Переосмысление тактического опыта войны

Спустя неделю после официального роспуска генерального штаба и набора сотрудников в Войсковое управление, фон Зект инициировал всеобъемлющую программу по сбору и анализу информации о событиях Первой мировой войны с целью разработки новой военной доктрины для Рейхсвера. В директиве, предназначенной вниманию Войскового управления, Управления вооружений, инспекций родов войск и всех основных ведомств Рейхсвера, а также отдельным офицерам, Зект обозначил программу создания 57 комитетов и подкомитетов из офицеров, с целью объединения исследований в области тактики, инструкций, вооружения и военной доктрины.{172} Как написал Зект, «абсолютно необходимо собрать и широко осветить опыт войны пока еще свежи впечатления, полученные на поле битвы, и пока значительное количество имеющих боевой опыт офицеров занимает руководящие должности»{173}Офицеры, назначенные в состав комитетов, должны были написать «небольшие, сжатые исследования практического опыта недавней войны, и рассмотреть следующие моменты: а) какие новые ситуации возникли в войне, которые не изучались перед войной? б) насколько эффективными оказались наши довоенные представления, столкнувшись с данными ситуациями? в) Какие новые тенденции появились с использованием новых видов вооружений? г) какие новые проблемы, выдвинутые войной, еще не нашли своего решения?»{174}

Директива Зекта сопровождалась списком из 57 различных аспектов войны, которые должны были быть изучены — от вопросов военного правосудия до вопросов морали боевых подразделений, применения огнеметов, форсирования рек и военной метеорологической службы. Вопросам командования, от управления группой армий до руководства большими артиллерийскими формированиями, уделялось наибольшее внимание (ими занимались семь комитетов). Каждая инспекция должна была собрать и проанализировать данные по боевому применению соответствующего рода войск. Были также созданы комитеты для изучения специализированных тем, таких как горная война и танки. Кроме того, в состав комитетов были назначены 109 конкретных бывших и нынешних офицеров. Для этих офицеров Зект отбирал специалистов с самой высокой репутацией в своем деле: генерал-майор Брухмюллер был назначен в Артиллерийский комитет, генерал-майор фон Белов, командовавший немецкой армией в сражении у Капорето, был командирован в Комитет по изучению горной войны, а генерал-майор фон Леттов-Форбек, блестяще воевавший в течение четырех лет в немецкой Восточной Африке, возглавил Комитет по изучению колониальных войн. Капитан Вегенер, командовавший Первой тяжелой танковой ротой во время войны, был отправлен в Танковый комитет.{175} Большинство назначенных в состав комитетов офицеров, были представителями корпуса Генерального штаба, но были и такие, как например капитан Вегенер, не причисленные к генеральному штабу. Поскольку практически все инспекции и ведомства министерства обороны, всего около 300 офицеров, должны были заниматься подготовкой анализа опыта войны в дополнение к офицерам, специально назначенным Зектом, общее количество специалистов, занимавшихся сбором боевого опыта германской армии, превышало 400 человек.{176}

Учебный отдел Войскового управления нес ответственность за сбор результатов и проверку выполненной комитетами работы. Т-4 отвечал за внесение изменений в работу комитетов, инициируя исследование новых тем и назначая в состав комитетов дополнительных офицеров. Т-4 должен был также редактировать отчеты для их последующего использования при написании армейских руководств и инструкций.{177} В течение 1920-го года учебный отдел инициировал изучение дополнительных 29 предметов исследований, не предусмотренных директивой Зекта от 1 декабря 1919-го года. Для выполнения данных исследований Учебный отдел выделял главным образом офицеров из своего состава, а также подключал к этой работе отставных офицеров и некоторых офицеров не из состава Т-4. Часть этих исследований были специализированными и тактическими и могли прямо использоваться в виде составляющих новых тактических наставлений, например такие, как «Какова должна быть организация тактических подразделений для войны в горах?» или «Организация снабжения должна управляться на дивизионном или более высоком уровне?». Прочие исследования имели более общую тематику, как например «Экономика и война на два фронта.»{178}

В то же самое время, офицеры ВВС внутри войскового управления организовали аналогичную программу для оценки опыта воздушной войны, используя директиву Зекта в качестве руководящих указаний для постановки проблем и разработки их решений.{179} Были сформированы специальные комитеты, в составе которых исследованиями занимались более чем сто авиаторов, включая старших офицеров ВВС и значительную долю бывших командиров эскадрилий.{180}

С учетом первоначального состава комитетов, дополнительных офицеров, проводивших исследования для Учебного отдела, а также специалистов ВВС, к середине 1920-го года в программу преобразования имеющегося военного опыта в стройную систему, охватывающую современную тактику и военную организацию, были вовлечены свыше пятисот наиболее опытных германских офицеров. Армии стран-победителей также занимались переработкой своей тактики, но ни британцы, ни французы, ни американцы не приблизились к немецкой манере тщательного и всеохватывающего исследования опыта войны и не использовали знания и усилия такого количества наиболее опытных офицеров, в той же мере, как немцы. Профессионализм немецкого Генерального штаба и серьезность, с которой немецкие офицеры изучали тактику после войны, могут быть оценены в сравнении с подходами британской армии к организации послевоенных тактичесих исследований. В то время как немцы привлекли к тактическим исследованием опытных офицеров — самыми младшими из которых в 1919–20-м годах были офицеры в звании капитана, причисленные к корпусу Генерального штаба и с серьезным боевыми опытом{181} — британское военное министерство в 1920-м году поручило задачу переписывания тактического наставления для пехоты Бэзилу Лиддел Гарту, 24-летнему лейтенанту с ограниченным боевым опытом.{182}. Однажды, когда британскому военному министерству не понравилась одна из глав написанного Лиддел Гартом наставления, ее просто исключили из наставления, заменив на аналогичную из британского руководства для пехоты от 1911 года, несмотря на то, что организация британской пехоты полностью поменялась с того времени.{183} В 1920-м году британское армейское руководство рассматривала идею создания Имперской инспекции по обучению — идею, которая возможно улучшила бы индифферентное отношение британской армии к тактической доктрине. Однако эта идея вскоре была оставлена, и вместе с ней была упущена хорошая возможность систематического изучения тактики британскими военными.{184}

Большинство исследований, проведенных офицерами Рейхсвера в 1919–20-м годах, на сегодня утеряно; больше всего сохранилось исследований, посвященных изучению опыта воздушной войны. Но и те тактические исследования действий сухопутных войск, которые доступны сейчас, показывают ясную связь между деятельностью комитетов и выпущенными в 1921-м году новыми инструкциями и наставлениями. Одно из таких исследований, посвященное ведению сдерживающих боев, проведенное Учебным отделом в 1920-м году, однозначно является базой для аналогичного раздела нового Армейского регулирования 487 «Управление и взаимодействие родов войск в бою», часть 1-я. В формальной тактической доктрине присутствуют и концепция исследования и некоторые точные формулировки.{185} Очень многие офицеры были вовлечены в написание исследований и разработку новых инструкций, и невозможно определить, кто из них и что написал в 1920–23 годах. В любом случае, те новые инструкции, выпущенные в это время, демонстрируют высокие стандарты тактического мышления. Они опровергают мнение, что из этих комитетов не вышло ничего хорошего.

Главным тактическим руководством для Рейхсвера стало Армейское Наставление 487 «Управление и взаимодействие родов войск в бою». Первая часть, главы с 1-й по 11-ю, была подготовлена Учебным отделом Войскового управления и подписана Зектом 21 сентября 1921 года. Вторая часть, главы с 12-й по 18-ю, была издана в июне 1923 года.{186} Во введении в первую часть Зект указал, что «это наставление в качестве нормы принимает численность, вооружение и снаряжение большую современную армию, а не ту немецкую армию, ограниченную Мирным договором в пределах 100 000 человек»{187} Даже при том, что Германия была лишена самолетов, тяжелой артиллерии и танков, армия должна обучаться ведению современной войны с современным противником. «Большая подвижность, лучшая подготовка, более умелое использование местности и постоянная готовность к проведению ночных операций должны быть частичной заменой» современного вооружения.{188}

Управление ( Fuhrung — лидерство, вождение войск ) и Сражение — эти термины ясно отображают подходы Зекта, которые в свою очередь являются комбинацией традиций Мольтке и Шлиффена с военным опытом самого Зекта. Наставления утверждали, что «только наступление приносит решение... Особенно эффективны обход одного или двух флангов и нападение на противника с тыла. Таким образом враг может быть разгромлен. Все приказы на наступление должны нести печать решительности. Стремление командира к победе должно быть доведено до самого последнего солдата. Большая часть сил должна использоваться в решающем пункте.»{189} Дух наставлений ориентирует на ведение наступательной войны, даже при том, что большая часть разделов описывает оборонительную тактику. В первом разделе, посвященном высшему командованию, ясно дано понять, что оборонительное мышление неприемлемо: «Оборона допустима только при значительном превосходстве противника в силах и только для того, чтобы сделать возможным наступление в другом пункте или в другое время»{190}

В присущей Зекту манере Управление и Сражение рекомендует в случае, когда невозможна фланговая атака, рассматривать возможность прорыва вражеского фронта. Наставление также, в соответствии с военным опытом Зекта, говорит о том, что прорыв фронта должен сочетаться с глубоким проникновением вглубь вражеских позиций.; только таким образом может быть достигнута реальная победа.{191} Все стадии наступательной маневренной войны были подробно описаны в двух томах наставления объем в 608 страниц. Хотя Управление и Сражение прежде всего предназначались для для старших командиров от уровня полка и выше, наставление также защищало значительную тактическую независимость младших командиров. Во время преследования противника в ходе маневренной войны, согласно наставлению, «как только противник ослаблен, младшие командиры должны немедленно, не ожидая приказов, безотносительно к усталости войск, продолжать преследование разбитого противника. Они [младшие командиры] должны действовать смело и независимо.»{192}

Управление и Сражение уделяют внимание и «туману войны» Клаузевитца. Предполагалось, что в ходе сражений маневренной войны будут частыми столкновения подразделений с противником во время марша: «Ситуации замешательства и неопределенности — это норма для маневренной войны. Обычно в тех случаях, когда воздушная разведка оказывается безрезультатной, информацию о противнике может получить только в ходе непосредственного контакта... Командир на месте несет особую ответственность. Он не должен принимать решения, основываясь на тщательной, отнимающей много времени разведке. Он должен отдавать приказы в запутанной ситуации и может предполагать, что враг не больше готов к сражению, чем он сам.»{193} В маневренной войне командирам необходимо быть настолько близко к фронту, чтобы быть в состоянии своевремнно отслеживать ситуацию и быстро отдавать приказы. Высшие командиры должны лично наблюдать за положением на фронте.{194}

В названии Армейского наставления 487 подразумевается и важность взаимодействия различных родов войск. Основная роль все еще отводилась пехоте, но в соответствии с опытом войны ожидалось тесное сотрудничество пехотного офицера с артиллерией. В наставлении 1921 года предполагалось, что каждый полк будет обладать своей собственной батарее орудий непосредственной поддержки пехоты, которые для выполнения отдельных задач могли передаваться подразделениям вниз вплоть до уровня роты.{195} Это означало, что современный германский пехотный офицер должен был не только уметь командовать пехотинцами и использовать пулеметы, минометы и огнеметы — он также должен был обладать некоторыми навыками и знаниями артиллериста. Авиация и танки получили полное признание в Управлении и Сражении; 2-я часть посвятила по отдельной главе танкам и авиации,{196}тактическое использование самолетов и танков было подчеркнуто и в первой части. Однако доктрина 1920-х годов пока рассматривала эти два вида вооружения прежде всего как средства поддержки пехоты, а не как независимые рода войск.

Поскольку армейские кавалерийские дивизии должны были использоваться для выполнения задач в ходе независимых стратегических операций, то они должны были быть усилены, получив мобильные части, представляющие различные рода войск: «Крупномасштабные операции больших масс кавалерии против вражеских коммуникаций часто обеспечивают кавалерии свою особую сферу деятельности. Для этого штаты кавалерийских соединений должны быть укреплены подвижными подразделениями боевого обеспечения — велосипедными частями, моторизованными пехотой и артиллерией.»{197}

Управление и Сражение много времени уделяют более приземленным аспектам деятельности высшего командования. Большая часть 2-й части наставлений посвящена вопросам организации снабжения и транспорта. Глава 1 содержит наиболее важные уроки, среди которых присутствуют указания для высшего командования: «Умение собрать все возможные силы в решающем пункте является особым искусством командира. Наш недостаток в силах должен компенсироваться превосходящей подвижностью.»{198}

За публикацией первой части Управления и Сражения вскоре последовали тактические наставлении и для прочих родов войск Рейхсвера. Официальные пехотные наставления 1906 года в течение долгого времени были вытеснены опытом военного времени, а непосредственно в послевоенный период Рейхсвер использовал тактические руководства военного времени, выпущенные в 1917–1918 годах.{199} Новое наставление для пехоты, Руководство по обучению для пехотных подразделений, сокращенно названное по-немецки как AVI, было выпущено в октябре 1922 года; оно включило и все наработки 1917–18 годов. В качестве стандарта было принято отделение пехоты из 10–12 человек, состоящее из пулеметной и стрелковой секций. Для действий в составе отделений была утверждена гибкая тактика «огня и маневра» при атаке штурмовыми группами. Также как Управление и Сражение, AVI отошло от тактики 1917–18 годов, приняв в качестве нормы маневренную войну. Хотя атака вражеских траншей все еще занимала основное место в AVI, в то же время уже большое внимание уделялось ведению боевых действий на открытой местности. Руководство для пехоты в части тактических взглядов также отказалось придерживаться Версальских ограничений. Пехотные орудия, запрещенные Версальским соглашением, признавались нормальным вооружением для пехотного подразделения.

Новое учебное руководство для гужевого транспорта, выпущенное в 1923 году, Армейское наставление 467, содержит некоторые полезные примеры концепции взаимодействия родов войск, господствовавшей в межвоенный период. То, что каждый солдат должен обучаться как пехотинец, и должен уметь воевать как пехотинец, не было внове для германской или любой другой армии. Однако из-за свойственной ему нехватки войск, Рейхсвер развил идею перекрестного обучения гораздо дальше других армий. Как и артиллерийские части, транспортные подразделения широко использовали лошадей и были отмечены, как подходящие войска для перекрестного обучения в качестве артиллеристов. Наставление транспортных войск требовало, чтобы 20 ездовых из состава каждой транспортной роты проходили обучение в качестве артиллеристов. Для этого предполагалось прохождение 6-недельного учебного курса.{200} Транспортные части, которые обычно использовались для снабжения войск, также привлекались к обучения в роли саперных подразделений, особенно в качестве мостовых колонн и для сборки понтонных мостов.{201} Также как от пехотных и кавалерийских офицеров, от офицеров и унтер-офицеров транспортных войск ожидалось «независимое мышление.»{202}

После того, как в период между 1921 и 1923 годами были изданы новые тактические инструкции для всех родов войск Рейхсвера, было написано множество кратких наставлений, содержавших выдержки и резюме наиболее важных разделов «Управления и сражения» и руководства для обучения пехоты 1923-го года. Эти упрощенные версии инструкций были написаны для унтер-офицерского состава, чтобы гарантировать единообразие и одинаковое понимание принципов командования и маневренной тактики на всех уровнях военного руководства.{203} Те самые основные характеристики лидерства, ожидаемые согласно «Управлению и Сражению» от высшего командования, ожидались и от капралов и сержантов: командир-лидер должен был подавать пример, быть физически годным, обладать устойчивым характером, не избегать ответственности, уметь принимать решения, заботиться о своих солдатах и обладать достаточными военными знаниями и навыками. Унтер-офицерам предписывалось не только знать, но и уметь применять другие виды оружия в бою.{204}


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: