Фон Зект и воздушные силы Рейхсвера

Версальское соглашение обязало немцев расформировать свои ВВС и запрещало Германии иметь любую военную авиации вообще. Это было особенно тяжелым ударом по германской военной гордости, поскольку в отличие от армии, военно-воздушные силы оставались эффективным средством борьбы до самого конца и можно честно признать, что они не были побеждены в бою. На 11 ноября 1918 года германские ВВС обладали 2 570 современными боевыми самолетами и 4 500 экипажами на фронте. Общее количество боевых самолетов вероятно приближалось к 15 000, которые были переданы союзникам после заключения мира.{709}

Естественно, что германский генеральный штаб хотел сохранить такое превосходное оружие. Генерал Ганс фон Зект, представлявший генеральный штаб во время Версальской мирной конференции, пытался получить для Германии разрешение на сохранение 1800 самолетов и 10 000 персонала ВВС.{710}Фон Зект, осознавая важность авиации, считал запрет иметь военную авиацию для Германии одним из наиболее неприемлемых аспектов мирного соглашения.{711} Он постоянно пытался пересмотреть условия Версальского соглашения касательно авиации, пока в 1920 года под давлением союзников германские ВВС не были официально расформированы.{712} Тогда же Рейхсвер попытался сохранить ВВС в виде «полицейских» воздушных эскадрилий, оснащенных военными самолетами, которые официально принадлежали бы германским землям. Однако в 1920–21 годах даже эти незначительные силы было приказано расформировать.{713}

Германские авиационные офицеры считали фон Зекта серьезным защитником военной авиации. Он одобрил развитие военной авиации в качестве независимого рода войск, равного армии и флоту.{714} После того, как он занял пост командующего армией, Зект стал бороться с управлением кадров Рейхсвера за то, чтобы оставить в армии 180 офицеров-летчиков — что многие считали ненужным для армии, в которой не разрешалось иметь ни одного самолета.{715} Фон Зект выиграл это специфическое бюрократическое сражение, убеждая, что в составе Рейхсвера должна быть тщательно отобранная группа офицеров авиации, чтобы обеспечить основу для будущего развития германского воздушного флота. Фон Зект создал внутри армейского штаба небольшой воздушный отдел и подготовил для Рейхсвера небольшие, засекреченные воздушные силы в комплексе с программой подготовки пилотов и экипажей. Все это требовало ассигнований из секретных правительственных фондов и поддержки, чего смог добиться фон Зект. По словам генерала авиации Вильгельма Виммера, «Зект использовал все свое влияние и возможности, чтобы защитить группу летчиков от атак со всех сторон, вплоть до уровня кабинета».{716}

В марте 1920 года, в то время как воздушный флот был расформирован, фон Зект формировал секретный авиационный штаб внутри войскового управления и штаба министра Рейхсвера. Самым важным центром секретных воздушных сил был авиационный организационный отдел, известных как («L» для «Luft» — «воздух») внутри отдела Т-2 войскового управления (организационный отдел). TA-L возглавлялся недавно произведенным в майоры Гельмутом Вильбергом. Официально Вильберг был лишь еще одним штабным офицером в организационном отделе; в действительности он был главным офицером, ответственном за планирование и обучение ВВС, подчиняясь непосредственно руководителю войскового управления.{717} Еще один авиационный офицер был назначен в отдел Т-3 войскового управления («информационный») и был ответственным за сбор сведений об иностранных военно-воздушных силах. Несколько летных офицеров получили назначения на должности в управление вооружений, где было создано воздушно-технический отдел; он был ответственным за разработку, испытания и приобретение самолетов. В 1920 году этот отдел возглавил технически ориентированный офицер генерального штаба, а также опытный летчик, капитан Курт Штудент.{718}

В 20-е годы секретные ВВС были широко представлены в Штабе министерства Рейхсвера. В 1927 году Гельмут Вильберг служил в штабе руководителя войскового управления, офицеры ВВС майор (позднее фельдмаршал) Шперрле и капитан Рейнике укомплектовали отдел организации авиации внутри отдела Т-2, а майор фон дем Хаген служил в качестве офицера авиации в отделе Т-3.{719} Больше всего неофициальные ВВС в министерстве Рейхсвера были представлены в управлении вооружений, где как правило около шести из шестидесяти служивших офицеров были авиаторами.{720} Как и сам Рейхсвер, неофициальные ВВС был маленькой, но укомплектованной компетентными кадрами организацией, предназначенной для планирования, обучения и проведения различных исследований. Сохранив кадры авиаторов, Зект обеспечил создание базовой структуры, вокруг которой впоследствии могли быть построены настоящие военно-воздушные силы.

Фон Зект настаивал, чтобы Рейхсвер, как современная полевая армия, был «ориентированным на авиацию». Поэтому в каждом из семи штабов военных округов был создан маленький небольшой авиационный отдел в составе как правило трех офицеров. Они должны были обеспечить изучение Рейхсвером воздушных тактики и технологий, а также что действия авиации будут приниматься во внимание в ходе обучения всех войск. Моделирование авиационных атак и воздушного наблюдения разрабатывались офицерами ВВС в качестве обычной составляющей штабных учений и дивизионных маневров.{721} Фон Зект приказывал распределить 180 офицеров-авиаторов по всему Рейхсверу. Список офицеров 1927 года, например, показывает, что офицеров с боевым опытом службы в ВВС — отмеченных значками пилотов и наблюдателей императорской армии — можно было найти почти в каждом полку Рейхсвера. Офицеры ВВС имели двойное подчинение — выполняя свои обычные служебные обязанности в своих частях, параллельно этому они прикомандировывались или прикреплялись к летным курсам, организовываемым командованием неформальных ВВС Рейхсвера.{722}

Офицеры, командированные для прохождения летной подготовки в СССР, были официально уволены из Рейхсвера на срок пребывания там, при этом по возвращении они восстанавливались в армии с сохранением звания и с учетом предыдущего прохождения службы.{723} Перечень офицеров 1927 года показывает, что только 134 офицера-авиатора с боевым опытом официально числились на службе в составе Рейхсвера — слишком маленькое число по сравнению со 180 офицерами, принятыми в Рейхсвер в 1920 году, даже если принять во внимание естественную убыль в связи со смертью или увольнениями. Программа авиационной подготовки, проводившаяся в СССР, подтверждает официально лишь небольшое число летчиков. По 32 опытных пилота Рейхсвера ежегодно проходили летную подготовку в ССР в конце 1920-х.{724} Офицерские списки 20-х годов также указывают, что непропорционально большое число опытных пилотов получили назначения в три небольшие кавалерийские дивизии Рейхсвера, составлявшие лишь 15 процентов от общей численности Рейхсвера. В типичном, 1927-м, году более 20 процентов летчиков служили в кавалерии.{725} Поскольку кавалерийские дивизии были «перенасыщены офицерами» по сравнению с остальной частью армии, то кавалерия вероятно использовалась в качестве подразделений, где накапливались офицеры-авиаторы, которые могли позднее легко быть выделены для службы отделом организации авиации.{726}

Хотя фон Зект действительно с умом организовал — и маскировал — создание секретных военно-воздушных сил, его нельзя отнести к основоположникам германской доктрины воздушной войны. Он признавал важность наличия сильных ВВС в качестве одного из главных в тактическом отношении, взаимодействующих на поле боя, родов оружия, который мог оказать содействие сухопутным войскам в достижении победы. Это было развитием взглядов, господствовавших среди большей части офицеров Генерального штаба в 1918 году. В своих собственных письмах и документах фон Зект подчеркивал важность завоевание превосходства в воздухе в результате концентрированных атак с воздуха аэродромов противника.{727} После достижения воздушного превосходства усилия ВВС направлялись на решение основных тактических задач, в первую очередь сосредотачиваясь на срыве неприятельской мобилизации и разрушении тылового снабжения.{728} Дальняя воздушная поддержка в целях обеспечения действий сухопутных войск оставалась главной задачей военной авиации.{729} Фон Зект ясно никогда не выражал ни малейшего интереса кК стратегической воздушной войне или бомбардировкам вражеских городов.

Признавая, что он не был ни воздушным тактиком ни воздушным стратегом, фон Зект тщательно выслушивал своих авиационных офицеров, достаточно их уважая, чтобы отстаивать их позиции перед другими. Капитан Гельмут Вильберг был советником фон Зекта по авиации в 1919 году и подготовил обоснование необходимости иметь послевоенные ВВС общей численностью в 1 800 самолетов. Фон Зект был впечатлен работой Вильберга и без изменений представил его план представителям союзников в ходе мирных переговоров, убеждая принять его.{730}

Посещая подразделения Рейхсвера и наблюдая за маневрами, фон Зект постоянно напоминал представителям высшего армейского командования о важности изучения действий авиации. В своих ежегодных «Письмах командующего к армии» фон Зект посвящал целый раздел проблемам ПВО, обычно две страницы из двадцати, содержащие острую критику и рекомендации для дальнейшего развития.{731} В отчете 1923 года он предписал как можно чаще использовать авиацию в ходе армейского обучения и рекомендовал использовать новое тактическое наставление «Управление и сражение» в качестве руководства для моделирования действий боевой авиации.{732}

Самым важным достижением фон Зекта в создании фундамента для возрождения будущих ВВС была милитаризация гражданской авиации в 1920-е годы, которая гарантировала превращение практически всей авиационной промышленности и гражданских авиалиний в резерв для военной авиации. Так как Германии было запрещено иметь ВВС, фон Зект использовал свои немалые политические возможности, чтобы обеспечить такую ситуацию, когда гражданская авиация управлялась бы бывшими офицерами-летчиками, которые с энтузиазмом сотрудничали бы с Рейхсвером. После Первой мировой войны самым важным авиационным постом в Германии была должность директора управления авиации имперского министерства транспорта. Фон Зект принял меры, чтобы этот пост занял капитан Эрнст Бранденбург, один из наиболее известных немецких военных летчиков, командовавший бомбардировочным авиакрылом во время войны. Это назначение было утверждено после некоторой политической борьбы, связанной с тем, что Бранденбург возглавлял бомбардировочные налеты на Англию и ожидались сильные протесты из-за границы.{733} Бранденбург занимал пост директора управления авиации с 1924 по 1933 год, тесно работая с фон Зектом, обеспечивая благоприятное в военном отношении развитие гражданской авиации.{734}

Эрхард Мильх, другой армейский капитан и командир эскадрильи военного времени, принятый во время войны в состав офицеров Генерального штаба, оставил в 1920 году армию и поступил на службу в гражданскую авиацию. Работая в авиационной индустрии, он показал большие способности и деловую хватку. К 1924 году он стал одним из руководителей германской гражданской авиации. В 1925 году Эрнст Бранденбург, контролировавший правительственные субсидии гражданской авиации и продвигавший политику консолидации авиалиний, постановил, что две главные гражданские авиакомпании в Германии — Юнкерс и Аэро-Ллойд, должны объединиться в одну большую национальную авиакомпанию — Дойче Люфтганза.{735} Мильх был предан как гражданской, так и военной авиации. Его хорошим другом был Вильберг, тоже командир военного времени, с которым он в 20-е годы активно переписывался по широкому кругу вопросов, посвященных военной авиации.{736}

Бывшие пилоты ВВС доминировали в германской гражданской авиации. Фриц Зибель, офицер-пилот военного времени, а после войны занявшийся производством самолетов, получил субсидии от управления Бранденбурга для создания в 1924 году своей фирмы Sportflug GmbH (Общество с ограниченной ответственностью «Спортивные полеты»). Якобы гражданская школа для подготовки пилотов, Sportflug фактически оказался передовой школой подготовки военных летчиков. На ее базе была создана система из десяти летных школ, разбросанных по всей Германии.{737} Другие летные школы и авиационные предприятия, использовавшиеся Рейхсвером, также получали правительственные субсидии от Министерства транспорта.{738} Департамент гражданской авиации также спонсировали исследовательские программы в области аэронавтики, проводившиеся по требованиям Рейхствера.{739} Бранденбургом, Мильхом и другими бывшими офицерами, занимавшими ключевые позиции в германской авиационной промышленности, немецкая гражданская авиация была полностью милитаризована в 20-е годы. Только в Советском Союзе можно отметить такое же тесное сотрудничество гражданской авиации с вооруженными силами. Люфтганза реально стала запасными военно-воздушными силами. В основе всего этого лежало проницательное суждение фон Зекта о важности гражданской авиации для развития военной авиации Рейхсвера, а также назначение Бранденбурга на пост директора управления гражданской авиации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: