, но и то, что они видят реже, например действия доктора.
Нужно научить детей, играя в «театр», использовать не только специальных кукол, но и другие игрушки: ав-62
томобили, животных, матрешек. Когда дети убеждаются в преимуществе использования в игре дополнительных игрушек, перед ними открываются широкие перспективы для развития игры, и инициативе детей в этом направлении нет предела.
Когда игра будет полностью освоена детьми, необходимо" объяснить им, что словом «театр» обозначается спектакль и тогда, когда артистами бывают не куклы, а люди. Для этого, нужно провести другой вариант игры. Когда дети это поймут, они, безусловно, видоизменят и свою игру. Кукольные спектакли будут чередоваться с такими, где определенные роли будут брать на себя сами дети. Они будут разыгрывать для зрителей содержание хорошо им знакомых сказок и небольшие сценки.
В дальнейшем руководство этой игрой должно заключаться в том, чтобы помочь детям изменить содержание их пьес, изменить действия, выполняемые в ходе игры.'