Игра в «поликлинику»

К сожалению, нет такого ребенка, который бы ни ра­зу в жизни не болел, ни разу в жизни не бъ\д в поликли­нике. Прзктич1ески каждый ребенок многократно стал­кивался с деятельностью врача, испытыва.д на себе ее результаты. Жизненный опыт детей проявляется в от­дельных отобразительных действиях. Так, о}щ; например, делают уколы или бинтуют руку. Однако ^того личного опыта недостаточно для самостоятельного возникновения игры, в которой последовательно и полно Изображалась бы деятельность врача, сестры, адекватно отразились бы их действия. Не получая из-за затрудненного речевого общения соответствующих разъяснений npfe столкнове­нии с различными жизненными явлениями, дети воспри­нимают их поверхностно, часто не понимая ни ТОГО) за­чем то или другое делают, ни того, почему то или иное происходит. Игра детей в «доктора» можетр возникнуть только тогда, когда дети поймут смысл, мотивы и цель деятельности врача, усвоят, что доктор доС)рь1И; чт OH хочет, чтобы все были здоровы, а если кто-нибудь забо­левает, он лечит его, помогает ему выздороветь. Когда дети осознают это, у них возникнет желани^ подражать врачу, быть такими, как он. Если воспитатели, объясняет это детям эмоционально, убедительно, то возйщкшие у них в процессе игры интерес к врачу, доброжелательное к нему отношение нередко переносятся ими в ^изнь, и ре­бенок начинает спокойно, без плача и капризов, прини­мать помощь врача, когда в этом возникает необходи­мость.

Мы полагаем, что эта игра имеет не то,дько позна­вательное значение, но и воспитательное, «формируя у Ребенка положительное отношение к врачу.


Детей ежегодно водят в поликлинику на флюорогра­фию, к зубному врачу. Этим удобно воспользоваться для подготовки к игре.-

Перед тем как вести детей в поликлинику, надо им объяснить, что они не должны пугаться, когда будет тем­но (если их ведут на рентген) или что нужно потерпеть, когда им будут лечить зубы. В поликлинике надо пока­зать детям не только рентгеновский или зубной кабинет, а как можно больше кабинетов и объяснить им все, что они увидят. При этом надо все время проводить одну мысль: доктор старается, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто-нибудь заболевает, он ле­чит, делает так, чтобы у детей не болели уши, зубы, что­бы можно было гулять, играть, заниматься.

После посещения поликлиники надо подытожить с детьми все, что они узнали и вспомнили из своих преж­них посещений. Поводом для этого может быть рассмат­ривание открыток, рисунков, изображающих различные моменты деятельности врача. Воспитатель задает детям вопросы по содержанию картинок, привлекает их внима­ние к самому существенному, стимулирует их к р-асспро-сам, объясняет все, что изображено. Затем все эти рисун­ки вывешивают в групповой, для того чтобы дети сами их рассматривали. На этом этапе не рекомендуется по­казывать детям картинки, изображающие игру в «докто­ра» с ребенком в роли врача, так как прежде необходимо, чтобы дети до конца уяснили, что деятельность врача — это очень серьезная, важная и полезная деятельность.

В детском саду надо провести с детьми экскурсию в кабинет врача и познакомить их с различными медицин­скими инструментами, объяснить их назначение, пока­зать, как ими пользуются: как, надев зеркало, врач осматривает уши, нос, горло; как проверяет молоточком коленный рефлекс; как выслушивает стетоскопом; как сестра набирает шприцем лекарство; как пользуется пи­петкой; как измеряет рост, взвешивает и т. д. По ходу выполнения каждого действия надо объяснять его цель, чтобы дети поняли не только, как делать ту или другую медицинскую процедуру, но и когда, в каком случае ее нужно делать и чего с ее помощью достигают. После та­кой экскурсии снова должна быть проведена беседа по картине (которую дети еще не видели). Это нужно сде­лать очень живо, так как у детей накопилось уже много 86


впечатлений, актуализировался имевшийся личный опыт, пробудился интерес. В этой беседе закрепляются впечат­лений детей, расширяются их знания, подкрепляется ин-терео к теме, что необходимо для проведения игры. Очень хорошо для систематизации детских впечатлений про­смотреть диафильмы, где изображена деятельность врача.

ГТосле этого нужно дать каждому ребенку лист кар­тона^ на котором изображены медикаменты и некоторые медицинские инструменты. Под каждым рисунком долж­на бзуть соответствующая подпись. Так, например,' могут быть нарисованы кружочки (таблетки), бутылочки (йод, микстура, капли), термометр, стетоскоп, пипетка, шприц и т. д. Каждый ребенок по контурам вырезает нарисо­ванные предметы, для порошков и таблеток склеивает коробочки. Воспитатель знакомит детей с игровыми спо­собами употребления изготовленных ими предметов, обыгрывает каждый из них, показывает, как ставить кар-тонНый термометр, как макать ватку в спирт и протирать ею fyiecro укола, как набирать картонным шприцем ле­карство из картонного флакона. В процессе изготовления поде-лок и их обыгрывания дети должны усвоить их на­звания.

Кх>гда дети овладеют некоторыми способами игрового употребления предметов, надо рассмотреть с ними ряд картинок, изображающих соответствующую игру, где ро­ли врача, сестры, пациентов исполняют дети. Теперь де­ти подготовлены к "пониманию этих картинок. Хорошо со­поставить их с картинками, на которых изображены раз-личЦые действия настоящего врача. И эти рисунки надо тож& вывесить в групповой для поддержания интереса детей к теме.

ft качестве игрового материала можно использовать: 1) и~:гровой набор «Кукольный доктор»; 2) самодельные игрушки из картона; 3) ряд условных предметов; 4) не-котофые реальные предметы. Мы полагаем, что целесооб-paaHiee всего начать обучение этой игровой теме с исполь-зовэ.ния самодельных игровых предметов. Во-первых, в процессе изготовления предметов дети овладевают и спо-собощ действия с ними (при обыгрывании каждой подел­ки воспитателем); во-вторых, введенные в игру после яр­ких и объемных готовых игрушек плоские картонные са-мод%льные игрушки не привлекают детей. Введенные же самодельных готовые игрушки охотно принимают-



Игра в «доктора».

ся де*ьми, видоизменяют их игру, обогащают ее, вызы­вая новые игровые действия, стимулируют детей к возоб­новлению игры.

Часто воспитатели стараются ввести в эту игру как можно больше реальных предметов. Однако опыт пока­зывает, что их количество в каждой игре должно быть ограничено. Так, если детям для игры дали пипетку, то воду им давать не нужно (в качестве лекарств), иначе игра с ней оттесняет на второй план необходимые по си­туации игровые действия детей — все недуги они начи­нают лечить каплями, применять их вне зависимости от жалоб пациентов. Число реальных предметов, вносимых в эту игру, нужно ограничить ватой, бинтом, шпателем, бутылочками (пустыми) с надписями, баночками (от мази).

При использовании в игре самодельных предметов бу­тылочки можно делать из картона. Нижнюю часть буты­лочек отгибают под прямым углом, благодаря чему они приобретают устойчивость. На каждой бутылочке (на­стоящей или картонной) должна быть надпись, сделан­ная печатными буквами: «Спирт», «Капли», «Микстура», «Лекарство для уколов».

со


Постепенно в игру с самодельными предметами сле­дует включать и предметы-заменители. Так, наряду с детскими поделками в игре можно использовать некото­рые детали из строительного набора: короткие цилиндры в качестве бутылочек с различными лекарствами (для начала можно их снабдить соответствующими этикетка­ми, приклеенными крахмалом), конус в качестве шпри­ца, бруски разной величины вместо термометров, моло­точка, шпателя, длинный цилиндр в качестве стетоско­па и т. д.

Для первой игры с детьми нужно оборудовать каби­нет врача и приемную, где пациенты будут ожидать сво­ей очереди. В кабинете к приему должны быть приготов­лены лекарства, инструменты: в баночке или стаканчи­ке — термометры, в коробочке — шприц, пачка горчич­ников (аккуратно нарезанных прямоугольных листков), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок,' капли, микстура, ле­карство для уколов, порошки, таблетки, мазь.

Во время первой игры роль врача должен исполнять воспитатель. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже Чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в хо­де игры. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с па­циентами, уча тем самым детей вести необходимую по ходу игры беседу, которая определяет собой и направля­ет многие игровые действия. На следующий день воспи­татель поручает роль врача и сестры наиболее развитым детям группы, а на себя берет роль первого пациента. Явившись на прием первым, он старается помочь своей беседой войти в роль еще неопытному врачу, помогает ему на первых порах то прямыми, то косвенными вопро­сами, советами. В дальнейшем надо строго следить за тем, чтобы дети менялись ролями, чтобы наиболее при­влекательная для них роль врача не доставалась каж­дый раз одному и тому же ребенку.

Освоенная в таком виде игра должна быть со време­нем изменена внесением готовых игрушек, добавлением реальных предметов (кроме бинта и ваты, бутылочек и баночек). Это оживит игру детей, вызовет новые дейст­вия, усилит желание играть. В дальнейшем развитие иг-


«Г,

Через некоторое время дТя 'я ДИ Тот же вРа смотреть с детьми ряд забавив ™ ИГрЫ на*° Щих детей, лечащих р?злт££"Л^*». изображаю-лью надо показать и объяснить ерЮШеК' С этой же Де-«Аиболиту» к. И. Чуковского\,ДеТЯМ иллк>страции к сказке диафильм. ЭлЗЙЙвЙ" Одхелаяный п° этой Детей в.доктора,, так иГРП'-ит как игру

Игра в «парикмахерскую*

• " ~^ ""* **

Каждый из детей неоднократно бывал в парикмахер­ской в качестве клиента и потому имеет личный опыт в этой области. Однако ребенку многое из того, что он на­блюдает, остается неясным, непонятным, так как он не получает соответствующих разъяснений от родителей, ко­торые его туда водят. Поэтому, если ребенок и пытается в игровой форме отразить отдельные действия, которые он наблюдал при посещении парикмахерской, эти попыт­ки носят эпизодический характер. На основе имеющихся у детей отрывочных впечатлений и единичных отобра-зительных действий развернутая сюжетно-ролевая игра развиться не может. Для ее возникновения необходимы систематизированные впечатления и определенный уро­вень знаний. Все это дети могут получить во время экс­курсии в парикмахерскую.

Предварительно договорившись с родителями, надо заручиться- разрешением двух-трех из них подстричь их детей. Обратив внимание детей на то, что Коля, Юра, Оля аккуратно, красиво подстрижены и причесаны, сле­дует сказать им, что у Тани и Вити выросли длинные во­лосы, они некрасиво, неаккуратно торчат, поэтому им на­до пойти в парикмахерскую и подстричься. Затем надо сказать детям, что сейчас они пойдут в парикмахерскую, там Тане и Вите будут стричь волосы, а все ребята по­смотрят, как тетя будет это делать. Такая беседа подго­товит детей к экскурсии и настроит их соответствующим образом.

В этой беседе детям должно быть дано слово «парик­махерская». Выходя на экскурсию, на вопрос воспита­теля: «Куда мы идем?» -- они должны с помощью таб­лички ответить: «Мы идем в парикмахерскую». Подойдя 90


к парикмахерской, надо обратить внимание детей на вы­веску, прочитав ее 2 —.3 раза. В парикмахерской нуж­но показать им инструменты, которыми работают масте­ра, познакомить детей с их названиями, назначением, способом действия с ними. Чтобы дети могли понаблю­дать за работой парикмахера, воспитатель просит под­стричь нескольких детей, которые таким образом вступа­ют с мастером в контакт, участвуют в его деятельности в качестве клиентов. При этом надо обратить внимание детей на те отношения, в которые вступают мастер, кас­сир, клиенты, уборщица. Дети наблюдают, как их това­рищей стригут, как они благодарят мастера, как сами платят в кассу, отдают чек мастеру и т. д. По ходу дела-воспитатель объясняет детям все, что они видят; подчер­кивает вежливость мастера, его желание как можно луч­ше обслужить клиента, сделать его красивым, аккурат­ным; обращает внимание детей на его отношения с дру­гими работниками парикмахерской. Воспитатель должен осмотреть подстриженных детей, сказать, что теперь они аккуратные, красивые, показать их головки всем детям, поблагодарить мастера.

Полученные детьми во время экскурсии впечатления и знания надо систематизировать, рассматривая с ними картинки, изображающие парикмахерскую, работу па-ракмахера.

При этом воспитатель должен ставить детям вопросы так, чтобы они, отвечая на них, могли привлечь и собственный опыт, приобретенный во время экскурсии. После совместного рассматривания картинок их вывеши­вают в групповой, чтобы дети при желании могли посмот­реть их снова.

Затем надо изготовить с детьми предметы, необходи­мые для игры в «парикмахерскую»: вырезать из картона по нарисованным контурам расческу, бритву, кисточку, машинку, ножницы, флаконы, пульверизатор, зеркало. Зеркало надо с одной стороны обклеить целлофановой бумагой, а с другой стороны подклеить к нему подставку. К пульверизатору в качестве резиновой трубки приклеи­вают одним концом ленточку, а другой ее конец приклеи­вают к флакону, на котором изображен уровень находя­щегося в нем одеколона. Ножницы, машинку и бритву Делает воспитатель. Каждый из этих предметов состоит из двух частей, скрепленных ниткой, благодаря чему эти


 

Игра в «парикмахерскую».

части подвижны. Нижнюю часть флаконов для устойчи­вости отгибают под прямым углом. Когда поделки гото­вы, воспитатель обыгрывает их, показывает детям спосо­бы игрового использования каждой. В процессе изготов­ления и обыгрывания поделок дети усваивают их названия.

Теперь для уточнения уже сложившихся у детей пред­ставлений полезно провести повторную экскурсию в па­рикмахерскую: располагая определенными знаниями, дети смогут больше увидеть, чем во время первой экскурсии.


Обучая детей этой игре, целесообразно придержи­ваться такой последовательности при введении игровых предметов: а) самоделки; б) предметы-заменители (раз­ные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флако­нов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вместо зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вме­сто бритвы); в) некоторые реальные предметы (простын­ка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа); г) набор спе­циальных игрушек «Детский парикмахер». Целесообраз­нее всего сначала вводить в игру самодельные предметы: во-первых, дети при изготовлении этих поделок знакоми­лись и со способом их употребления; во-вторых, если де­ти научатся- играть, используя самодельные предметы, для них не представит трудности развернуть игру с готовы­ми игрушками. Напротив, готовые игрушки помогут об­новить и обогатить игру, когда она прочно войдет в ре­пертуар детей. В-третьих, яркие и занятные готовые иг­рушки с радостью будут приняты детьми после само­дельных и условных, тогда как самодельные предметы, введенные после готовых игрушек, не вызовут интереса, не будут стимулировать детей к обновлению игры, фак­тически не будут ими приняты. В-четвертых, готовые иг­рушки, введенные в начале обучения.игровой теме, мо­гут отвлечь детей от смысла выполняемых игровых дей­ствий. Условные предметы следует вносить в игру по­степенно --по два-три. Их необходимо обыгрывать с детьми, показывать способы и возможности их упот­ребления.

Не надо злоупотреблять одновременным «введением в игру большого количества реальных предметов. Некото­рые из них, например чистую простынку (которой покры­вают клиента во время стрижки), можно давать всегда, -когда бы дети ни играли в «парикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточку, расческу, - - избира­тельно.

Например, если в основном в игре используют услов­ные предметы, можно дополнительно дать детям настоя­щую кисточку или зеркало. Несколько реальных предме­тов, одновременно внесенных в игру, могут отвлекать детей от игровых действий. Так, например, если дать детям зеркало и расческу, их игра, как правило, сводит­ся к простому причесыванию перед зеркалом.



Готовые игрушки из набора «Парикмахерская» луч­ше всего дать детям уже тогда, когда игра освоена, для того чтобы оживить ее и видоизменить.

Пр'И первом проведении игры роль парикмахера бе­рет на себя воспитатель. обоими действиями, вопроса­ми, репликами он направляет ход игры. Воспитатель дол­жен так строить свой диалог с ребенком, задавать ему такие вопросы, чтобы, отвечая на них, ребенок определял характер своего поведения в игре, свои игровые действия. Если ребенок не знает, как.вести себя, воспитатель опра­шивает у него: «Вам подстричь волосы?» Обрадованный ребенок отвечает утвердительно. Получив ответ, воспи­татель спрашивает, ножницами или машинкой подстричь его, нужно ли употребить одеколон, просит клиента на­гнуть голову, закрыть глаза и т. д. На следующий день роль парикмахера нужно поручить кому-нибудь из детей, а воспитатель, став клиентом, опять руководит игрой. Войдя в парикмахерскую, он сам просит подстричь его ножницами или машинкой и т. д. Советом, репликой, во­просом воспитатель направляет ход игры, и это не нару­шает ее, так как вое рекомендации по/даются участником игры, изнутри игры и не носят характера постороннего вмешательства.

Видоизменение игры должно идти сначала за счет за­мены игровых предметов, которыми дети оперируют. За­тем надо помочь детям развить и обогатить замысел и сюжет игры. Так, стрижка в парикмахерской может под­чиняться какой-то определенной цели, например: дети подстриглись, чтобы идти в театр, на праздник или в дет­ский сад, дети приходят на экскурсию и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: