Игра в «шоферов»

Маленькому ребенку шофер кажется необыкновенно могущественным человеком, чуть ли не героем: ведь он приводит в движение огромную машину. Во всяком слу­чае, это тот человек, которому хотят подражать, на ко­торого стараются походить. И глухие дети в своих пер­вых отобраз'ительных играх подражают действиям шо­фера: они без конца вертят руль и гудят. Собственно, этим и исчерпывается вся их игра на эту тему. Задача воспитателя состоит в том, чтобы, используя интерес де­тей к деятельности шофера, дать им некоторые знания и умения, на основе которых они смогут развить сюжет­ную, творческую игру.

Несмотря на то что каждый ребенок многократно ви­дел и машины, и шоферов, подготовку к игре надо начать с организации специальных наблюдений за деятельно­стью шофера. Они должны направляться воспитателем и сопровождаться его рассказом, объяснением. Очень хо­рошим поводом для первого детального знакомства де­тей с работой шофера может служить наблюдение за тем, как в детский сад привозят, продукты. Показав и объяснив, как шофер привез продукты, что он привез и что из этих продуктов потом будут готовить, надо осмот­реть с детьми машину, в том числе и кабину шофера.

•Следующий этап в подготовке к игре — наблюдение за тем, как привозят продукты в соседние магазины. Гу­ляя с детьми по улице, можно остановиться то у одного, то у другого магазина и понаблюдать, как выгружают привезенные продукты: молоко, хлеб, овощи, фрукты и т. д. Разумеется, не обязательно показывать все это в течение одной экскурсии, можно провести несколько прогулок. Если локаз будет сопровождаться интересным рассказом, дети с неослабевающим вниманием будут в течение нескольких дней наблюдать по существу одно и то же. В результате они должны понять, что быть шофе­ром — это вовсе не значит просто крутить руль и гудеть, что шофер ездит на машине для того, чтобы привезти хлеб, молоко и т. д. 58


Впечатления, полученные детьми во время таких про­гулок, надо закрепить в беседе по картине или по от­крыткам. В ходе этих бесед необходимо акцентировать общественную значимость деятельности шофера, под­черкнуть значение его деятельности для других.

Затем воспитатель организует обыгрывание игрушеч­ных автомобилей. Например, детям дают вылепленные ими на занятиях овощи, фрукты, хлебные и кондитер­ские изделия, мебель, сделанную из бумаги. Воспита­тель советует отвезти продукты в детский сад, товары — в магазин, перевезти из магазина мебель в новый дом, по­катать кукол, отвезти их на дачу и т. д. В ходе этих игр дети знакомятся с возможностью многообразного ис­пользования игрушки, с ее игровым применением в раз­ных ситуациях, закрепляют все то, что они узнали во время своих наблюдений и бесед с воспитателем.

Для обогащения опыта детей, их знаний надо пока­зать им на улице- разные машины (для перевозки моло­ка, хлеба, грузовые, легковые, пожарную, скорую меди­цинскую помощь, по возможности показать в действии снегоочиститель, машины, поливающие улицу, подме­тающие, посыпающие песком), объясняя назначение каждой из них. При этом надо подчеркнуть, что все то, что делают эти машины, можно осуществить только бла­годаря деятельности шофера.

Следует закрепить полученные детьми во время этих

згулок знания, рассматривая с ними картины, изобра-

ше улицу с различными видами машин, и в "по-

лной игре с элементом сюжета. Для этой игры надо

>товить картонные рули и палочку для регулиров-

^уть игры заключается в том, что каждый ребе-

шравляя рулем, движется по комнате в том направ-

гении, которое указывает ему милиционер своей палоч-

ли РУкой). Регулировщик может менять направ-

жения, останавливать транспорт. Эта простая

ра при хорошей организации доставляет детям много

жет" °НеЦ' последний этап в подготовке детей к сю-- просмотр диафильма, показывающего 'Дь конкретный случай деятельности шофера Щий з1егьВЛДЫ машин- Бсли 'не Удастся найти подходя-ЛЬМ' м'ожно вместо него показать специально

олобп

открытки, рисунки. Если эти открытки бу-


дут яркими, а'объяснение, сопровождающее показ, — живым и эмоциональным, дети получат не меньше поль­зы и удовольствия, чем от просмотра диафильма.

Для проведения игры надо, сдвинув детские стульчи­ки, сделать большой автомобиль. Хорошим поводом для совместной поездки на этом автомобиле может быть пе­реезд на дачу (или, наоборот, с дачи в город). Преду­предив детей о.предстоящем переезде, надо собрать с ними вещи, погрузить их в машину и сесть самим. Вос­питатель назначает водителя. По дороге надо рассказы­вать детям о том, мимо чего проезжает машина. В ре­зультате этого переезда кукольный уголок перемеща­ется в другую часть комнаты (что вообще необходимо время от времени). Разобрав вещи на даче и устроив­шись на новом месте, надо попросить шофера привезти продукты, потом повезти детей в лес за грибами и яго­дами или на речку купаться и загорать и т. д. Через не­сколько дней игру можно повторить в другом вариан­те — переехать с дачи в город, повезти детей посмот­реть, как украсили к празднику улицы, отвезти всех к доктору, чтобы взвесить после дачи, и т. д.

Дальнейшее развитие игры должно идти по линии подключения ее к другим игровым темам, таким, как «Магазин», «Театр», «Детский сад» и др.

Игра в «театр»

Подготовить детей к этой игре намного труднее, чем к играм в «магазин» или в «автобус». В этой области лич-1 ный опыт детей значительно беднее. Подготовку к игре можно начать лишь после того, как детям во время ут­ренника покажут кукольный спектакль или они сами по-1 бывают в театре (кроме того, перед ними могут высту-i пить артисты). Как обычно, впечатления детей нужно си-! схематизировать и подытожить, рассматривая с ними! картину и беседуя по ее содержанию.

В пользование детям должны быть даны одна-две куклы бибабо. После кукольного спектакля дети очень; охотно начинают играть ими. Чтобы поддержать этот интерес, сделать его устойчивым, надо обучить детей! правильно пользоваться куклами, производить с их по-| мощью отдельные действия отобразительного характера, научить отдельным игровым приемам. Конечно, обучение) 60


должно носить не нарочитый характер., быть не сухим и дидактическим, а осуществляться в процессе игры с кук­лами. Кукла может здороваться, махать рукой, хлопать в ладоши, кланяться, чесать лоб или щеку, гладить де­тей по голове, плясать и т. д. Детям, как правило, это до­ставляет огромное удовольствие, и они с радостью под­ражают воспитателю, заставляя куклу проделывать те действия, которые он показывал им. Так, постепенно, де­ти под руководством и при помощи воспитателя науча­ются управлять куклами и овладевают отдельными игро­выми приемами.

Следующий этап подготовки к игре - - изготовление с детьми игровых атрибутов. Дети рисуют красивые би­леты, делают деньги. Вослитатель готовит большие таб­лички со словами «Театр», «Касса».

Желательно перед игрой еще раз побеседовать с детьми по картине или показать им диафильм с соответ­ствующим содержанием. Для проведения первой игры не­обходимо участие двух взрослых: один управляет кукла­ми, другой переводит и объясняет все детям. В этом мо­жет помочь педагог, сменный воспитатель, няня. Для игры можно пригласить воспитателя и детей из другой группы. Перед игрой детям раздают кошельки с деньгами, их просят посмотреть, в порядке ли их туалет, аккуратно ли они причесаны, так как уже пора ехать в театр. Дети выходят из детского сада (групповой) и идут на оста­новку, где уже заранее приготовлен автобус (его можно устроить даже в другой комнате — столовой или сосед­ней групповой). В автобусе дети расплачиваются с кон­дуктором, получают у него билеты и едут до остановки «Театр». Подойдя к театру, они должны найти кассу и купить там театральные билеты, предъявить их контро­леру и занять места в зрительном зале.

Сбоку от сцены сидит один из взрослых, обязанность которого — комментировать, пояснять все происходящее и говорить (устно и дактильно) все, что говорят герои представления. Разумеется, делать это надо очень живо -I эмоционально, так как, если объяснение будет -бледным и неинтересным, дети не захотят ради него отвлекаться °т действия, происходящего на сцене. В результате они воспримут многое поверхностно, а иногда и заведомо не­верно. Поэтому надо так строить пояснение, чтобы ни одно слово не оставалось незамеченным. Объяснять


происходящие события надо медленно, чтобы каждая фраза дошла до детей и отраженно была повторена ими. Для того чтобы не было разрыва между объяснением и действиями на сцене, последние надо производить в не­сколько замедленном темпе. В этом случае дети, полу­чив объяснение какого-нибудь действия, его мотива и цели, смогут детально его пронаблюдать, так как уже понимают, зачем это действие выполняется. Содержа­ние изображаемого на сцене должно быть очень неслож­ным. Можно воспользоваться сюжетом одной из хорошо знакомых детям сказок и с помощью. кукол разыграть ее. Можно также разыграть что-нибудь близкое детям, что они часто видят, с чем повседневно сталкиваются в своей жизни, участниками чего сами бывают.

После спектакля дети аплодируют, благодарят арти­стов и, выйдя из театра, снова едут на автобусе в дет­ский сад. Так или примерно так можно организовать знакомство детей с новой игрой, их участие в ней.. При повторении игры можно предоставить детям относитель­ную свободу действия. Так, они сами едут и в театр и из театра, сами готовят нужные атрибуты (автобус, авто­бусные и театральные билеты, деньги и т. д.), сами ис­полняют основные роли: кондуктора, воспитательницы или родителей с детьми, водителя, кассира, контролера. За воспитателем остается роль ведущего: он еще сам| управляет куклами, но уже со второй-третьей игры, если дети в процессе подготовки к ней хорошо овладели спосо­бом управления куклами, игровыми приемами, воспита­тель привлекает их и для самого спектакля. Постепенно воспитатель все больше втягивает детей в активное уча­стие в представлении, оставляя за собой лишь право на­правлять их действия, помогать им, объяснять то, что они изображают, зрителям. Теперь руководство игрой долж­но заключаться в том, чтобы помочь детям согласовать свои действия, придумать содержание того, что они хо­тят изобразить, помочь реализовать замысел, а если •нужно, то и показать, научить, как совершать то или иное действие. В представлениях должны найти свое место не только повседневно наблюдаемые детьми дей­ствия бытового характера, но и то, что они видят реже, например действия доктора.

Нужно научить детей, играя в «театр», использовать не только специальных кукол, но и другие игрушки: ав-62


томобили, животных, матрешек. Когда дети убеждаются в преимуществе использования в игре дополнительных игрушек, перед ними открываются широкие перспективы для развития игры, и инициативе детей в этом направ­лении нет предела.

Когда игра будет полностью освоена детьми, необхо­димо" объяснить им, что словом «театр» обозначается спектакль и тогда, когда артистами бывают не куклы, а люди. Для этого, нужно провести другой вариант игры. Когда дети это поймут, они, безусловно, видоизменят и свою игру. Кукольные спектакли будут чередоваться с такими, где определенные роли будут брать на себя са­ми дети. Они будут разыгрывать для зрителей содержа­ние хорошо им знакомых сказок и небольшие сценки.

В дальнейшем руководство этой игрой должно за­ключаться в том, чтобы помочь детям изменить содержа­ние их пьес, изменить действия, выполняемые в ходе игры.'


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: