Второй год обучения

Для развития игровой деятельности глухих детей на втором году обучения необходимо:

1) укреплять их интерес к игре;

2) расширять-навыки использования игрушек; продол­
жать учить детей играть с сюжетными игрушками, увели­
чивая количество видов [последних;

3) обучать элементарным игровым действиям, элемен­
там игры;

4) учить детей производить связанные между собой
действия («цепочку» из двух действий);

5) учить изображению наблюдаемых действий;

6) воспитывать бережное отношение к игрушкам;

7) учить обозначать словом предметы и действия;

8)- обучать выполнению элементарных игровых дейст­вий по словесной инструкции.

Методические приемы: обыгрывание новых игрушек; показ воспитателя; показ с привлечением детей; участие 34


воспитателя в игре, совместная игра с ребенком; обуче­ние детей отраженным игровым действиям с немедлен­ным воспроизведением действия ребенком и игровым дей­ствиям по подражанию (когда действие ребенка следует не сразу за действием воспитателя, а через некоторое время); наблюдение за выполнением бытовых действий взрослыми; использование табличек со словами и слово­сочетаниями; общая оценка игры каждого ребенка.

Источником игр, пищей для их сюжетов является ок­ружающая ребенка действительность. В играх он отра­жает те впечатления, которые получает в окружающей жизни. Значит, чем больше у ребенка впечатлений, чем они разнообразнее, тем богаче по содержанию его игры. Для того чтобы глухие дети научились играть, надо, что­бы они накопили как можно больше ярких, конкретных представлений, которые могли бы отображать в своих играх. Поэтому необходимо дать глухим детям возмож­ность получать разнообразные впечатления, которые порождали бы у них желание отразить их в игре. С этой целью необходимо систематически наблюдать с детьми во время прогулок и в помещении различные действия, выполняемые взрослыми. Так, можно наблюдать, как ко­лют и пилят дрова, как подметают улицу, как школьники катаются на лыжах и коньках, как стирают белье, моют пол и т. д. При этом надо, насколько это возможно, объ­яснять каждое действие, чтобы дети знали, зачем оно выполняется. Затем надо научить детей изображать это действие. Для этого воспитатель должен воспроизвести его расчленению, а потом предложить каждому из детей повторить его за ним.

Организуя наблюдения за животными, птицами, нуж­
но обращать внимание детей на их повадки. Так, следу­
ет показать им, как летают птицы, как они клюют корм,
как кошка умывается лапой, как она лакает молоко и т. д.
После каждого такого наблюдения надо показать детям,
как можно изобразить повадки животных и научить их
отраженно воспроизводить эти действия, повторять их
по подражанию. Если систематически учить детей выпол­
нять действия по подражанию, то постепенно у них выра­
батывается привычка изображать все ими виденное. Так,
Дети научатся воспроизводить часто наблюдаемые дейст­
вия бытового характера, выполняемые взрослыми, а так-
3* 35


же передавать повадки животных, подражать им. Накоп­ленные таким образом игровые действия составляют оп­ределенный запас, фонд, отдельные действия из (которого дети по мере надобности переносят в свою игру, востро-, изводят в -ней.

На втором году обучения воспитатель продолжает обучать детей правильно пользоваться игрушками, иг­рать ими. Надо (показать детям все доступные им спосо­бы.использования той или иной игрушки и, вызывая их действия по подражанию, учить их разнообразно дейст­вовать с ними.

Игрушка лишь тоща вызывает стойкий интерес ре­бенка, начинает по-настоящему привлекать его, оживает для «его, когда ему покажут ее в действии, научат с ней играть, обыграют ее.

Было замечено, что такая чудесная народная игруш­ка, как матрешка, не побуждает детей к игре, не исполь­зуется в их играх. Обычно матрешки.стоят на полке как украшение. Ребенок берет их лишь в том случае, если все другие игрушки уже заняты детьми, и самое боль­шее, что с ней делает, вынимает и вкладывает снова одну матрешку в другую. Для того чтобы привлечь детей к этой игрушке, вызвать к ней интерес, воспитатель, пока­зал им игровые возможности матрешки, научил ею поль­зоваться. С этой целью воспитатель так провел игру с матрешками, чтобы ее наблюдали все дети группы. Мат­решки строились по росту, ходили одна за другой, весе­ло прыгали, катали одна к другой мяч и т. п. Дети были оживлены, с удовольствием наблюдали игру, от души ве­селились. Результаты не замедлили оказаться: малыши с нетерпением ждали своей очереди поиграть полюбив­шейся им игрушкой. При каждом удобном случае они давали воспитателю матрешек,.просили поиграть с ними, повторить игру. Воспитатель повторял игру, разнообразя ее, производя с матрешками новые игровые действия. Од­новременно с этим он учил детей делать элементарные постройки: стол, стул, кровать и т. д. Эти постройки он обыгрывал, используя тех же матрешек. Матрешки сиде­ли на стульях за столом, ложились в кроватки, которые делали для них дети.

Необходимо помочь детям претворить в игре навыки, полученные на занятиях конструированием. Так, соглас­но программе дети должны уметь делать из строительно-36


го материала дом, забор, лесенку. Забор и лесенку, кро­ме того, они должны научиться рисовать.

Воспитатель должен помочь детям обыграть сделан­ные ими постройки. Матрешки могут гулять по саду, об­несенному забором, играть в мяч, потом взбегать по ле-'сенке в дом, /спускаться с лесенки. Дети с радостью при­нимают эту игру и с удовольствием самостоятельно вос­производят ее. Далее игра должна «быть усложнена. На­пример, дом обносится забором на большом расстоянии. К дому ведет лесенка. В середине забора — 'большие во­рота. В парке -- скамейки и столик. Матрешки, выстро­ившись по росту, идут туда, где их ждет грузовик. Они садятся в грузовик и едут в парк. Когда грузовик подъ­езжает к воротам, их открывают и грузовик въезжает в парк. Пропустив грузовик, ворота снова закрываются. Матрешки слезают с машины, и машина уезжает. Ворота открываются, чтобы ее пропустить, и снова закрываются за ней. Матрешки гуляют в парке. Они играют в игру «Бегите ко мне», прыгают,.бегают вверх и вниз по лесен­ке, отдыхают на скамейках, играют в мяч. Потом за ними приезжает машина, они садятся в нее и едут кататься. После этого они едят за столиками, сидя на стульях, ло­жатся в кроватки и т. д.

Эта игра, очень простая по содержанию, вполне до­ступна детям и с восторгом ими принимается. Все эти постройки они быстро научаются делать самостоятельно, сюжет им понятен, матрешки ими уже освоены, и игра прочно входит в жизнь.

Воспитатель должен разнообразить..игру, показывая детям все новые действия, которые могут -быть в нее включены, постепенно привлекая новые игрушки, предва­рительно обыграв их.

Непременный участник большинства сюжетно-роле-вых игр — кукла. Для подготовки детей к сюжетным иг­рам нужно, чтобы они полюбили кукол, чтобы у них был к ним стойкий интерес и устойчивое желание играть ими.

Для того чтобы вызвать у ребенка интерес к куклам, любовь к ним, с успехом могут быть использованы неко­торые дидактические игры, которые при хорошей органи­зации их и правильном ими руководству готовят детей к творческим играм, обогащая их целым рядом игровых умений и навыкав. Так, в «Программе воспитания и обу­чения глухих детей» указаны такие дидактические игры,


 

как «Кукла хочет спать», «Утро куклы», «День куклы», «Комната куклы», «Накорми куклу», «Одень куклу». Каждая из этих игр преследует определенную дидак­тическую цель, но, кроме этого, содержит в себе и эле­менты сюжета, которые, будучи использованы при прове­дении игры, не только не помешают достижению этой ди­дактической цели, а, наоборот, будут способствовать этому.

Основная дидактическая цель игры «Кукла хочет спать» — закрепление у детей.навыка правильно, в оп­ределенной последовательности раздеваться и склады­вать свою одежду. Решая эту основную дидактическую задачу, воспитатель попутно преследует и другую цель — вызвать у детей любовь к кукле, интерес к ней. Проводя игру, он должен стремиться активизировать внимание де­тей и привлечь их к участию в игре. Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, акку­ратно сложив ее, кладут на кукольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, другой — платье и т. д. Воспи­татель руководит их действиями, помогая правильно сло­жить ту или иную часть туалета куклы, показывая, как надо правильно это сделать. Когда кукла совсем разде­лась (осталась лишь в рубашке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее набок, кладет ее руки под щеку, забот­ливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках вместе с детьми покидает групповую, где спит кукла.

Дидактическая игра ничего не потеряла от того, что ее ситуация была использована и обыграна в целях обо­гащения игровой деятельности детей вообще. -Наоборот, кроме закрепления навыков правильно раздеваться и складывать свою одежду, дети овладели одним элементом сюжетной игры, игровым приемом, который может быть либо перенесен ими в самостоятельную игру с куклой, ли­бо впоследствии, после творческой переработки и объеди­нения с другими элементами игры, может дать начало но­вой самостоятельной игре.

Тем не менее даже неоднократное проведение одной этой игры не может изменить отношения детей к куклам. Использование ее—лишь одно из звеньев работы, которая должна проводиться в этом направлении. Другим звеном


может быть проведение дидактической игры «Одень кук­лу», которая, как и предыдущая, преследует не только дидактическую цель. По окончании этой игры одетая с по­мощью детей кукла здоровается с каждым из детей, бла­годарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ла­доши и затем благодарят куклу за пляску.

Хорошая организация и умелое проведение этих игр, а также игр «День куклы» и «Утро куклы» вызывают у детей интерес к куклам и желание с ними играть. Тем не менее, если этот интерес воспитатель не поддерживает, он будет нестойким и может быстро исчерпаться. Проведе­ние дидактических игр с использованием имеющихся в них элементов сюжета для обучения детей элементам игры воспитатель должен сочетать с прямым, специально проводимым обыгрыванием кукол и других игрушек, ко­торые могут быть использованы при игре детей с кукла­ми. Воспитатель должен обращаться с куклами, как с живыми -существами. Так, если куклу роняют, воспита­тель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу. На про­гулке воспитатель.заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправ­ляет ей шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не ду­ет ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу. Воспитатель включает кукол в жизнь детей, дела­ет их участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит тех, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на заня­тиях. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как они одеваются и умываются, а вечером, перед тем как веста детей спать, куклу раздевают и укладывают в кро­вать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят в спальню.

Благодаря таким приемам куклы делаются участни­ками детской жизни. Они как бы разделяют с малышами

е их радости и горести, успехи и огорчения, становятся им все ближе и дороже. Если работа по обыгрыванию ку-

1 будет проводиться не эпизодически, не от случая к случаю, а систематически, куклы станут любимой игруш­кой детей, побуждающей их к разнообразным, творческим играм.


Кроме дидактических игр, для подготовки детей к сю­жетным играм, для развития творческих игр детей можно и нужно использовать некоторые подвижные игры, за­ключающие в себе элементарные ролевые действия, на­пример игры «Лиса и куры», «Зайцы и волк», «Мыши и кот», «Наседка и цыплята» и т. п. (лиса должна вести себя не так, как куры, волк своими повадками должен отличаться от зайцев и т. д.).

Но для того чтобы эти подвижные игры готовили де­тей к сюжетным, необходимо, чтобы они понимали роле­вые действия, выполняли их сознательно, чтобы поведе­ние детей соответствовало характеру изображаемого пер­сонажа. А для этого у детей должны быть определенные знания.

Имея более ограниченный, чем у слышащих сверст­ников, опыт, глухие дети меньше знают об окружающем. Волк в их представлении зачастую вовсе не грозный хищ­ник, которого все боятся, лиса — не хитрый и коварный зверь. Поэтому, организуя игры и обучая им детей, необ­ходимо дать последним хотя бы элементарное представ­ление об изображаемых персонажах. С этой целью сле­дует показать им картинки с изображением животных, эмоционально рассказать о них, показать, как они пере­двигаются. Так, показав на рисунке изображение мед­ведя, можно сказать детям: «Медведь большой, силь­ный, смелый, никого не боится» — и показать при этом, как тяжело, вразвалку, широко ступая, он ходит. Пока­зав изображение зайца, нужно сказать: «Зайка малень­кий, слабый, боится лисы, боится волка, боится медве­дя» — и показать, как заяц прыгает, и т. д. В результа­те такой подготовки у. детей сложатся четкие и правиль­ные представления о животных, что определит адекват­ное поведение их в игре: зайцы будут стараться спастись от волка, убежать от него, а не быть им пойманными, что может иметь место при неправильной организации игры. Однажды мы наблюдали игру «Зайцы и волк» в одном из детских садов. Воспитатель не создал у детей адекватных представлений о волке и зайцах. Кроме того, он неверно организовал игру: пойманный заяц не выбы­вал из игры, а сам становился волком. В результате иг­ра потеряла свой основной смысл: зайцы стремились быть пойманными для того, чтобы стать волком, т. е. ведущим в данной игре, а сам волк не стремился ловить, 40


чтобы не терять своего ведущего положения. Проведен­ная в таком виде игра не только ничем не обогатила де­тей, но создала у них неправильные представления о су­ществующих в жизни отношениях. Эта игра была полез­на лишь тем, что дала детям возможность побегать, тогда как при продуманной, четкой и правильной орга­низации она не только могла бы быть звеном в физиче­ском воспитании детей, но и обогатила бы их познава­тельную деятельность. Кроме того, освоенные в процессе этой игры ролевые действия обогатили бы и сюжетные игры детей.

Как для подвижных, так и для сюжетных игр детей необходимо иметь в группе детали костюмов. Можно сделать марлевые шапочки с бумажными гребешками для кур, цыплят, шапочки с ушками для кошки, собаки, белые шапочки с длинными ушами для зайцев и т. д. Нужны также фартуки, косыночки для отображения в игре разных бытовых действий. Такой. несложный ко­стюм (или даже деталь костюма) очень важен для ребен­ка в период обучения его игровой деятельности, так как помогает ему перевоплотиться в изображаемый персо­наж, поддерживает хрупкий образ, созданный еще слабо развитым'воображением ребенка. Кроме того, на первых порах костюм (или его деталь) может стать стимулом для игры ребенка, побуждать его к игровым действиям.

По мере развития игровой деятельности глухих детей у них появляются первые игры отобразительного харак­тера.

В результате наблюдений за деятельностью взрослых и благодаря обучению элементам игры, игровым прие­мам дети начинают, играя, отражать различные бытовые действия: стирку белья, приготовление пищи, мытье по­суды, уборку комнаты, купание и кормление детей, про­гулку с ними, укладывание их спать. Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей объединять отдель­ные выполняемые ими сюжетные действия, отдельные элементы игры, которым их обучили, в простой сюжет.

Отдельные игровые действия, выполняемые детьми, Должны подчиняться какой-то определенной цели. На­пример, если ребенок раздевает куклу, то он должен де­лать это не ради самого раздевания, а для того, чтобы уложить ее спать, или если надевает ей пальто, то не просто так, а для того, чтобы вести ее гулять, и т. д.


Все выполняемые детьми сюжетные действия по су­ществу составляют игры в «семью» и в «детский сад».

Нужно следить за тем, чтобы, играя -в «семью» и в «детский сад» с игрушками, изображающими домашних животных, дети правильно передавали последователь­ность изображаемых действий, адекватно отражали их в своей игре. В том случае, если при изображении ка­кого-нибудь действия дети нарушают ту последователь­ность, в которой оно осуществляется в жизни, им надо объяснить, почему одно действие выполняется раньше другого, пронаблюдать с ними, как это действие выпол­няется в действительности.

Дети должны- понять, что порядок не выбирается людьми произвольно, а диктуется смыслом выполняемо­го действия. Только правильно поняв это, дети смогут и в своей игре придерживаться определенного, такого, как в жизни, порядка. Так, если дети поймут, почему надо сначала мыть руки, а потом есть, они будут правильно передавать эту последовательность в процессе игры.

Итак, обучая детей играть в «семью» и в «детский сад» с игрушками, изображающими домашних живот­ных, нужно:

1) организовать наблюдение детей за отдельными
действиями, которые выполняют взрослые, за домашни­
ми животными;

2) учить детей выполнять наблюдаемые действия по
подражанию, изображать их;

3) рассматривать с детьми картинки, изображающие
те действия, которые они имели возможность наблюдать
в жизни;

4) параллельно обучать детей пользоваться игруш­
ками:

а) обыгрывать игрушки, в результате чего дети при­
обретают умение самостоятельно воспроизводить дейст­
вие с предметом, показанное прежде взрослыми;

б) учить детей переносить действие с одного предме­
та на другой, аналогичный (если вы научите ребенка
кормить мишку, он должен уметь кормить и куклу
и т.д.);

в) учить детей производить действие с игрушкой по
слову взрослого;

5) обучать детей отдельным игровым приемам и эле­
ментам игры на основе приобретенного ими умения поль-
42


зоваться игрушками и производить отдельные сюжетные • действия;

6) постепенно обучать детей ооъединять отдельные
элементы игры, игровые приемы в несложный сюжет;

7) систематически помогать детям проводить эти иг­
ры, руководить ими, организуя дополнительные и пов­
торные наблюдения тех или иных действий, которые мо­
гут быть включены в игру.

Несколько иначе надо обучать детей игре в «поезд». Подготовку к ней надо начать с показа детям настояще­го поезда и усвоения ими в связи с этим слова «поезд». Если нет возможности познакомить детей с поездом сре­ди года, подготовку к игре можно приурочить к переез­ду детей на дачу, показав им поезд во время этого пере­езда.

Следующий этап подготовки к игре — обыгрывание с детьми игрушечного поезда. Надо построить с детьми рельсы (выложить их из строительного материала), сделать мост, платформу. На платформе поезд будут ждать матрешки, которые потом поедут на нем кататься или на дачу и т. д. В результате обыгрывания игрушки дети должны понять, что и как можно с ее помощью изобразить, научиться играть с ней. Хорошо проведенное обыгрывание игрушки вызывает интерес к ней и к самой теме игры.

Следующий этап в подготовке детей к сюжетной иг­ре — знакомство их с изображением поезда на картин­ке, открытке. Необходимо внимательно рассмотреть с детьми картинку, сравнить ее с игрушкой, обратить вни­мание детей на самое существеннее в этом рисунке.

И наконец, последний этап в этой подготовке — обу­чение детей подвижной игре в «поезд». При этом долж­на быть использована картинка, которую надо соотнести с построением детей, изображающим поезд, для того чтобы дети поняли, что каждый из них изображает ва­гон, а стоящий впереди — паровоз. Двигаясь, поезд дол­жен гудеть, вращать колеса, то ускорять, то замедлять свой ход и т. д. И лишь после того как эта подвижная игра будет усвоена детьми, можно приступить к обуче-•нию их сюжетной игре на эту тему.-

Надо приготовить руль для машиниста, составить один за другим стульчики. Объяснив детям, что это и есть поезд, надо рассадить их по местам, раздать им ку-



 

Игра в «поезд».

кол, мишек, чемоданчики, сумочки, машинисту вручить руль, предварительно показав всем детям, как управ­лять поездом. Воспитатель прощается с детьми, они в свою очередь машут руками, и поезд отправляется в путь.

Дальнейшее руководство этой игрой должно быть на­правлено на ее усложнение. После переезда на дачу и экскурсии на станцию игра должна быть изменена: в ней отражаются новые впечатления и знания, полученные детьми во время экскурсии. Так, пассажиры должны по­купать билеты, у них появляется цель поездки (они едут или на дачу, или, наоборот, с дачи в город), которая оп­ределяет собой их поступки (в зависимо'сти от цели по­ездки они или собирают в лесу грибы, ягоды, рвут цве­ты, или загорают и купаются в реке, или идут на работу и т. д.). В игре появляются роли. Так, кассир продает билеты, контролер их проверяет, проводник рассажива­ет пассажиров по местам и следит за порядком в вагоне, дежурный по станции отправляет поезд, помощник ма­шиниста смазывает поезд и следит за его исправностью и т. д. Можно привлечь детей к изготовлению игровых 44


атрибутов: делать билеты, деньги, лепить пищу, которую берут с собой в дорогу, и т. д.

На этом году обучения не следует ставить себе зада­чу объединять для совместных игр более трех детей. Од­нако в том случае, если у большого количества детей появляется желание играть вместе, если игра от этого обогащается, нельзя этому препятствовать. Надо помочь детям договориться и совместно действовать. Наблюдая за игрой каждого ребенка, воспитатель помогает детям распределить между собой роли во время совместных игр. Поощряя и поддерживая желание детей играть сов­местно, воспитатель учит их ые мешать друг другу иг­рать, не отнимать друг у друга игрушки, не ломать сде­ланную другим постройку. Воспитатель должен сделать так, чтобы действия каждого,из детей могли быть ис­пользованы остальными участниками игры. Можно, на­пример, одному ребенку посоветовать сделать для куклы стул и посадить ее на этот стул; другому, сказав, что кукла устала и хочет спать, посоветовать сделать для нее кровать; третьему объяснить, что, когда кукла вста­нет, она захочет есть, поэтому надо сделать стол и по­кормить ее, когда она проснется, и т. д.

У детей этого года обучения еще не может быть под­линно ролевых игр. Даже у слышащих детей, вся дея­тельность которых формируется и протекает под контро­лем и руководством речи взрослых, первые ролевые игры появляются лишь к трем годам в связи с развитием речи и воображения.

Однако если работа по обучению глухих детей игро­вой деятельности и руководство ею осуществляется ре­гулярно в течение всего года, если для подготовки к сю-жетно-ролевой игре воспитатель использует отдельные дидактические и подвижные игры, если жизнь детей на­сыщена впечатлениями, то уже к концу этого года дети оказываются в состоянии производить не только отдель­ные, изолированные действия, но и ряд взаимосвязан­ных между собой, вытекающих одно из другого или вы­полняемых одно ради другого действий. А это свиде­тельствует уже об определенной готовности детей к сю-жетно-ролевым играм.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: