Закон стоимости

В обществе, где происходит обмен товаров, неизбежно существуют деньги. Они играют при товарном обмене роль всеобщего эквивалента, то есть товара, выражающего стоимость всех других товаров. Главная функция денег – служить мерой стоимости.

Цена – это стоимость товара, выраженная в деньгах. Цены на товары иногда не совпадают со стоимостью. Может случиться, что какой-либо товар будет произведен в больших количествах, чем на него имеется спрос. Тогда цена на него упадет ниже стоимости. Может получиться и наоборот: спрос на тот или иной товар на рынке превысит предложение. Тогда цена поднимется выше стоимости. В конце концов отклонения цен от стоимости в ту или другую сторону в общем и целом уравновешиваются и общая сумма цен на товары уравнивается с их стоимостью.

Закон стоимости: стихийное колебание цен около стоимости определяет расширение и сокращение объема производства. Стоимость является регулятором обмена товаров. Этот обмен осуществляется в соответствии с количеством общественно-необходимого труда, затраченного на производство товаров. Через конкуренцию товаропроизводителей закон стоимости регулирует пропорции производства товаров.

Конкуренция – это антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротство предприятий. Вместе с тем конкуренция выступает и как двигатель технического прогресса (до определенного предела), поскольку каждый собственник, каждый капиталист стремится путем технических новинок снизить стоимость своих товаров и получить таким образом преимущество над конкурентами. В то же время конкуренция и анархия производства вызывают разрушение производительных сил, приносят неисчислимые бедствия трудящимся.




double arrow
Сейчас читают про: