К сожалению, нет такого ребенка, который бы ни разу в жизни не болел, ни разу в жизни не бъ\д в поликлинике. Прзктич1ески каждый ребенок многократно сталкивался с деятельностью врача, испытыва.д на себе ее результаты. Жизненный опыт детей проявляется в отдельных отобразительных действиях. Так, о}щ; например, делают уколы или бинтуют руку. Однако ^того личного опыта недостаточно для самостоятельного возникновения игры, в которой последовательно и полно Изображалась бы деятельность врача, сестры, адекватно отразились бы их действия. Не получая из-за затрудненного речевого общения соответствующих разъяснений npfe столкновении с различными жизненными явлениями, дети воспринимают их поверхностно, часто не понимая ни ТОГО) зачем то или другое делают, ни того, почему то или иное происходит. Игра детей в «доктора» можетр возникнуть только тогда, когда дети поймут смысл, мотивы и цель деятельности врача, усвоят, что доктор доС)рь1И; чт OH хочет, чтобы все были здоровы, а если кто-нибудь заболевает, он лечит его, помогает ему выздороветь. Когда дети осознают это, у них возникнет желани^ подражать врачу, быть такими, как он. Если воспитатели, объясняет это детям эмоционально, убедительно, то возйщкшие у них в процессе игры интерес к врачу, доброжелательное к нему отношение нередко переносятся ими в ^изнь, и ребенок начинает спокойно, без плача и капризов, принимать помощь врача, когда в этом возникает необходимость.
|
|
Мы полагаем, что эта игра имеет не то,дько познавательное значение, но и воспитательное, «формируя у Ребенка положительное отношение к врачу.
Детей ежегодно водят в поликлинику на флюорографию, к зубному врачу. Этим удобно воспользоваться для подготовки к игре.-
Перед тем как вести детей в поликлинику, надо им объяснить, что они не должны пугаться, когда будет темно (если их ведут на рентген) или что нужно потерпеть, когда им будут лечить зубы. В поликлинике надо показать детям не только рентгеновский или зубной кабинет, а как можно больше кабинетов и объяснить им все, что они увидят. При этом надо все время проводить одну мысль: доктор старается, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто-нибудь заболевает, он лечит, делает так, чтобы у детей не болели уши, зубы, чтобы можно было гулять, играть, заниматься.
После посещения поликлиники надо подытожить с детьми все, что они узнали и вспомнили из своих прежних посещений. Поводом для этого может быть рассматривание открыток, рисунков, изображающих различные моменты деятельности врача. Воспитатель задает детям вопросы по содержанию картинок, привлекает их внимание к самому существенному, стимулирует их к р-асспро-сам, объясняет все, что изображено. Затем все эти рисунки вывешивают в групповой, для того чтобы дети сами их рассматривали. На этом этапе не рекомендуется показывать детям картинки, изображающие игру в «доктора» с ребенком в роли врача, так как прежде необходимо, чтобы дети до конца уяснили, что деятельность врача — это очень серьезная, важная и полезная деятельность.
|
|
В детском саду надо провести с детьми экскурсию в кабинет врача и познакомить их с различными медицинскими инструментами, объяснить их назначение, показать, как ими пользуются: как, надев зеркало, врач осматривает уши, нос, горло; как проверяет молоточком коленный рефлекс; как выслушивает стетоскопом; как сестра набирает шприцем лекарство; как пользуется пипеткой; как измеряет рост, взвешивает и т. д. По ходу выполнения каждого действия надо объяснять его цель, чтобы дети поняли не только, как делать ту или другую медицинскую процедуру, но и когда, в каком случае ее нужно делать и чего с ее помощью достигают. После такой экскурсии снова должна быть проведена беседа по картине (которую дети еще не видели). Это нужно сделать очень живо, так как у детей накопилось уже много 86
впечатлений, актуализировался имевшийся личный опыт, пробудился интерес. В этой беседе закрепляются впечатлений детей, расширяются их знания, подкрепляется ин-терео к теме, что необходимо для проведения игры. Очень хорошо для систематизации детских впечатлений просмотреть диафильмы, где изображена деятельность врача.
ГТосле этого нужно дать каждому ребенку лист картона^ на котором изображены медикаменты и некоторые медицинские инструменты. Под каждым рисунком должна бзуть соответствующая подпись. Так, например,' могут быть нарисованы кружочки (таблетки), бутылочки (йод, микстура, капли), термометр, стетоскоп, пипетка, шприц и т. д. Каждый ребенок по контурам вырезает нарисованные предметы, для порошков и таблеток склеивает коробочки. Воспитатель знакомит детей с игровыми способами употребления изготовленных ими предметов, обыгрывает каждый из них, показывает, как ставить кар-тонНый термометр, как макать ватку в спирт и протирать ею fyiecro укола, как набирать картонным шприцем лекарство из картонного флакона. В процессе изготовления поде-лок и их обыгрывания дети должны усвоить их названия.
Кх>гда дети овладеют некоторыми способами игрового употребления предметов, надо рассмотреть с ними ряд картинок, изображающих соответствующую игру, где роли врача, сестры, пациентов исполняют дети. Теперь дети подготовлены к "пониманию этих картинок. Хорошо сопоставить их с картинками, на которых изображены раз-личЦые действия настоящего врача. И эти рисунки надо тож& вывесить в групповой для поддержания интереса детей к теме.
ft качестве игрового материала можно использовать: 1) и~:гровой набор «Кукольный доктор»; 2) самодельные игрушки из картона; 3) ряд условных предметов; 4) не-котофые реальные предметы. Мы полагаем, что целесооб-paaHiee всего начать обучение этой игровой теме с исполь-зовэ.ния самодельных игровых предметов. Во-первых, в процессе изготовления предметов дети овладевают и спо-собощ действия с ними (при обыгрывании каждой поделки воспитателем); во-вторых, введенные в игру после ярких и объемных готовых игрушек плоские картонные са-мод%льные игрушки не привлекают детей. Введенные же самодельных готовые игрушки охотно принимают-
Игра в «доктора».
ся де*ьми, видоизменяют их игру, обогащают ее, вызывая новые игровые действия, стимулируют детей к возобновлению игры.
Часто воспитатели стараются ввести в эту игру как можно больше реальных предметов. Однако опыт показывает, что их количество в каждой игре должно быть ограничено. Так, если детям для игры дали пипетку, то воду им давать не нужно (в качестве лекарств), иначе игра с ней оттесняет на второй план необходимые по ситуации игровые действия детей — все недуги они начинают лечить каплями, применять их вне зависимости от жалоб пациентов. Число реальных предметов, вносимых в эту игру, нужно ограничить ватой, бинтом, шпателем, бутылочками (пустыми) с надписями, баночками (от мази).
|
|
При использовании в игре самодельных предметов бутылочки можно делать из картона. Нижнюю часть бутылочек отгибают под прямым углом, благодаря чему они приобретают устойчивость. На каждой бутылочке (настоящей или картонной) должна быть надпись, сделанная печатными буквами: «Спирт», «Капли», «Микстура», «Лекарство для уколов».
со
Постепенно в игру с самодельными предметами следует включать и предметы-заменители. Так, наряду с детскими поделками в игре можно использовать некоторые детали из строительного набора: короткие цилиндры в качестве бутылочек с различными лекарствами (для начала можно их снабдить соответствующими этикетками, приклеенными крахмалом), конус в качестве шприца, бруски разной величины вместо термометров, молоточка, шпателя, длинный цилиндр в качестве стетоскопа и т. д.
Для первой игры с детьми нужно оборудовать кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди. В кабинете к приему должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стаканчике — термометры, в коробочке — шприц, пачка горчичников (аккуратно нарезанных прямоугольных листков), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок,' капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь.
Во время первой игры роль врача должен исполнять воспитатель. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже Чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с пациентами, уча тем самым детей вести необходимую по ходу игры беседу, которая определяет собой и направляет многие игровые действия. На следующий день воспитатель поручает роль врача и сестры наиболее развитым детям группы, а на себя берет роль первого пациента. Явившись на прием первым, он старается помочь своей беседой войти в роль еще неопытному врачу, помогает ему на первых порах то прямыми, то косвенными вопросами, советами. В дальнейшем надо строго следить за тем, чтобы дети менялись ролями, чтобы наиболее привлекательная для них роль врача не доставалась каждый раз одному и тому же ребенку.
|
|
Освоенная в таком виде игра должна быть со временем изменена внесением готовых игрушек, добавлением реальных предметов (кроме бинта и ваты, бутылочек и баночек). Это оживит игру детей, вызовет новые действия, усилит желание играть. В дальнейшем развитие иг-
«Г,
Через некоторое время дТя 'я Д™ И Тот же вРа смотреть с детьми ряд забавив ™ ИГрЫ на*° Щих детей, лечащих р?злт££"Л^*». изображаю-лью надо показать и объяснить ерЮШеК' С этой же Де-«Аиболиту» к. И. Чуковского\,ДеТЯМ иллк>страции к сказке диафильм. ЭлЗЙЙвЙ" Одхелаяный п° этой Детей в.доктора,, так иГРП'-ит как игру
Игра в «парикмахерскую*
• " ~^ ""* **
Каждый из детей неоднократно бывал в парикмахерской в качестве клиента и потому имеет личный опыт в этой области. Однако ребенку многое из того, что он наблюдает, остается неясным, непонятным, так как он не получает соответствующих разъяснений от родителей, которые его туда водят. Поэтому, если ребенок и пытается в игровой форме отразить отдельные действия, которые он наблюдал при посещении парикмахерской, эти попытки носят эпизодический характер. На основе имеющихся у детей отрывочных впечатлений и единичных отобра-зительных действий развернутая сюжетно-ролевая игра развиться не может. Для ее возникновения необходимы систематизированные впечатления и определенный уровень знаний. Все это дети могут получить во время экскурсии в парикмахерскую.
Предварительно договорившись с родителями, надо заручиться- разрешением двух-трех из них подстричь их детей. Обратив внимание детей на то, что Коля, Юра, Оля аккуратно, красиво подстрижены и причесаны, следует сказать им, что у Тани и Вити выросли длинные волосы, они некрасиво, неаккуратно торчат, поэтому им надо пойти в парикмахерскую и подстричься. Затем надо сказать детям, что сейчас они пойдут в парикмахерскую, там Тане и Вите будут стричь волосы, а все ребята посмотрят, как тетя будет это делать. Такая беседа подготовит детей к экскурсии и настроит их соответствующим образом.
В этой беседе детям должно быть дано слово «парикмахерская». Выходя на экскурсию, на вопрос воспитателя: «Куда мы идем?» -- они должны с помощью таблички ответить: «Мы идем в парикмахерскую». Подойдя 90
к парикмахерской, надо обратить внимание детей на вывеску, прочитав ее 2 —.3 раза. В парикмахерской нужно показать им инструменты, которыми работают мастера, познакомить детей с их названиями, назначением, способом действия с ними. Чтобы дети могли понаблюдать за работой парикмахера, воспитатель просит подстричь нескольких детей, которые таким образом вступают с мастером в контакт, участвуют в его деятельности в качестве клиентов. При этом надо обратить внимание детей на те отношения, в которые вступают мастер, кассир, клиенты, уборщица. Дети наблюдают, как их товарищей стригут, как они благодарят мастера, как сами платят в кассу, отдают чек мастеру и т. д. По ходу дела-воспитатель объясняет детям все, что они видят; подчеркивает вежливость мастера, его желание как можно лучше обслужить клиента, сделать его красивым, аккуратным; обращает внимание детей на его отношения с другими работниками парикмахерской. Воспитатель должен осмотреть подстриженных детей, сказать, что теперь они аккуратные, красивые, показать их головки всем детям, поблагодарить мастера.
Полученные детьми во время экскурсии впечатления и знания надо систематизировать, рассматривая с ними картинки, изображающие парикмахерскую, работу па-ракмахера.
При этом воспитатель должен ставить детям вопросы так, чтобы они, отвечая на них, могли привлечь и собственный опыт, приобретенный во время экскурсии. После совместного рассматривания картинок их вывешивают в групповой, чтобы дети при желании могли посмотреть их снова.
Затем надо изготовить с детьми предметы, необходимые для игры в «парикмахерскую»: вырезать из картона по нарисованным контурам расческу, бритву, кисточку, машинку, ножницы, флаконы, пульверизатор, зеркало. Зеркало надо с одной стороны обклеить целлофановой бумагой, а с другой стороны подклеить к нему подставку. К пульверизатору в качестве резиновой трубки приклеивают одним концом ленточку, а другой ее конец приклеивают к флакону, на котором изображен уровень находящегося в нем одеколона. Ножницы, машинку и бритву Делает воспитатель. Каждый из этих предметов состоит из двух частей, скрепленных ниткой, благодаря чему эти
Игра в «парикмахерскую».
части подвижны. Нижнюю часть флаконов для устойчивости отгибают под прямым углом. Когда поделки готовы, воспитатель обыгрывает их, показывает детям способы игрового использования каждой. В процессе изготовления и обыгрывания поделок дети усваивают их названия.
Теперь для уточнения уже сложившихся у детей представлений полезно провести повторную экскурсию в парикмахерскую: располагая определенными знаниями, дети смогут больше увидеть, чем во время первой экскурсии.
Обучая детей этой игре, целесообразно придерживаться такой последовательности при введении игровых предметов: а) самоделки; б) предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вместо зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы); в) некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа); г) набор специальных игрушек «Детский парикмахер». Целесообразнее всего сначала вводить в игру самодельные предметы: во-первых, дети при изготовлении этих поделок знакомились и со способом их употребления; во-вторых, если дети научатся- играть, используя самодельные предметы, для них не представит трудности развернуть игру с готовыми игрушками. Напротив, готовые игрушки помогут обновить и обогатить игру, когда она прочно войдет в репертуар детей. В-третьих, яркие и занятные готовые игрушки с радостью будут приняты детьми после самодельных и условных, тогда как самодельные предметы, введенные после готовых игрушек, не вызовут интереса, не будут стимулировать детей к обновлению игры, фактически не будут ими приняты. В-четвертых, готовые игрушки, введенные в начале обучения.игровой теме, могут отвлечь детей от смысла выполняемых игровых действий. Условные предметы следует вносить в игру постепенно --по два-три. Их необходимо обыгрывать с детьми, показывать способы и возможности их употребления.
Не надо злоупотреблять одновременным «введением в игру большого количества реальных предметов. Некоторые из них, например чистую простынку (которой покрывают клиента во время стрижки), можно давать всегда, -когда бы дети ни играли в «парикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточку, расческу, - - избирательно.
Например, если в основном в игре используют условные предметы, можно дополнительно дать детям настоящую кисточку или зеркало. Несколько реальных предметов, одновременно внесенных в игру, могут отвлекать детей от игровых действий. Так, например, если дать детям зеркало и расческу, их игра, как правило, сводится к простому причесыванию перед зеркалом.
Готовые игрушки из набора «Парикмахерская» лучше всего дать детям уже тогда, когда игра освоена, для того чтобы оживить ее и видоизменить.
Пр'И первом проведении игры роль парикмахера берет на себя воспитатель. обоими действиями, вопросами, репликами он направляет ход игры. Воспитатель должен так строить свой диалог с ребенком, задавать ему такие вопросы, чтобы, отвечая на них, ребенок определял характер своего поведения в игре, свои игровые действия. Если ребенок не знает, как.вести себя, воспитатель опрашивает у него: «Вам подстричь волосы?» Обрадованный ребенок отвечает утвердительно. Получив ответ, воспитатель спрашивает, ножницами или машинкой подстричь его, нужно ли употребить одеколон, просит клиента нагнуть голову, закрыть глаза и т. д. На следующий день роль парикмахера нужно поручить кому-нибудь из детей, а воспитатель, став клиентом, опять руководит игрой. Войдя в парикмахерскую, он сам просит подстричь его ножницами или машинкой и т. д. Советом, репликой, вопросом воспитатель направляет ход игры, и это не нарушает ее, так как вое рекомендации по/даются участником игры, изнутри игры и не носят характера постороннего вмешательства.
Видоизменение игры должно идти сначала за счет замены игровых предметов, которыми дети оперируют. Затем надо помочь детям развить и обогатить замысел и сюжет игры. Так, стрижка в парикмахерской может подчиняться какой-то определенной цели, например: дети подстриглись, чтобы идти в театр, на праздник или в детский сад, дети приходят на экскурсию и т. д.