Ошибочные представления о развитии германских бронетанковых войск

Ни один аспект истории Рейхсвера не пострадал в большей степени от дезинформации и ошибочного анализа, чем ранняя история развития германских бронетанковых войск. В настоящее время опубликовано так много ошибочных представлений по данному вопросу, что необходимы некоторые комментарии. Одно относительно небольшое историческое заблуждение о развитии немецких танковых войск присутствует в книге «Танки Первой мировой войны». Ее авторы Питер Чемберлен и Крис Эллис утверждали, что немецкие танковые подразделения того времени «были временными частями, укомплектованными военнослужащими, призванными из артиллерийских, инженерных батальонов и батальонов связи. Таким образом они уступали танкистам союзников в боевом духе и чувстве уверенности в себе.»{658}Фактически, все немецкие танкисты мировой войны были добровольцами, а многие из них попали в танковые войска из пехотных частей.{659} Из-за своих небольших размеров немецкие танковые войска возможно не показали должной эффективности на поле боя, но ни один из немецких историков раннего периода развития бронетанковых войск — Фолькхайм, Людвиг Риттер фон Эймансбергер, Гудериан, Неринг и другие — никогда не отмечали недостатка боевого духа и уверенности в себе у немецких танкистов. С другим распространенным заблуждением — что создавая свои первые танки немцы просто скопировали британские технологии — мы уже имели дело в пятой главе.

Еще один пример слабого анализа можно найти в книге Альберта Ситона «Германская армия, 1933–45», где Ситон утверждал, что в «первое время, при фон Зекте, [в Рейхсвере] отсутствовали намерения развивать Kraftfahrtruppe [автомобильные войска] в качестве одного из главных родов войск… Они были местом для отдыха, убежищем, где офицеры могли числиться в списках кадровой армии.»{660} В ответ необходимо отметить, что речь идет о фон Зекте, сосредоточившем вопросы подготовки и развития бронетанковых войск в инспекции автомобильных войск в 1924–25 годах, таким образом готовя почву для создания полноценных танковых сил. Непосредственно после войны Рейхсвер определил своих немногочисленных опытных танковых офицеров — таких как капитан Тоферн и лейтенант Фолькхайм, в автомобильные войска — показатель того, что Рейхсвер изначально планировал создавать танковые войска на базе данного рода войск. Что касается определения автомобильных войск в качестве места для отдыха, то Чишвитц, командовавший ими в начале двадцатых, в 1927 году был назначен командовать I-й группой, олдним из двух полевых командований Рейхсвера, эквивалентных армии. Другие высокопоставленные офицеры автомобильных войск 20-х годов, такие как фон Фоллард-Беккельберг и Лутц, также достигли впоследствии высоких должностей. Лучшим примером может являться то, что в начале 20-х в автомобильные войска попадали очень компетентные офицеры. На заре существования Рейхсвера в автомобильных войсках служили и такие младшие офицеры, как Гейнц Гудериан и Риттер фон Тома.

К сожалению, в массе книг, посвященных истории германских танковых войск и написанных после Второй мировой войны, настолько часто повторялись и популяризовались три серьезных заблуждения, что они стали реальными препятствиями для объективного и здравого пони мания организации и военной доктрины германской армии межвоенного периода. Речь идет о следующих ошибочных представлениях: (1) что Гейнц Гудериан был фактически единственным создателем германских бронетанковых войск и германской танковой доктрины; (2) что Гудериан и другие энтузиасты танковых войск вынуждены были бороться против реакционных верховного командования и Генерального штаба; (3) что немецкая танковая доктрина была прямым заимствованием идей британских военных теоретиков. В этих утверждениях есть некоторая доля правды. Гудериан играл центральную роль в создании танковых дивизий в 30-е годы; в Генеральном штабе было некоторое количество реакционеров, как этого можно ожидать от любой организации; и было определенное влияние, которое оказали на немецкую доктрину применения бронетанковых войск британские танковые теоретики, в особенности генерад Дж.Ф. Фуллер. Однако, эти утверждения, взятые вместе или по отдельности, создали искаженное представление о развитии немецких танковых войск.

Акцентирование роли Гейнца Гудериана связано прежде всего с автобиографией последнего, изданной в Германии в 1950-м году под названием Erinnerungen eines Soldaten и с тех пор выдержавшей несколько изданий — последнее в 1979 году.{661} Вскоре после этого появилось британское идание его мемуаров, отредактированное Бэзил Лиддел Гартом. Лиддел Гарт также подчеркнул роль Гудериана в своей книге «Говорят немецкие генералы», написанной в 1948 году. Обе из этих англоязычных книг выдержали много переизданий и продолжают оставаться популярными и сейчас. Гудериану было уделено больше внимания, чем любому другому немецкому генералу, за исключением пожалуй Эрвина Роммеля. Мало того, что Гудериан стал персонажем многочисленных биографий,{662} написанных на английском и немецком языках — он стал фактически единственным человеком, чье имя многие военные авторы связывают с развитием немецких танковых войск до Второй мировой войны.

Начало службы Гудериана в механизированных войсках датируется 1922 годом, когда он, будучи капитаном Генерального штаба, получил назначение в инспекцию автомобильных войск. В Берлине, служа в инспекции, он писал штабные работы и изучал некоторые технические вопросы, связанные с моторизованной войной. С 1924 по 1927 годы он служил преподавателем тактики и военной истории во Второй дивизии. Позднее он вернулся в войсковое управление, где снова занялся изучением вопросов, связанных с автомобильными войсками. В 1928 году Гудериан начал преподавать танковую тактику на технических курсах автомобильных войск, организованных близ Берлина. Он продолжал изучать и преподавать тактику танковых войск, а в 1930 году командовал моторизованным батальоном, дислоцированным под Берлином. В 1931 году, когда он стал подполковником, Гудериан получил назначение на должность начальника штаба инспекции автомобильных войск, возглавлявшейся тогда Освальдом Лутцем. В 1934 году, когда Лутц был назначен первым командующим бронетанковых войск, Гудериан снова стал его начальником штаба. В 1935 году, будучи еще полковником, Гудериан стал командиром одной из трех первых германских танковых дивизий. В 1938 году, когда Лутц был уволен Гитлером, Гудериан занял должность командующего подвижных войск. В ходе Второй мировой войны Гудериан служил в должности командующего корпусом и армией. В 1944 году он стал начальником Генерального штаба.{663}

Если бы Гудериан был скромным человеком и не стал бы писать о своей личности, то он остался бы в истории превосходным генералом, первоклассным тактиком и человеком, игравшим центральную роль в создании и развитии пераых немецких танковых дивизий. Но Гудериан был вовсе не скромен. По его собственным словам, он был центральной фигурой в создании германских танковых войск начиная с 20-х годов. Отголоски этого мнения прослеживаются в работах биографов Гудериана и словах его многочисленных поклонников.{664}

Например Кеннет Макксэй много писал о ранних статьях Гудериана на тему танковой войны и моторизации армии:

Поскольку он [Гудериан] был много начитан по сути своего предмета, в его статьях стали появляться глубокие выводы, связанные с его исследованиями в области древней и современной истории. Это привело к стремлению к времяпровождению, которое привлекло внимание старого прусского генерального штаба — написанию блестящих статей в военных журналах. Поощренный генералом фон Альтроком, редактором Militar Wochenblatt, он подготовил несколько статей (некоторые из них анонимны?), которые выкристаллизовали его мысли и стиль, и в то же время приобрел репутацию человека, хорошо излагающего спорные моменты, вызывавшие непосредственный интерес в дебатах того времени, посвященных причинам проигрыша Германией последней войны. Но эти статьи также способствовали появлению врагов, поскольку уже в этот ранний период энтузиасты танковых войск предложили преобразовать кавалерию в механизированные дивизии.{665}

Фактически же Гейнц Гудериан между 1922 и 1928 годом написал только пять полдписанных статей для Militar Wochenblatt, довольно ровных по содержанию, включая такие работы, как «Французское моторизованное снабжение под Верденом» и «Разведка и охранения в ходе моторизованных маршей».{666}Статьи Гудериана на тактические темы как правило были короткими, на одну-две страницы, как например «Кавалерия и бронеавтомобили»{667} и «Моторизованные войска и ПВО»{668}.Эти статьи были не революционными, а скорее типичным выражением современных Гудериану тактических мыслей. В 20-х годах «потрясающие» военные работы Гудериана в действительности были фактически скорее слабыми, никакого сравнения ни по объемам информации ни по оригинальности с работами Эрнста Фолькхайма. Основным трудом Гудериана на тему танковой войны была книга «Внимание, танки», написанная в 1936–37 годах. Эта работа детализировала тактику и операции танковой дивиззи нового типа во время войны. «Внимание, танки» действительно была блестящей и оригинальной книгой, но она была продуктом длительной эволюции танковой мысли, во многом основанной на работах предшествующих танковых теоретиков, особенно австрийского генерала (позднее генерала немецких танковых войск) Людвига Риттера фон Эймансбергера, главный труд которого, «Танковая война» (Der Kampfwagenkrieg), была издана в 1934 году и получила широкое распространение в немецкой армии.{669}

Даже для автобиографии «Танковый командир» Гудериан слишком много занимается самовосхвалением. Фолькхайм, например, получил лишь мимолетное упоминание в одном из предложений книги Гудериана.{670} Лутц удостоился сердечной похвалы главным образом за поддержку идей Гудериана, когда последний стал начальником штаба Лутца в 1931 году.{671} Другие офицеры, внесшие значительный вклад в развитие германских бронетанковых войск в 20-х и 30-х годах, такие как Пирнер, Хейгль, фон Эймансбергер, фон Фоллард-Боккельбергер, а также многие офицеры, прошедшие обучение в немецкой танковой школе в Казани, у Гудериана лишь слегка упомянуты либо не упомянуты вовсе. Гудериановскую версию появления и развития германских бронетанковых войск лучше всего сравнить с «Историей германских танковых войск. От 1916 до 1945 года» генерала Вальтера Неринга (Die Geschichte der deutschen Pan-Zerwaffe 1916 bis 1945), который тщательно и детально описал работу большого количества немецких офицеров, внесших свой вклад в развитие немецких танковых войск.

Короче говоря, отраженный в документах энтузиазм верховного командования в вопросе моторизации армии, технические достижения управления вооружений в разработке танков и транспортных средств, теоретические наработки Фолькхайма и других офицеров, эксперименты в области моторизации, производившиеся инспекцией автомобильных войск и в танковой школе в Казани, в сочетании с доктриной маневренной войны фон Зекта и его упором на тактику взаимодействия родов войск — все это обеспечило широкий теоретический фундамент для блицкрига Второй мировой войны. Благодаря маневрам 20-х годов германская армия была хорошо подготовлена к созданию современных танковых войск со здравой доктриной применения в ходе начавшегося в начале 30-х годов воссоздания армии. Хотя Гудериан сыграл важную роль, он ни а коем случае не может считаться единственным создателем танковых частей. Как написал военный историк полковник Тревор Н. Дюпуи, «Гудериан несомненно был лидером направления в сторону доктрины бронетанковой войны, но очевидно, что кроме него было множество других молодых офицеров Генерального штаба с аналогичным мышлением и такими же способностями, которые с готовностью могли бы стать лидерами в этой области.»{672}

Второе серьезное заблуждение — что Гудериан и другие энтузиасты танкового дела должны были бороться против реакционной военной верхушки — также основывается главным образом на описании событий в изложении Гудериана. Касательно ранних экспериментов по использованию моторизованных частей в ходе учений, программы которых Гудериан помогал готовить в период между 1921– и 1924 годами, последний в качестве свидетельства высмеивания идей использования автомобильных войск в бою, цитирует слова полковника фон Натцмера, бывшего тогда инспектором автомобильных войск: «они должны перевозить муку».{673} Однако Гудериан не отметил, что позиция фон Натцмера коренным образом отличалась от позиции фон Зекта и войскового управления. В каждом выпуске своего ежегодно, с 1921 по 1925 годы, публикуемого «Отчета армейского главнокомандующего» фон Зект подчеркивал важность моторизованного транспорта для боевых подразделений. Учения с использованием моторизованных подразделений в роли боевых частей высоко оценивались фон Чишвитцем, предшественником фон Нацмера, а их описание было включено в «Отчет армейского главнокомандующего» 1922 года.{674}

Гудериан во многом напоминал Людендорфа: блестящий человек, но экстремист и индивидуалист по натуре, характер которого граничил с фанатизмом. Известно, что Гудериан был одним из немногих офицеров Генерального штаба, поддерживавших нацистов с настоящим энтузиазмом. Его весьма характеризовал тот факт, что любое несогласие или недостаточный энтузиазм в отношении его идей он сразу относил к реакционному военному мышлению. Гудериан выражал искреннее презрение к генералу Людвигу Беку, начальнику Генерального штаба с 1935 по 1938 годы, которого ог характеризовал как противника идей современной механизированной войны: «Он [Бек] оказывал парализующее влияние везде, где появлялся…Сутью его мышления был широко разрекламированный метод ведения боевых действий, который он называл «сдерживающей обороной.»{675} Это грубая карикатура на очень компетентного генерала, который был автором Армейского наставления 300 (Управление войсками) 1933 года, главного тактического наставления немецкой армии во Второй мировой войне, и пол чьим руководством в 1935 году были созданы первые три бронетанковые дивизии, самые мощные танковые войска в мире на тот момент. «Сдерживающая оборона», высмеянная выше Гудерианом, не была изобретением Бека — она была стандартной оборонительной доктриной с 1921 года.

Изображение военного пророка, преодолевающего большие препятствия в своей деятельности, привлекательно для военных историков. Однако оно неверно отражает реальное положение Гудериана или немецких танковых теоретиков в 20-х и 30-х годах. Карьеры немецких танкистов и сторонников моторизации были успешны. Гудериан впервые получил под свое командование дивизию, будучи еще полковником. Нельзя не провести параллель с положением Дуайта Эйзенхауэра в 20-е годы, когда он выступив за значительное усиление пехотной дивизии танками, был осужден командующим армией США и под угрозой военного трибунала не мог публиковать свое мнение по этому вопросу.{676} Гудериан жаловался на «очень громкую оппозицию» по отношению к танковым частям в 1936 году,{677} в то самое время, когда германская армия создавала танковые и моторизованные подразделения быстрее, чем могла оснастить их.

Третьим распространенным ошибочным представлением о немецких бронетанковых войсках — что ее доктрина основана непосредственно на работах британских теоретиков — основывается на работах Бэзил Лиддел Гарта. В подготовленной Лиддел Гартом редакции мемуаров Гудериана переведены следующие слова последнего: «Преимущественно книги и статьи англичан Фуллера, Лиддел Гарта и [Гиффорда] Мартеля разбудили мой интерес и дали пищу для размышлений. Эти заглядывающие далеко вперед солдаты уже тогда [в двадцатые годы] пробовали сделать из танка нечто большее, чем средство поддержки пехоты. Они увидели эти перспективы в связи с растущей моторизацией нашего времени, и таким образом во многом стали пионерам войны нового типа.»{678} Тогда же, в английском издании Лиддел Гарт вырезал краткое упоминание Гудерианом Фрица Хейгля, вставив следующий абзац, отсутствующий в авторском тексте мемуаров на немецком языке:

У них [Фуллер, Лиддел Гарт, Мартель] я перенял идею концентрации танков, на примере сражения при Камбрэ. Далее шли идеи Лиддел Гарта, подчеркнувшего необходимость использования бронетанковых войск для нанесения глубоких ударов, проведения операций против коммуникаций противника, а также предложившего тип бронетанковой дивизии, сочетающей подразделения танков и механизированной пехоты. Глубоко впечатленный этими идеями, я пытался развить их дальше и приспособить к реалиям нашей собственной армии. Таким образом я заимствовал многие предложения касательно нашего дальнейшего развития у капитана Лиддел Гарта.»{679}

Бэзил Лиддел Гарт очень хотел получить признание о себе, как об отце успешной германской тактики блицкрига и несколько раз говорил именно об такой своей роли.{680} Утверждение Лиддел Гарта о том, что он оказал через Гудериана огромное влияние на немецких практиков и теоретиков танковых войск, было некритически воспринято многими историками.{681} Однако тщательное изучение довоенных немецких книг, документов и статей нисколько не подтверждает того факта, что Лиддел Гарт был широко известен в германской армии или о том, что он оказал хоть какое-то влияние на немецкую тактическую мысль. Гудериан в своей книге «Внимание, танки!»не цитировал среди источников Лиддел гарта. Также и фон Эймансберегер, Хейгль или Фолькхайм не упоминают о Лиддел Гарте и не показывают знакомства с его идеями. Великолепный практик танковой войны, фельдмаршал Роммель ничего не слышал о Лиддел Гарте до того момента, как прочитал его статью в конце 1942 года.{682} Несколько небольших статей, написанных Лиддел Гартом для «Дэйли Телеграф», были переведены и опубликованы в журнале иностранных военных новостей Генерального штаба и в Militar Wochenblatt в 1920 годах, но они были лишь несколькими среди сотен других статей многочисленных американских, французских, британских, итальянских и польских младших офицеров.{683} Это единственное свидетельство знакомства германской армии с Лиддел Гартом в 20-е годы, когда развивалась ее бронетанковая доктрина.

Нельзя сказать, что Гудериан и другие немецкие офицеры не были знакомы с британскими военными теоретиками. Дж. Ф. Ч. Фуллер был известен и высоко оценен в Германской армии в 20-е годы. Репутация Фуллера не была следствием его блестящих теорий, а скорее была связана с тем, что Фуллер, будучи начальником штаба британского танкового корпуса времен войны, был организатором массового наступления с участием танков в Камбрэ в 1917 году и был автором плана 1919 года, в соответствии с котором союзники планировали в том же году задавить Германскую армию танковыми армадами. Работы Фуллера оказались полезны для немцев не из-за того, что они высоко ценили его теоретические изыскания в области стратегии — немцы и так имели своих значимых теоретиков в лице Клаузевитца, фон Мольтке, фон Шлиффена и, в 20-х годах, Зекта — а скорее из-за глубокой практичности большинства его идей. В 20-е годы германские танковые тактики испытывали большой недостаток реального, практического опыта, знания которого они и хотели найти в работах Фуллера. Первая серьезная книга Фуллера, «Танки в Великой войне» (1920) содержала много полезной информации, как например об организации британских танковых частей, о том, как у них обстояло дело с обслуживанием и ремонтом боевых машин, как они развивали танковую тактику, а также создали специальные бронированные машины тылового и инженерного обеспечения. Книга включала даже организационные схемы, карты и диаграммы, касающиеся боевых бронетанковых подразделений, а также анализ основных боев с участием танков и описание уроков, которые были получены в этих боях.Это был лучший базовый учебник о танках, доступный в 20-е годы, и именно как учебник немцы и использовали данный труд.{684}

Работы Фуллера вскоре стали очень популярными в Германии. Его многочисленные дальнейшие труды о танковой войне сразу же переводились и публиковались в Militar Wochenblatt и других журналах. В 1926 году журнал иностранных военных новостей Генерального штаба посвятил три выпуска публикации книги Фуллера под названием «Реформация войны».{685} Ни один другой зарубежный военный теоретик не получил столько внимания со стороны Рейхсвера. «Танк в современной войне» Эрнста Фолькхайма демонстрирует сильное влияние Фуллера в той части, где Фолькхайм защищает специализированные бронированные инженерные машины. Гейнц Гудериан цитировал Фуллера и британского танкового теоретика Мартеля в своей книге «Внимание, танки», Людвиг Риттер фон Эймансбергер использовал Фуллера в качестве основного источника в своей «Танковой войне». Мемуары Фуллера даже были переведены на немецкий язвк.{686}

Хотя идеи Фуллера и оказали определенное влияние на немецких танковых теоретиков, было бы несправедливо называть немцев учениками Фуллера или Мартеля. Немецкие авторы — тактики были, как правило, критическими читателями, которые тщательно отбирали из концепций — Фуллера и других авторов — то, что казалось им полезным и практичным, и отказывались от остального. Например, структура немецких боевых танковых формирований 20-х и 30-х годов прямо заимствована у Фуллера, но ни один из немецких тактиков-танкистов не воспринял всерьез фуллеровскую концепцию массового использования одно — и двухместных танкеток. Уже в 1924 году Фолькхайм не стеснялся принимать некоторые идем Фуллера, не разделяя при этом его энтузиазма по отношению к быстроходным легким танкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: