Для развития игровой деятельности глухих детей на втором году обучения необходимо:
1) укреплять их интерес к игре;
2) расширять-навыки использования игрушек; продол
жать учить детей играть с сюжетными игрушками, увели
чивая количество видов [последних;
3) обучать элементарным игровым действиям, элемен
там игры;
4) учить детей производить связанные между собой
действия («цепочку» из двух действий);
5) учить изображению наблюдаемых действий;
6) воспитывать бережное отношение к игрушкам;
7) учить обозначать словом предметы и действия;
8)- обучать выполнению элементарных игровых действий по словесной инструкции.
Методические приемы: обыгрывание новых игрушек; показ воспитателя; показ с привлечением детей; участие 34
воспитателя в игре, совместная игра с ребенком; обучение детей отраженным игровым действиям с немедленным воспроизведением действия ребенком и игровым действиям по подражанию (когда действие ребенка следует не сразу за действием воспитателя, а через некоторое время); наблюдение за выполнением бытовых действий взрослыми; использование табличек со словами и словосочетаниями; общая оценка игры каждого ребенка.
|
|
Источником игр, пищей для их сюжетов является окружающая ребенка действительность. В играх он отражает те впечатления, которые получает в окружающей жизни. Значит, чем больше у ребенка впечатлений, чем они разнообразнее, тем богаче по содержанию его игры. Для того чтобы глухие дети научились играть, надо, чтобы они накопили как можно больше ярких, конкретных представлений, которые могли бы отображать в своих играх. Поэтому необходимо дать глухим детям возможность получать разнообразные впечатления, которые порождали бы у них желание отразить их в игре. С этой целью необходимо систематически наблюдать с детьми во время прогулок и в помещении различные действия, выполняемые взрослыми. Так, можно наблюдать, как колют и пилят дрова, как подметают улицу, как школьники катаются на лыжах и коньках, как стирают белье, моют пол и т. д. При этом надо, насколько это возможно, объяснять каждое действие, чтобы дети знали, зачем оно выполняется. Затем надо научить детей изображать это действие. Для этого воспитатель должен воспроизвести его расчленению, а потом предложить каждому из детей повторить его за ним.
Организуя наблюдения за животными, птицами, нуж
но обращать внимание детей на их повадки. Так, следу
ет показать им, как летают птицы, как они клюют корм,
как кошка умывается лапой, как она лакает молоко и т. д.
После каждого такого наблюдения надо показать детям,
как можно изобразить повадки животных и научить их
отраженно воспроизводить эти действия, повторять их
по подражанию. Если систематически учить детей выпол
нять действия по подражанию, то постепенно у них выра
батывается привычка изображать все ими виденное. Так,
Дети научатся воспроизводить часто наблюдаемые дейст
вия бытового характера, выполняемые взрослыми, а так-
3* 35
|
|
же передавать повадки животных, подражать им. Накопленные таким образом игровые действия составляют определенный запас, фонд, отдельные действия из (которого дети по мере надобности переносят в свою игру, востро-, изводят в -ней.
На втором году обучения воспитатель продолжает обучать детей правильно пользоваться игрушками, играть ими. Надо (показать детям все доступные им способы.использования той или иной игрушки и, вызывая их действия по подражанию, учить их разнообразно действовать с ними.
Игрушка лишь тоща вызывает стойкий интерес ребенка, начинает по-настоящему привлекать его, оживает для «его, когда ему покажут ее в действии, научат с ней играть, обыграют ее.
Было замечено, что такая чудесная народная игрушка, как матрешка, не побуждает детей к игре, не используется в их играх. Обычно матрешки.стоят на полке как украшение. Ребенок берет их лишь в том случае, если все другие игрушки уже заняты детьми, и самое большее, что с ней делает, вынимает и вкладывает снова одну матрешку в другую. Для того чтобы привлечь детей к этой игрушке, вызвать к ней интерес, воспитатель, показал им игровые возможности матрешки, научил ею пользоваться. С этой целью воспитатель так провел игру с матрешками, чтобы ее наблюдали все дети группы. Матрешки строились по росту, ходили одна за другой, весело прыгали, катали одна к другой мяч и т. п. Дети были оживлены, с удовольствием наблюдали игру, от души веселились. Результаты не замедлили оказаться: малыши с нетерпением ждали своей очереди поиграть полюбившейся им игрушкой. При каждом удобном случае они давали воспитателю матрешек,.просили поиграть с ними, повторить игру. Воспитатель повторял игру, разнообразя ее, производя с матрешками новые игровые действия. Одновременно с этим он учил детей делать элементарные постройки: стол, стул, кровать и т. д. Эти постройки он обыгрывал, используя тех же матрешек. Матрешки сидели на стульях за столом, ложились в кроватки, которые делали для них дети.
Необходимо помочь детям претворить в игре навыки, полученные на занятиях конструированием. Так, согласно программе дети должны уметь делать из строительно-36
го материала дом, забор, лесенку. Забор и лесенку, кроме того, они должны научиться рисовать.
Воспитатель должен помочь детям обыграть сделанные ими постройки. Матрешки могут гулять по саду, обнесенному забором, играть в мяч, потом взбегать по ле-'сенке в дом, /спускаться с лесенки. Дети с радостью принимают эту игру и с удовольствием самостоятельно воспроизводят ее. Далее игра должна «быть усложнена. Например, дом обносится забором на большом расстоянии. К дому ведет лесенка. В середине забора — 'большие ворота. В парке -- скамейки и столик. Матрешки, выстроившись по росту, идут туда, где их ждет грузовик. Они садятся в грузовик и едут в парк. Когда грузовик подъезжает к воротам, их открывают и грузовик въезжает в парк. Пропустив грузовик, ворота снова закрываются. Матрешки слезают с машины, и машина уезжает. Ворота открываются, чтобы ее пропустить, и снова закрываются за ней. Матрешки гуляют в парке. Они играют в игру «Бегите ко мне», прыгают,.бегают вверх и вниз по лесенке, отдыхают на скамейках, играют в мяч. Потом за ними приезжает машина, они садятся в нее и едут кататься. После этого они едят за столиками, сидя на стульях, ложатся в кроватки и т. д.
|
|
Эта игра, очень простая по содержанию, вполне доступна детям и с восторгом ими принимается. Все эти постройки они быстро научаются делать самостоятельно, сюжет им понятен, матрешки ими уже освоены, и игра прочно входит в жизнь.
Воспитатель должен разнообразить..игру, показывая детям все новые действия, которые могут -быть в нее включены, постепенно привлекая новые игрушки, предварительно обыграв их.
Непременный участник большинства сюжетно-роле-вых игр — кукла. Для подготовки детей к сюжетным играм нужно, чтобы они полюбили кукол, чтобы у них был к ним стойкий интерес и устойчивое желание играть ими.
Для того чтобы вызвать у ребенка интерес к куклам, любовь к ним, с успехом могут быть использованы некоторые дидактические игры, которые при хорошей организации их и правильном ими руководству готовят детей к творческим играм, обогащая их целым рядом игровых умений и навыкав. Так, в «Программе воспитания и обучения глухих детей» указаны такие дидактические игры,
как «Кукла хочет спать», «Утро куклы», «День куклы», «Комната куклы», «Накорми куклу», «Одень куклу». Каждая из этих игр преследует определенную дидактическую цель, но, кроме этого, содержит в себе и элементы сюжета, которые, будучи использованы при проведении игры, не только не помешают достижению этой дидактической цели, а, наоборот, будут способствовать этому.
Основная дидактическая цель игры «Кукла хочет спать» — закрепление у детей.навыка правильно, в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду. Решая эту основную дидактическую задачу, воспитатель попутно преследует и другую цель — вызвать у детей любовь к кукле, интерес к ней. Проводя игру, он должен стремиться активизировать внимание детей и привлечь их к участию в игре. Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на кукольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, другой — платье и т. д. Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая, как надо правильно это сделать. Когда кукла совсем разделась (осталась лишь в рубашке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее набок, кладет ее руки под щеку, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках вместе с детьми покидает групповую, где спит кукла.
|
|
Дидактическая игра ничего не потеряла от того, что ее ситуация была использована и обыграна в целях обогащения игровой деятельности детей вообще. -Наоборот, кроме закрепления навыков правильно раздеваться и складывать свою одежду, дети овладели одним элементом сюжетной игры, игровым приемом, который может быть либо перенесен ими в самостоятельную игру с куклой, либо впоследствии, после творческой переработки и объединения с другими элементами игры, может дать начало новой самостоятельной игре.
Тем не менее даже неоднократное проведение одной этой игры не может изменить отношения детей к куклам. Использование ее—лишь одно из звеньев работы, которая должна проводиться в этом направлении. Другим звеном
может быть проведение дидактической игры «Одень куклу», которая, как и предыдущая, преследует не только дидактическую цель. По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску.
Хорошая организация и умелое проведение этих игр, а также игр «День куклы» и «Утро куклы» вызывают у детей интерес к куклам и желание с ними играть. Тем не менее, если этот интерес воспитатель не поддерживает, он будет нестойким и может быстро исчерпаться. Проведение дидактических игр с использованием имеющихся в них элементов сюжета для обучения детей элементам игры воспитатель должен сочетать с прямым, специально проводимым обыгрыванием кукол и других игрушек, которые могут быть использованы при игре детей с куклами. Воспитатель должен обращаться с куклами, как с живыми -существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу. На прогулке воспитатель.заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправляет ей шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу. Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает их участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит тех, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятиях. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как они одеваются и умываются, а вечером, перед тем как веста детей спать, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят в спальню.
Благодаря таким приемам куклы делаются участниками детской жизни. Они как бы разделяют с малышами
е их радости и горести, успехи и огорчения, становятся им все ближе и дороже. Если работа по обыгрыванию ку-
1 будет проводиться не эпизодически, не от случая к случаю, а систематически, куклы станут любимой игрушкой детей, побуждающей их к разнообразным, творческим играм.
Кроме дидактических игр, для подготовки детей к сюжетным играм, для развития творческих игр детей можно и нужно использовать некоторые подвижные игры, заключающие в себе элементарные ролевые действия, например игры «Лиса и куры», «Зайцы и волк», «Мыши и кот», «Наседка и цыплята» и т. п. (лиса должна вести себя не так, как куры, волк своими повадками должен отличаться от зайцев и т. д.).
Но для того чтобы эти подвижные игры готовили детей к сюжетным, необходимо, чтобы они понимали ролевые действия, выполняли их сознательно, чтобы поведение детей соответствовало характеру изображаемого персонажа. А для этого у детей должны быть определенные знания.
Имея более ограниченный, чем у слышащих сверстников, опыт, глухие дети меньше знают об окружающем. Волк в их представлении зачастую вовсе не грозный хищник, которого все боятся, лиса — не хитрый и коварный зверь. Поэтому, организуя игры и обучая им детей, необходимо дать последним хотя бы элементарное представление об изображаемых персонажах. С этой целью следует показать им картинки с изображением животных, эмоционально рассказать о них, показать, как они передвигаются. Так, показав на рисунке изображение медведя, можно сказать детям: «Медведь большой, сильный, смелый, никого не боится» — и показать при этом, как тяжело, вразвалку, широко ступая, он ходит. Показав изображение зайца, нужно сказать: «Зайка маленький, слабый, боится лисы, боится волка, боится медведя» — и показать, как заяц прыгает, и т. д. В результате такой подготовки у. детей сложатся четкие и правильные представления о животных, что определит адекватное поведение их в игре: зайцы будут стараться спастись от волка, убежать от него, а не быть им пойманными, что может иметь место при неправильной организации игры. Однажды мы наблюдали игру «Зайцы и волк» в одном из детских садов. Воспитатель не создал у детей адекватных представлений о волке и зайцах. Кроме того, он неверно организовал игру: пойманный заяц не выбывал из игры, а сам становился волком. В результате игра потеряла свой основной смысл: зайцы стремились быть пойманными для того, чтобы стать волком, т. е. ведущим в данной игре, а сам волк не стремился ловить, 40
чтобы не терять своего ведущего положения. Проведенная в таком виде игра не только ничем не обогатила детей, но создала у них неправильные представления о существующих в жизни отношениях. Эта игра была полезна лишь тем, что дала детям возможность побегать, тогда как при продуманной, четкой и правильной организации она не только могла бы быть звеном в физическом воспитании детей, но и обогатила бы их познавательную деятельность. Кроме того, освоенные в процессе этой игры ролевые действия обогатили бы и сюжетные игры детей.
Как для подвижных, так и для сюжетных игр детей необходимо иметь в группе детали костюмов. Можно сделать марлевые шапочки с бумажными гребешками для кур, цыплят, шапочки с ушками для кошки, собаки, белые шапочки с длинными ушами для зайцев и т. д. Нужны также фартуки, косыночки для отображения в игре разных бытовых действий. Такой. несложный костюм (или даже деталь костюма) очень важен для ребенка в период обучения его игровой деятельности, так как помогает ему перевоплотиться в изображаемый персонаж, поддерживает хрупкий образ, созданный еще слабо развитым'воображением ребенка. Кроме того, на первых порах костюм (или его деталь) может стать стимулом для игры ребенка, побуждать его к игровым действиям.
По мере развития игровой деятельности глухих детей у них появляются первые игры отобразительного характера.
В результате наблюдений за деятельностью взрослых и благодаря обучению элементам игры, игровым приемам дети начинают, играя, отражать различные бытовые действия: стирку белья, приготовление пищи, мытье посуды, уборку комнаты, купание и кормление детей, прогулку с ними, укладывание их спать. Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей объединять отдельные выполняемые ими сюжетные действия, отдельные элементы игры, которым их обучили, в простой сюжет.
Отдельные игровые действия, выполняемые детьми, Должны подчиняться какой-то определенной цели. Например, если ребенок раздевает куклу, то он должен делать это не ради самого раздевания, а для того, чтобы уложить ее спать, или если надевает ей пальто, то не просто так, а для того, чтобы вести ее гулять, и т. д.
Все выполняемые детьми сюжетные действия по существу составляют игры в «семью» и в «детский сад».
Нужно следить за тем, чтобы, играя -в «семью» и в «детский сад» с игрушками, изображающими домашних животных, дети правильно передавали последовательность изображаемых действий, адекватно отражали их в своей игре. В том случае, если при изображении какого-нибудь действия дети нарушают ту последовательность, в которой оно осуществляется в жизни, им надо объяснить, почему одно действие выполняется раньше другого, пронаблюдать с ними, как это действие выполняется в действительности.
Дети должны- понять, что порядок не выбирается людьми произвольно, а диктуется смыслом выполняемого действия. Только правильно поняв это, дети смогут и в своей игре придерживаться определенного, такого, как в жизни, порядка. Так, если дети поймут, почему надо сначала мыть руки, а потом есть, они будут правильно передавать эту последовательность в процессе игры.
Итак, обучая детей играть в «семью» и в «детский сад» с игрушками, изображающими домашних животных, нужно:
1) организовать наблюдение детей за отдельными
действиями, которые выполняют взрослые, за домашни
ми животными;
2) учить детей выполнять наблюдаемые действия по
подражанию, изображать их;
3) рассматривать с детьми картинки, изображающие
те действия, которые они имели возможность наблюдать
в жизни;
4) параллельно обучать детей пользоваться игруш
ками:
а) обыгрывать игрушки, в результате чего дети при
обретают умение самостоятельно воспроизводить дейст
вие с предметом, показанное прежде взрослыми;
б) учить детей переносить действие с одного предме
та на другой, аналогичный (если вы научите ребенка
кормить мишку, он должен уметь кормить и куклу
и т.д.);
в) учить детей производить действие с игрушкой по
слову взрослого;
5) обучать детей отдельным игровым приемам и эле
ментам игры на основе приобретенного ими умения поль-
42
зоваться игрушками и производить отдельные сюжетные • действия;
6) постепенно обучать детей ооъединять отдельные
элементы игры, игровые приемы в несложный сюжет;
7) систематически помогать детям проводить эти иг
ры, руководить ими, организуя дополнительные и пов
торные наблюдения тех или иных действий, которые мо
гут быть включены в игру.
Несколько иначе надо обучать детей игре в «поезд». Подготовку к ней надо начать с показа детям настоящего поезда и усвоения ими в связи с этим слова «поезд». Если нет возможности познакомить детей с поездом среди года, подготовку к игре можно приурочить к переезду детей на дачу, показав им поезд во время этого переезда.
Следующий этап подготовки к игре — обыгрывание с детьми игрушечного поезда. Надо построить с детьми рельсы (выложить их из строительного материала), сделать мост, платформу. На платформе поезд будут ждать матрешки, которые потом поедут на нем кататься или на дачу и т. д. В результате обыгрывания игрушки дети должны понять, что и как можно с ее помощью изобразить, научиться играть с ней. Хорошо проведенное обыгрывание игрушки вызывает интерес к ней и к самой теме игры.
Следующий этап в подготовке детей к сюжетной игре — знакомство их с изображением поезда на картинке, открытке. Необходимо внимательно рассмотреть с детьми картинку, сравнить ее с игрушкой, обратить внимание детей на самое существеннее в этом рисунке.
И наконец, последний этап в этой подготовке — обучение детей подвижной игре в «поезд». При этом должна быть использована картинка, которую надо соотнести с построением детей, изображающим поезд, для того чтобы дети поняли, что каждый из них изображает вагон, а стоящий впереди — паровоз. Двигаясь, поезд должен гудеть, вращать колеса, то ускорять, то замедлять свой ход и т. д. И лишь после того как эта подвижная игра будет усвоена детьми, можно приступить к обуче-•нию их сюжетной игре на эту тему.-
Надо приготовить руль для машиниста, составить один за другим стульчики. Объяснив детям, что это и есть поезд, надо рассадить их по местам, раздать им ку-
Игра в «поезд».
кол, мишек, чемоданчики, сумочки, машинисту вручить руль, предварительно показав всем детям, как управлять поездом. Воспитатель прощается с детьми, они в свою очередь машут руками, и поезд отправляется в путь.
Дальнейшее руководство этой игрой должно быть направлено на ее усложнение. После переезда на дачу и экскурсии на станцию игра должна быть изменена: в ней отражаются новые впечатления и знания, полученные детьми во время экскурсии. Так, пассажиры должны покупать билеты, у них появляется цель поездки (они едут или на дачу, или, наоборот, с дачи в город), которая определяет собой их поступки (в зависимо'сти от цели поездки они или собирают в лесу грибы, ягоды, рвут цветы, или загорают и купаются в реке, или идут на работу и т. д.). В игре появляются роли. Так, кассир продает билеты, контролер их проверяет, проводник рассаживает пассажиров по местам и следит за порядком в вагоне, дежурный по станции отправляет поезд, помощник машиниста смазывает поезд и следит за его исправностью и т. д. Можно привлечь детей к изготовлению игровых 44
атрибутов: делать билеты, деньги, лепить пищу, которую берут с собой в дорогу, и т. д.
На этом году обучения не следует ставить себе задачу объединять для совместных игр более трех детей. Однако в том случае, если у большого количества детей появляется желание играть вместе, если игра от этого обогащается, нельзя этому препятствовать. Надо помочь детям договориться и совместно действовать. Наблюдая за игрой каждого ребенка, воспитатель помогает детям распределить между собой роли во время совместных игр. Поощряя и поддерживая желание детей играть совместно, воспитатель учит их ые мешать друг другу играть, не отнимать друг у друга игрушки, не ломать сделанную другим постройку. Воспитатель должен сделать так, чтобы действия каждого,из детей могли быть использованы остальными участниками игры. Можно, например, одному ребенку посоветовать сделать для куклы стул и посадить ее на этот стул; другому, сказав, что кукла устала и хочет спать, посоветовать сделать для нее кровать; третьему объяснить, что, когда кукла встанет, она захочет есть, поэтому надо сделать стол и покормить ее, когда она проснется, и т. д.
У детей этого года обучения еще не может быть подлинно ролевых игр. Даже у слышащих детей, вся деятельность которых формируется и протекает под контролем и руководством речи взрослых, первые ролевые игры появляются лишь к трем годам в связи с развитием речи и воображения.
Однако если работа по обучению глухих детей игровой деятельности и руководство ею осуществляется регулярно в течение всего года, если для подготовки к сю-жетно-ролевой игре воспитатель использует отдельные дидактические и подвижные игры, если жизнь детей насыщена впечатлениями, то уже к концу этого года дети оказываются в состоянии производить не только отдельные, изолированные действия, но и ряд взаимосвязанных между собой, вытекающих одно из другого или выполняемых одно ради другого действий. А это свидетельствует уже об определенной готовности детей к сю-жетно-ролевым играм.